Главная -> Законодательство (Чаепитие в академии)

В судьбе юры золотова и таких мальчишек, как он, несколько заседаний специального комитета при совнаркоме ссср, что прошли в 1945 и 1946 годах, сыграли особую роль. 22 декабря 1945 года подписан протокол n 11, в котором сказано:

1. Принять в основном представленный тт. Ванниковым, вавиловым, потемкиным, курчатовым, алихановым, капицей, бараненковым и борисовым проект постановления снк ссср о подготовке специалистов по физике атомного ядра и радиохимии и внести его на утверждение председателя совета народных комиссаров союза сср товарища сталина и.В. ....

ТАК была решена судьба юры золотова. Теперь в мгу он будет заниматься аналитической химией для атомного проекта, а затем начнет работать в институте геохимии и аналитической химии ан ссср, где для него уже расширяются штаты, да и жилплощадью научные сотрудники будут обеспечиваться быстрее, чем их коллеги в других институтах.

Слово о науке: аналитическая химия - у истоков всей химии. Эту мысль мы находим у многих историков, и она, видимо, правильна. Возьмем открытие новых элементов - это ведь аналитическая задача. Во всяком случае, до последнего времени, когда новые элементы стали делать физики-ядерщики, да и они без химико-аналитической методологии часто не могут обойтись. Из аналитической химии выросли многие важные - обособившиеся - направления химической науки.

- Юрий александрович, мы говорим аналитическая химия, а чем конкретно она занимается?

- никто не может обойтись без химического анализа и контроля. Они нужны для охраны окружающей среды и оценки качества воздуха и воды, создания и контроля лекарств и продуктов питания, ну и, конечно же, практически все отрасли промышленности и сельского хозяйства не способны развиваться без аналитической химии.

- Вопрос я, безусловно, задал совсем уж наивный...

- Не совсем. К сожалению, общее понимание необходимости и важности аналитической службы в нашем обществе не всегда полное и не всегда правильное. У нас есть десятки примеров эффективного использования химического анализа в медицине, при исследовании космоса, в промышленности, сельском хозяйстве, обороне, криминалистике.

- А наиболее яркий из них?

- можно привести отрицательный? в семидесятых годах хiх века в морской воде обнаружили золото. Были сделаны анализы, которые позволили установить, что его содержание довольно велико. Расчет показал, что всего в морской воде более восьми миллиардов тонн этого элемента. Огромное богатство! после первой мировой войны в германии интенсивно разрабатывались способы извлечения золота из воды морей. В результате выяснилось, что полученное таким путем золото намного дороже добываемого обычными методами. Оказалось, что результаты анализов, на которые опирались расчеты, были завышены приблизительно в тысячу раз. Потом для определения золота в океанской воде использовались новые и все более совершенные методы анализа. В итоге - последовательно уменьшалось действительное содержание золота в воде. В 1990 году американцы методом масс-спектрометрии установили, что содержание металла в тысячу раз ниже того, что принималось за действительное еще два года назад. Вот вам и огромное богатство.

- Пример, конечно, убедителен и нагляден, но нельзя ли привести еще один, ближе к обыденной жизни?

- водка подойдет?

- лучшего примера и придумать трудно...

- Две лаборатории в уфе проводили систематическое изучение химического состава вин, водок, коньяков, виски, джинов и т.Д. Это не просто контроль, но и определялись так называемые ненормируемые примеси. Результаты были представлены на конференции, проводившейся в краснодаре в 1996 году.

Установлено, что в водках и спиртах основными вредными примесями являются альдегиды и высшие спирты, проще говоря, сивушные масла. По этим показателям подавляющее число водок не выдерживает никакой критики - их просто опасно употреблять.

- Но исключения есть?

- не могу делать рекламу конкретным производителям, но я доверяю только московскому заводу кристалл...

Слово о науке: можно выделить три уровня экологических проблем.

Первый из них - глобальный: парниковый эффект, озоновые дыры, трансграничный перенос загрязнений, уничтожение лесов амазонии. Второй уровень можно назвать региональным: борьба с загрязнением воздуха автомобилями и промышленностью, обеспечение чистоты воды, обработка стоков, уничтожение твердых отходов и многое другое. Третий уровень - уровень замкнутого объема помещений, то есть наши офисы и квартиры, где мы проводим основное время.

Существуют ли проблемы на этом уровне? к сожалению, существуют, и даже весьма серьезные.

Довольно обычны химические загрязнения воздуха жилища, особенно формальдегидом и фенолом из древесно-стружечных плит и других материалов. Некоторые другие химические вещества имеют своим источником линолеум, клеи, краски, мастики, декоративный пластик. Водопроводная вода по дороге от станции до крана в квартире набирает тяжелые металлы. В замкнутом пространстве становится опасным радон, поднимающийся из разломов земной коры и попадающий из подвалов в верхние этажи по лестничным клеткам или вентиляционным каналам. Известно, что иногда источником радона являются и строительные материалы...

Одним словом, оценка экологической обстановки в жилище и в офисе становится важной задачей. Такая оценка нужна, например, при переезде на новую квартиру, при покупке старой. В сущности, желание проверить свой дом или место работы скоро станет совершенно обычным.

- В основном вы занимались не прикладными, а фундаментальными исследованиями?

- всегда очень трудно определить, где начинается одно и кончается другое, какое направление или отрасль вскоре займет лидирующее направление. Это возможно точно сказать лишь после того, как сделаны основополагающие открытия.

- Поясните, пожалуйста.

- До открытия деления урана ядерная физика не считалась приоритетным направлением, а химиков, которые в тридцатые годы занимались ураном, обвиняли в отрыве от жизни. Оттого во времена атомного проекта было всего лишь несколько человек, которые могли определить главные направления работ по химии в этой области. К счастью, мне пришлось со многими из них не только быть знакомым, но и работать...

- Говорят, что научный поиск - это прежде всего вдохновение, а когда оно приходит - неизвестно...

- Почему же? могу с точностью назвать день и час, когда это случилось у меня...

- Замечательно!

- 7 ноября 1967 года на меня неожиданно спустилось или пришло (выбирайте сами!) озарение. Я вдруг понял, что вижу новое явление.

- Как это вижу?

- я отчетливо представил весь процесс. Не буду описывать его - нехимики не любят, когда мы рассказываем о растворителях, смешанных ионных агрегатах, о степени экстракции, микрокомпонентах и их концентрации...

- Пожалуй, с ними можно согласиться...

- В общем, в этот день я понял, что существует явление, противоположное соэкстракции, - подавление экстракции одного элемента в присутствии другого. Увиделось это, в сущности, умозрительно, на основе нехитрых заключений, сделанных с учетом известных из литературы данных. Я быстро написал статью в доклады академии наук ссср. Она стала сенсацией в нашей области науки, и все последующие годы - вплоть до сегодняшнего дня - я занимаюсь этой проблемой. Очень много исследователей работают в этой области, развивают те идеи, которые я высказал еще много лет назад. Через двадцать лет я получил диплом на открытие. Думаю, что такого масштаба работой можно гордиться по праву.

- Но почему такая точная дата - 7 ноября 1967 года?! ведь это праздничный день?

- выходные и праздничные дни для меня всегда были очень плодотворными, когда можно спокойно поработать для себя. В обычные дни всегда нет времени. Все, что я сделал заметное и интересное, связано с выходными и праздниками.

- Откуда вы родом?

- мои родители из сельской местности. Они жили всегда если не в глухой деревне, то в глухом райцентре. В общем, я всегда говорю - из крестьян. Но отцу удалось получить высшее образование: он закончил тимирязевскую академию. Во время войны я жил в крошечной деревеньке, где было всего 18 дворов. Это под волоколамском. Такое детство мне страшно много дало! жизнь в деревне основательно приучает к труду, дает массу навыков.

- Они и сегодня не лишние?

- конечно. Уже не раз случалось, что окружающих, к примеру, во время отдыха я ставлю в неловкое положение. Был такой случай. Никто не мог запрячь лошадь, а я это сделал. Представляете, как были поражены люди: мол, оказывается, академик и это может... Если нужно корзинку сплести, пожалуйста, и это могу сделать... Так что четыре года в глухой деревеньке дали мне очень многое, что осталось на всю жизнь. Но главное - это чувство ответственности. Учился и одновременно работал в колхозе, отвечал за конкретные дела. Очень гордился, когда на первые трудодни получил три килограмма гороха. Закончил школу с золотой медалью и поступил в университет. Это было в 1950 году.

- В университете не появилось сомнений в качестве ваших знаний: ведь золотая медаль сельской школы иного веса, чем городской?

- нет. Никаких дополнительных экзаменов я не сдавал. Было обычное собеседование. Причем попал на химический факультет случайно - у меня не было ощущения, что химия - мое призвание. Я колебался: а не пойти ли на исторический? там работал академик рыбаков, который жив до сегодняшнего дня. Он всегда был мне симпатичен, и я хотел учиться у него. Однако все-таки победило чувство, что нужно выбирать более надежную профессию. Я поехал в ленинскую библиотеку, выписал из каталогов массу полупопулярных книг по химии. Перед тем, как идти на собеседование, я их прочитал и просмотрел. Так случилось, что беседовал я с третьекурсником. Он спросил меня, читал ли я что- нибудь о химии дополнительно. И тут я ему выдаю весь список книг, которые еще не испарились из моей головы. Он был удивлен... Первый год учебы мне не очень понравился. Это была органическая химия. Академик спицын хорошо читал лекции, но практика не произвела на меня большого впечатления. И я уже начал сомневаться в верности своего выбора. Однако на второй год началась аналитическая химия, и я понял, что выбрал свою профессию правильно. Мне стало интересно, а потому я стал химиком-аналитиком и благодарен судьбе, что так получилось.

- Обычно сразу же упоминается первый учитель. Был ли он у вас?

- очень большую роль сыграл в моей судьбе мой шеф, мой наставник академик алимарин. Он был заведующим кафедрой аналитической химии, работал на ней очень долго - до 86 лет. Я стал его преемником на кафедре. Он всегда меня поддерживал. Делал это всегда тактично, критиковал, если требовалось, но помогал всегда. Вывел меня на международный уровень: ввел в международные организации, где сам работал, сделал там меня своим преемником.

Из воспоминаний: спецпотоки и целые спецвузы формировались в то время в связи с необходимостью подготовки кадров для атомной промышленности, для ядерной науки. Еще при поступлении в университет меня, как и большинство других абитуриентов-мужчин (если не всех), пропустили через специальную медицинскую комиссию в поликлинике первого главного управления - будущего министерства среднего машиностроения.

Однако анкетные данные ценились тогда не меньше здоровья. Поскольку своих полноценных на курсе не хватило, к нам перевели довольно много ребят с биологического и геологического факультетов (о желании перейти на химфак их особенно не спрашивали) и более того - из казанского и воронежского университетов. Так и образовался спецпоток; девушек на нем не было.

Стипендию нам положили повышенную, оформили по секретной линии, ввели новые курсы.

Курсы эти были еще сырые, непродуманные, не всегда полезные. Изучая химию урана, мы очень долго перекристаллизовывали нитрат уранила - ничего больше не запомнилось. Для измерения радиоактивности используется радиотехническая аппаратура; поэтому нам ввели ненужный, как выяснилось позднее, курс радиотехники. Читали и ядерную физику. Но главное - учили радиохимии и учили, в общем, неплохо.

- В университете вы потянулись к научной работе?

- дипломная работа у меня была закрытая: по разделению урана и ванадия. Уран - это уран и плутоний, а экстракцией я занимался лет тридцать всерьез. Экстракция - это не только аналитическая химия, но и многие другие смежные области. Я занимался не только теорией, но и технологией. Кстати, идеология разделения элементов, если можно так выразиться, до сегодняшнего дня в центре моих интересов.

- Институт геохимии и аналитической химии - ваша единственная любовь?

- иван павлович алимарин параллельно с кафедрой в мгу заведовал лабораторией в этом институте, и он пригласил меня туда в аспирантуру. Довольно быстро на меня обратил внимание академик виноградов. В первый же год аспирантуры он меня вызывает в директорский кабинет. Напомню, что виноградов был заместителем курчатова в атомном проекте, он отвечал в нем за аналитический контроль... Итак, он неожиданно для меня начинает разговор так: все говорят: золотов, золотов, а я хочу посмотреть, что вы собой представляете... Я слегка опешил, и он заметил это. Улыбнулся и говорит:

есть работа, которую нужно быстро сделать. Работа очень важная. Нужно найти вещество с высокой плотностью по водороду. Причем способы любые - в эксперименте, в литературе, - как угодно, это ваше дело, но задачу нужно решить! спрашиваю: а сколько времени на работу? рассчитываю, что до конца своего аспирантского срока, возможно, и управлюсь. Но вдруг слышу:

неделя! эта неделя у меня в памяти до мельчайших деталей... Я бросился в библиотеки, бросился консультироваться, в том числе и у ряда академиков, которые моментально меня принимали, услышав, что об этом просил сам виноградов... И я нашел такой материал. Показал свои выводы виноградову, тот заинтересовался. Сразу же сказал мне, что я буду докладывать в министерстве. Приводят в кабинет, там сидят человек двадцать, среди них несколько будущих академиков... Мне дают слово, минут пятнадцать я докладываю. Со мной соглашаются, мои выводы принимают.

- А зачем нужно было это вещество?

- не знаю. Использовали его или нет и где именно - сие мне неведомо до сих пор. Ведь в те времена секретность была жесточайшая, и очень многие исследования я проводил вслепую, не догадываясь, где именно они будут использоваться. К примеру, знаю, что на комбинате маяк, но там я не был.

- До сих пор?

- а разве секретность в этой области прекратила свое существование?!

- иллюзия такая создана.

- Вы же сами сказали иллюзия... А тот эпизод с докладом в средмаше запомнился мне на всю жизнь. Ведь какую смелость нужно было проявить виноградову, чтобы аспиранту дать столь важную работу, доверить ему выступление на столь высоком уровне. Это была великолепная школа! сейчас даже трудно предположить, что такое возможно... По крайней мере, мне подобные случаи неизвестны... Академик виноградов, конечно же, был человеком исключительным. Он умел подбирать людей, ставить перед ними задачи: хорошо помню, как начинались в институте работы по космосу. Он приехал с какого-то совещания. Наверное, его проводил королев...

- Или келдыш?

- согласен. Вероятнее всего, он... Виноградов говорит, что есть предложение разным институтам заняться веществом луны и планет. Можем ли мы это сделать?

- до этого космической тематики у вас не было?

- нет. Виноградов обратился к заведующим лабораториями, ко всем присутствующим с просьбой подумать о том, как включиться в такую работу. Я хорошо помню это совещание, потому что оно, по сути дела, стало точкой роста для нового направления исследований, которое принесло славу нашему институту.

Есть еще несколько областей науки, которые связаны с академиком виноградовым и о которых, к сожалению, сейчас почти не упоминается. К примеру, разработка методов слежения за подводными лодками. Это была большая программа, и она успешно развивалась. Или очистка воды от радиоактивного заражения. Разве это не актуально и сегодня?! виноградов ухватывал перспективные, нужные для страны и для науки направления и бросал на них талантливых ученых. Очень многие достижения нашей науки в хх веке связаны с именем александра павловича виноградова.

Из воспоминаний: мне предложили тему диссертации. Иван павлович алимарин пришел однажды и сказал: ну вот, александр павлович окончательно решил с нашей темой: нептуний. Что это означало, было не очень ясно; собственно научная задача передо мной не ставилась, обозначалась лишь область действий. Так оно и оказалось: проблемы потом я формулировал сам. Работа была секретной.

Сложность состояла в том, что в институте нептуния не было. Его нужно было делать, облучая в ядерном реакторе соединения урана и выделяя потом из обладающей сильной радиоактивностью пробы ничтожные количества нужного мне элемента. Тоже, конечно, радиоактивного. К тому же период полураспада получаемого таким приемом радионуклида нептуний-239 составляет приблизительно два с половиной дня. Работать с выделенным изотопом можно неделю, от силы две. Потом - все сначала: облучение в реакторе, выделение и очистка моего дорогого изотопа.

Выделять нептуний из облученного урана нужно было за защитой из тяжелых свинцовых кирпичей в специальном шкафу, в резиновых перчатках, с индивидуальным дозиметром в кармане халата. Все это я довольно быстро освоил...

Выделив радиоизотопы нептуния, я должен был проверить его чистоту, хотя бы измерив период полураспада. А уж потом можно было изучать свойства элемента - причем только те, для исследования которых не требуются большие количества. У нептуния есть другой изотоп, нептуний-237, долгоживущий, который можно получить в значительных количествах, но у нас его тогда не было.

- Как вы сегодня оцениваете состояние аналитической химии в россии?

- у нас очень хорошие аналитические школы по созданию химических реагентов. Лучшие в мире. Однако сейчас эти методы не являются главными. Преобладает физический инструментарий. В этой области мы не занимаем лидирующих позиций. По двум причинам отстаем. Главным образом из-за оборудования. Некоторые типы приборов у нас не производились и не производятся и сейчас, ну а у тех, что выпускаются, качество очень низкое. А на приобретение импортных приборов высокого класса у нас всегда не хватало денег. Кстати, в самые последние годы положение выправляется. К счастью.

- За счет чего? денег-то по-прежнему нет?

- есть несколько путей для улучшения ситуации. Об одном из них я рассказываю во время лекций для студентов, специализирующихся на аналитической химии. Я им говорю, что сейчас открою страничку остапа бендера и прошу ее внимательно изучить. Это рассказ о том, как приобрести приборы и аппаратуру для занятия наукой, не вступая в конфликт с уголовно- процессуальным кодексом. У нас в россии появилось много небольших фирм.

Они делают очень неплохие приборы за счет того, что комплектующие покупают за границей (это электроника) и используют достижения военно- промышленного комплекса. К примеру, ту же оптику, которая всегда у нас была хорошей. Эти фирмы создают приборы, не уступающие зарубежным.

Привлечение их к мгу выгодно для таких фирм, так как сразу же дает широкую рекламу, а потому они охотно идут на сотрудничество с нами. Почему же это не использовать?! другой путь - это укрепление контактов с зарубежными фирмами на безденежной основе, как ни парадоксально это звучит. У меня на кафедре представлено пять или шесть фирм. Мы создаем демонстрационно-обучающие центры, помогаем им в разработке методик с учетом нашей специфики, что, соответственно, привлекает покупателей.

Естественно, мы получаем право работать на этих приборах, вести свои исследования. Зарубежным фирмам это выгодно, они охотно идут на сотрудничество с нами.

- Эта система уже отработана?

- мы накатывали ее десять лет. В 1991 году я поехал в италию, там побывал на одной фирме, и договорились о сотрудничестве. Они поставили нам аппаратуру почти на миллион долларов! по тем временам это была значительная сумма. А потом дело постепенно расширялось... И в первую очередь за счет почтовых ящиков, которых в советском союзе было множество, а в россии они развалились. Для этих ящиков покупалось много приборов, а докторов и кандидатов наук там было мало. При развале отраслевой науки образовалось много лишних приборов. И их начали нам передавать. То с баланса на баланс, то по бросовой цене, иногда за то, что мы на них проводим нужные для военных анализы. В общем, таким образом десяток хороших приборов мы получили. Ну и последнее: иногда наше правительство или министерство науки расщедриваются. Это случается, когда утверждается какая-то новая программа. Мы тут как тут: мол, готовы провести необходимые анализы и исследования. И как учил нас академик виноградов, стараемся сочетать фундаментальные исследования с теми, которые заказывает руководство. Обеим сторонам это выгодно... Получилось, что кафедра в мгу у нас оборудована весьма неплохо, не стыдно бывать и работать в наших лабораториях.

Мысли вслух: мужчины и женщины распределены в науке неравномерно; если науку представить пирамидой, то в ее основании и нижних слоях мы найдем женщин больше, чем в средних и тем более в вершинных. Пирамиду можно построить, взяв за критерий творческие успехи, выражаемые числом публикаций, ученых степеней, наград и т.Д. И приняв во внимание иерархию должностей, меру ответственности за коллективные исследования. Причин здесь несколько; среди них, конечно, и общеизвестные: рождение и воспитание детей, б'ольшая, чем у мужчин, привязанность к домашнему очагу и необходимость тратить время и душевную энергию на его поддержание. Но есть, думается, и причины генетического порядка. Принято считать, что умом женщина не уступает мужчине; кто же будет спорить - это факт, только ум, набор ярко выраженных способностей, шкала ценностей у нее - иные...

Женщины в науке отличаются терпением и усидчивостью, необходимыми, скажем, для накопления большого числа результатов экспериментов или наблюдений, а также добросовестностью, умением и большим желанием передать знания и опыт другим, меньшей амбициозностью и честолюбием. Но они намного реже генерируют идеи, более прагматичны, поэтому не очень склонны к завиральным мыслям и фантазиям, а их обобщения чаще носят характер неэвристический.

- Таким образом, многое зависит и от особенностей чувств и мышления?

- один нобелевский лауреат из японии сравнивал российский мозг и японский. Он писал, что японцы могут быть прекрасными профессионалами, они глубоко вникают в известное, умеют его систематизировать и подать. Более того, они могут быть прекрасными исполнителями и накапливать знания в проложенных направлениях, и делают это великолепно. А российский ум настроен всегда на создание чего-то нестандартного.

- Чудаки?

- именно! нестандартные люди, которых часто не понимают, осуждают. Они часто не вписываются в сообщество, их отторгают, потому что у них скверные характеры и так далее. Но в конце концов именно им принадлежат те главные открытия, которые сделаны в науке. И в этом, на мой взгляд, главное достоинство нашей науки.

Слово о науке: академия наук получила статус самостоятельного, независимого учреждения. От кого независимого? от верхнего этажа аппарата, от государства, от народа - от кого именно? не от народа, это факт. Думаю, что и не от государства, ибо оно должно будет финансировать и как-то обеспечивать академию. Значит, от власти? но ведь зависимость от государства предполагает, видимо, и зависимость от его руководства.

Наука зависит от властей, хочешь не хочешь; но... Прислушиваются ли власти к ученым? прислушиваются, конечно, и даже в каких-то случаях используют их рекомендации, но более известны примеры пренебрежения мнением работников науки: академические экономисты постоянно жаловались, что их советы госплану и политическому руководству редко принимались во внимание не только в застойный период, но и потом.

Дело не только в зависимости науки от власти, хотя эта зависимость всегда была, да и сейчас еще остается. Были же времена, и не только сто пятьдесят лет назад, когда исследовательская мысль была зажата в полном почти соответствии с м.Е. Салтыковым-щедриным: ...Всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний. Дело еще и в том, что за десятилетия этой самой зависимости от партийных указаний в какой-то мере было утрачено понимание самими учеными необходимости открытости, смелости в суждениях, уважения к мнению оппонента, понимание того, что наука, говоря словами чехова, как таблица умножения, не имеет национальных границ.

- Классик еще говорил о том, что надо по капле выдавливать из себя раба. Неужели за минувшие десять лет ученым это не удалось сделать?

- зависит от того, сколько рабства набралось в каждом человеке. Если выдавливать по капле, то, не исключено, могут потребоваться десятилетия, то есть вся жизнь...

Владимир губарев.

Главная -> Законодательство

Особенности аудита строительных организаций: аудит использования материальных ресурсов в строительстве О российском экспорте услуг О внесении изменений и дополнений в правила продажи отдельных видов- строительные материалы Подсчитали прослезились Пояснения к заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения n мп (3) Путь к атомному щиту Реальный сектор - реальные результаты Резервы есть Российская федерация Рынки товаров и услуг на страницах газеты коммерческие вести, 1999 год Ситуация в aдыгее: взгляд из москвы в соответствии с поручением- строительные материалы Социально-экономическое положение республики карелия в январе-сентябре 2001 года