Главная -> Статьи

Легендарный город Севастополь

Севастополь - город легендарный, даже название — Севастополь — город славы... При одном звуке этого имени н памяти возникают военные корабли и военные моряки, Севастополь и туризм - звучит странно, непривычно. А, собственно, почему ? Если присмотреться к истории, отбросив стереотипы, можно выяснить любопытные вещи. Военная слава и туризм вовсе не антагонистичны. Более того, в XIX веке, после первой героической обороны, далеко разошедшаяся по миру военная слава породила мощную волну туризма, спасшую лежавший почти 20 лет в руинах город от умирания. Приезжала в город не только российская публика, но и зарубежные гости, в том числе родственники погибших здесь английских, французских и итальянских офицеров. И первыми стали отстраиваться гостиницы. К концу XIX века их было уже 14 на 60 тыс. населения! И сегодня осталось только 5 на 260 тыс.человек... Туристов привлекали места боев. В 1899г. был создан "Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны" под руководством Великого князя Александра Михайловича. В него вошли многие из оставшихся в живых участников обороны, историки, севастопольские и столичные инженеры, архитекторы. По замыслам этого комитета был создан и к 1905 году, 50-лстию обороны, практически завершен грандиозный мемориал. Самые крупные его сооружения — здание Панорамы обороны, Владимирский Адмиральский собор, венчающий городской холм и храм Св. Николая на Братском кладбище. Они видны из любой точки города. Но. кроме известных всем "открыточных" памятников, таких, как памятник затопленным кораблям, основу мемориала составляла уникальная акция, о которой сегодня мало кто знает. Вся бывшая оборонительная линия была обнесена невысокой (80 см) изящной стенкой из серого камня. Вдоль этой стенки н начале века можно было объехать весь город. На всех бастиона! стояли памятники. А на первом Бастии неоткуда открывается широчайшая панорама рейда, был поставлен павильон с мраморным ориентировочным столиком, поверхность которого представляла собой литой чугунный план обор». Здесь можно было, оглядывая окрестности, "соображать их с планом сражений". Столики поставили еще в четырех возвышенных местах, а на Малаховом кургане снабдили "зрительной трубой".



В конце XIX - начале XX века город окончательно отстроился, чему способствовало не только бурное развитие капитализма в России, но, как это ни парадоксально, запрет на военный флот| Черном морс для России и Турции. До конца XIX века Севастополь был огромным военным гарнизоном. Он строился флотскими командами, расцвета усердием незаурядных личностей: адмиралов Томаса Маккепзи, Федора Ушакова. Де Траверсе. Михаила Лазарева. Но самостоятельных средств к развитию не имел, и это обстоятельство, чец дальше, тем больше, затрудняло жизнь в городе.



История многочисленных возобновлений и запретов соображениям" торгового порта н Севастополе может послужить основой не то, что отдельной статьи, а романа. Когда в 1890 городе Севастопольские бухты были снова отданы в безраздельное пользование военно-морскому ведомству, город не только отстроился, но и прочно встал на ноги. Тем более, что военные строгости были в рамках здравого смысла. По-прежнему заходили в бухты иностранные суда. Бельгийское акционерное общество строило в Севастополе трамвай. Да и интерес туристов к городу не ослабевал, о чем можно судить хотя бы по количеству путеводителей, выхоливших десятками. Причем предметом осмотра являлись не только красоты природы и архитектуры, но и военные заводы. "Лазаревское адмиралтейство", новые доки и сам рейд с военными кораблями.

22 июня 1941 года- первый день войны, первая бомбардировка Севастополя. История трагически повторилась. 30 октября началась вторая. 250-дпснная оборона Севастополя, еще более кровавая и разрушительная, чем первая о мая 1945 года на башне чудом уцелевшей водной станции поднялся флаг освобождения. Встал вопрос, каким должен стать Севастополь — точной копией довоенного или совершенно новым современным городом. Было даже такое предложение: построить новый город на пустовавшей Северной стороне, руины же старого Севастополя сохранить как музейную реликвию. Но в конце концов все согласились, что наиболее характерными, привычными, самыми памятными местами Севастополя были Мичманский и Приморский бульвары, улица Большая Морская, Графская пристань, Исторический бульвар и Малахов курган. Места эти вошли в литературу, с ними связана история города и обе героические обороны. Оказалось, что тот облик, колорит и изящество "чисто античного свойства", которым заслуженно славился Севастополь, составляют его наибольшую ценность. Действительно, в жестоких перипетиях своей судьбы Севастополь сохранял неповторимый дух, которым обязан был контр-адмиралу Лазареву, перестроившему и преобразившему город перед Крымской войной. Да, жизнь Лазаревского Севастополя была очень короткой. В 1853 г. умер адмирал-строитель, а в 1854 соединенные армии Англии. Франции и Турции высадились в Крыму и двинулись к Севастополю. На протяжении 349-дневной первой обороны город погиб. Но образ величественного, классического, белокаменного морского города остро врезался в память современников и передался потомкам. Второй раз Севастополь был восстановлен полностью за 10 лет, чему, надо признать, немало способствовало личное вмешательство Сталина. Архитектурные пристрастия в послевоенном СССР питались классической традицией. Поэтому во вторично возрожденном городе дух Лазаревского Севастополя чувствуется, возможно, даже отчетливее, чем в начале века, когда в моде господствовали эклектика и модерн. Однако, до недавнего времени, Севастополь был закрытым городом. Туристов сюда возили ненадолго на экскурсии, в первую очередь, в Херсонес. Древний двойник Севастополя, античный памятник мирового значения, бесспорно, главная достопримечательность Северного берега Крыма. Херсонес Таврический - Херсон— Корсунь русских летописей — был основан в V в. до н.э. и просуществовал до XIV в. н.э., неоднократно испытывая изменчивость судьбы. Воевал со скифами, попадал под защиту и влияние Понтийских, а затем Боспорских царей. Под протекторатом Рима становился базой римских войск и флота, позже превращался в форпост Византии. Исторические судьбы Херсонеса тесно переплетались с судьбами Хазарского царства и Древней Руси. Античный Херсонес, в отличие от Пантикапея, Кафы, Ксркснтиды, застроенных Керчью, Феодосией, Анапой, Евпаторией, остался в стороне от массовой застройки и сохранился. Сейчас на территории Херсонского городища — государственный заповедник. Руины Херсонеса — это непреходящая ценность подлинника. Однако было бы очень эффектно построить рядом археологический парк. На территории перед оборонительными стенами Херсонеса, где сейчас неуместно располагается сводный гараж флота, можно воссоздать планировку наиболее характерных кварталов города и построить, по древней технологии, натуральные макеты утраченных сооружений с показом быта, ремесел, образа жизни. Есть технологии, позволяющие восстановить древнюю каменную винодавильню. Представляете себе настоящее "древнегреческое вино"? А насколько интереснее обычного морского круиза было бы для туристов плавание путем античного путешественника Страбона!

Туризм — самая прибыльная индустрия в мире. У Севастополя, как у туристического и курортного центра, огромные перспективы. Во-первых — дивные природные условия и неповторимый, очень органичный архитектурный облик города, во-вторых — боевая слава города, и в-третьих — Херсонес. Каждая из этих составляющих требует инвестиций и сил. Но севастопольцы сохраняют былые культурные традиции. Есть ряд отечественных предприятий, таких, как Крым-Инвест, которые уже сейчас, невзирая на двусмысленное положение города, готовы финансировать разработку программы развития туризма, реставрацию заповедника, строительство гостиниц, благоустройство территории. Президент компании, сам! бывший военный летчик, ведет переговоры с российскими, английскими, французскими компаниями. Часть иностранных фирм уже реставрируют военные кладбища, но как медленно продвигаются у нас добрые начинания! И сами военные базы могут стать предметом туристического! интереса, как это было в Севастополе начала века или сегодня — в американском Сан-Диего, где военно-морская база является основным источником дохода небольшого городка. Туристы здесь разглядывают авианосцы и крейсеры не в "зрительную трубу", а организованными экскурсиями. Давайте и мы наконец забудем распри, оставим в покое флот и явим миру прекрасный и вечный Севастополь.