Главная -> Законодательство (Ситуация в aдыгее: взгляд из москвы в соответствии с поручением- строительные материалы)

взгляд из москвы в соответствии с поручением руководителя администрации президента российской федерации проделана комплексная проверка деятельности органов исполнительной власти республики адыгея по стабилизации общественно-политической и социально-экономической ситуации в регионе. Республика (президент - а.А.Джаримов) представляет собой анклав на территории краснодарского края с населением 450 тысяч человек. Основу ее современного этнополитического облика формируют два крупнейших этноса - адыги и славяне (русские, украинцы, белорусы) в соотношении соответственно 23 и 70 процентов. Изучение общественно-политического положения в республике адыгея показало, что имевшие ранее место межнациональные противоречия, связанные с национально-территориальным самоопределением, отражением в конституции и законах республики интересов проживающих адыгов, обеспечением их представительства в органах государственной власти и др., Утратили свою остроту. Бытовой национализм - крайне редкое явление. В среде этнических адыгов сепаратистские настроения не пользуются поддержкой.

Республиканские средства массовой информации оказывают, в целом, позитивное влияние на развитие общественно-политической ситуации, укрепление межнационального согласия в адыгее. Вместе с тем, ряд публикаций в газетах голос адыга (приложение к газете адыгэ макъ на русском языке) и гъуазэ (вестник) - органе общественно-политического движения адыгэ хасэ носят тенденциозный характер, отражая точку зрения узкого круга людей. Их позицию можно охарактеризовать как антирусскую, антироссийскую, антигосударственную. В сознание читателей внедряют такие определения, как геноцид, уничтожение, изгнание, ассоциируя их с российской империей, российским государством. В ряде публикаций этих газет имеют место высказывания об исключительности адыгского этноса. Указанные издания занимают антигосударственную позицию в отношении к антитеррористической кампании в чеченской республике. В публикациях наемники называются добровольцами, одержимыми национальной идеей. Не способствует сохранению межнационального согласия в республике и ряд статей, опубликованных в газете закубанье, издаваемой общественным объединением союз славян. За последнее время на территории адыгеи обозначилась тенденция активизации деятельности представителей зарубежных исламских организаций оаэ, саудовской аравии, ливии, имеющих цели внедрения в сознание верующих идей ваххабизма, неукоснительного соблюдения предписаний корана и шариата.

Имели место факты пропаганды идей ваххабизма через студентов из ингушетии, чечни и дагестана, обучающихся в вузах адыгеи. Среди учащейся молодежи распространялись книги талибан, книга единобожия. Предпринималась попытка создания молодежной экстремистской исламской организации, ориентированной на всемирную организацию исламской молодежи. Од .1ко большая часть верующих мусульман республики понимает возрождение религии, как способ восстановления самосознания адыгов, культурно-национальных традиций и обычаев. Мусульманское население, в своей основной массе, не идентифицирует религиозные отношения с национальными. Анализ законодательных актов республики адыгея свидетельствует, что установленные в них нормы во многих случаях противоречат конституции российской федерации, федеральным законам. Несоответствие федеральному законодательству ряда конституционных положений и законодательных актов республики, регламентирующих вопросы избирательных прав граждан и национального представительства в республиканских органах законодательной и исполнительной власти, создает условия для проведения предстоящих выборов (декабрь 2000 г.) В государственный совет - хасэ под лозунгом защиты национальных интересов, что неизбежно осложнит межнациональные отношения. Действующее законодательство позволяет адыгам, составляющим 22 процента населения, занимать около 50 процентов мест в государственном совете. Более того, названные положения находят свое дальнейшее развитие и закрепление в других нормативных актах республики адыгея, например: в законах о местном самоуправлении, об администрации города, района, постановлениях собраний представителей городов и районов, уставах муниципальных образований сельских и поселковых округов, в отдельных актах президента республики адыгея и кабинета министров республики адыгея.

Положения ст. 76 конституции республики адыгея и ст. Ст. 1,3 закона республики адыгея от 3 августа 1995 г. О выборах президента республики адыгея, согласно которым президентом может быть избран лишь кандидат, свободно владеющий государственными языками - русским и адыгейским, противоречат ст. Ст. 19и 32 конституции российской федерации, ст. 4 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации. Действующие нормы в республиканском законодательстве устанавливают ограничения прав граждан по признакам языковой принадлежности и не гарантируют им право быть избранными. Определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда российской федерации о несоответствии этих статей конституции российской феде рации и указанному федеральному закону законодательным и исполнительным органами республики проигнорировано. Руководством республики не соблюдается ряд положений федерального законодательства, регулирующих международную деятельность. В соответствии с конституцией республики адыгея к ведению субъекта отнесены межпарламентские, межправительственные соглашения (пп. Г, д, ст. 53); государственный совет -хасэ рассматривает и утверждает межгосударственные договоры, соглашения с иностранными государствами по представлению президента республики адыгея (п. Х ст. 70); к полномочиям президента республики адыгея отнесено право представлять республику адыгея в международных отношениях (п. В ст. 78). Указанные статьи не соответствуют п. К ст. 71, п. О ст. 72 конституции российской федерации и федеральному закону о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации. Как показала проверка, кабинет министров республики адыгея, руководствуясь вышеперечисленными статьями конституции республики адыгея, нарушил федеральный закон и указ президента российской федерации от 12 марта 1996 г. Ь 375 о координирующей роли министерства иностранных дел российской федерации в проведении единой внешнеполитической линии российской федерации, подписав без согласия с мидом россии соглашения с всемирным обществом исламского призыва об открытии ею представительства в республике, а также с гражданином ливии о сотрудничестве и взаимодействии в реализации программы формирования единого информационно-телвкоммуникационного пространства северо-кавказского региона на территории республики адыгея.

Указы президента республики адыгея от 8 октября 1997 г. Ь 246 о номенклатуре кадров президента республики адыгея и кабинета министров республики адыгея и от 4 июня 1999 г. Ь iii о внесении изменений и дополнений 8 указ прези- дента республики адыгея от 8 октбяря 1997 г. Ь 246 о номенклатуре кадров президента республики адыгея и кабинета министров республики адыгея содержат перечни должностей руководителей федеральных территориальных органов исполнительной власти, назначение на которые и освобождение с них в соответствии с 4.1 ст. 78 конституции российской федерации и федеральным законодательством отнесено к компетенции федеральных структур по согласованию с органами государственной власти субъектов российской федерации. Среди них должности руководителей территориальной федеральной службы безопасности, управления федерального казначейства, адыгейской таможни, кру минфина россии по республике адыгея, отделения пенсионного фонда и другие. Указом президента республики адыгея от 17 января 2000 г. Ь10 о реестре государственных должностей республики адыгея и государственных должностей государственной службы республики адыгея неправомерно в государственные должности республики адыгея включены председатель верховного суда, заместитель председателя верховного суда, судья верховного суда, председатель арбитражного суда, заместитель председателя арбитражного суда, судья арбитражного суда, председатель районного (городского) суда, заместитель председателя районного (городского) суда, судья районного, городского) суда республики адыгея, прокурор республики адыгея, председатель национального банка республики адыгея центрального банка российской федерации. В п. Т ст. 78 конституции республики адыгея дано право президенту республики адыгея вводить чрезвычайное положение на территории республики адыгея или в ее отдельных местностях, что не соответствует ст. 88 конституции российской федерации, согласно которой это может осуществлять лишь президент российской федерации. В ст. Ст. 1,6,7, 12, 14, 15, 20, 52 конституции республики имеется также ряд несоответствий конституции российской федерации. Из них следует, что республика адыгея определяется не как субъект российской федерации, а как государство, добровольно входящее в состав россии и добровольно передающее ^асть вопросов в ее ведение.

В органах государственной власти республики сложилась практика утверждения наряду с уже имеющимися положениями о федеральных территориальных органах своих нормативных документов. При этом они зачастую расходятся по содержанию с принятыми актами на уровне федеральных органов. Органам исполнительной власти республики за последние 2 года удалось решить ряд проблем в сфере экономики и социальной политики. По росту объема промышленного производства республика занимает второе место в российской федерации и первое - среди субъектов северокавказского региона. В 1999 г. И в первом квартале текущего года объем промышленной продукции возрос соответственно на 50,4 процента и 12 процентов, по сравнению с аналогичными периодами 1998 и 1999 гг.

Увеличился объем продукции в сельском хозяйстве. В 1999 г. Валовой сбор зерна составил 255 тысяч т, или в 1,7 раза выше, чем в 1998 г. Под урожай 2000 года посеяно озимых культур на зерно и зеленый корм на 12 тысяч гектаров больше, чем в предыдущем году. В марте 2000 г. Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума населения увеличилось на 48,1 процента в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако, несмотря на принимаемые руководством республики меры, консолидированный бюджет продолжает оставаться высокодотационным. Трансферты и финансовая помощь из федерального бюджета в 1998 году составили 594,2 миллиона рублей, или 64,5 процента от всех поступивших в бюджет доходов. В 1999 году эта финансовая поддержка возросла до 643,8 миллиона рублей. Деятельность органов исполнительной власти в финансовой и социальной сферах ведется с существенными нарушениями действующего федерального законодательства и нормативно-правовых актов.

В 1998 - 1999 гг. Органами прокуратуры выявлено 2080 нарушений законов в сфере экономики и 2735 - в социальной. Кроме того. Управлением фснп по республике адыгея только за 1999 год установлено более 100 случаев нарушения налогового законодательства, сумма ущерба по которым составила 419,5 миллиона рублей. В первом квартале 2000 года зарегистрировано 4й9 преступлений экономической направленности (рост 67,5 процента), среди них 115 - по присвоениям денежных средств и растратам (рост 25 процентов), 41 - должностных, в том числе 9 - получения взяток. Имеется немало примеров, когда кабинетом министров республики адыгея (премьер-министр - м.Х.Тхаркахов) в нарушение указа президента российской федерации от 7 ноября 1997 г. О дополнительных мерах по мобилизации кассовых поступлений в федеральный бюджет и соглашения с правительством российской федерации об оздоровлении государственных финансов проводятся взаимозачеты по федеральным регулируемым налогам. В 1998 году во все виды бюджетов денежными перечислениями поступило лишь 53,6 процента налоговых платежей, в 1999 г. -67,3 процента. Всего за 2 года проведено взаимозачетов на сумму 310,6 миллиона рублей. При этом они проводились по налогам на товары (спирт, алкогольная продукция), дающие в бюджет основную массу денежных поступлений. Кроме того, ряд предприятий, производящих спирт и алкогольную продукцию,-аозт спиртзавод майкопский, аоот интербит, аозт юран, аоот винно-водочный завод майкопский перечислили в июне - сентябре 1999 г. Акцизы в неплатежеспособные банки г.Москвы миссионбанк и резонбанк, в результате чего бюджеты всех уровней недополучили более 62 миллионов рублей, в том числе федеральный бюджет - 31,8 миллиона рублей. Несмотря на острый недостаток бюджетных средств, в республике распространена практика предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям. В 1998 году размер суммарных льгот составил 37,8 миллиона рублей, в 1999 году он возрос до 39,6 миллиона рублей.

В нарушение ст. 56 налогового кодекса российской федерации в 1999 году собрание представителей гиагинского района предоставило индивидуальные налоговые льготы оао молзавод гиагинский, оао адыгхлебопродукт и зао рпк гиагинский. Общая сумма выпавших налоговых поступлений составила 7,25 миллиона рублей, или более, трети всей доходной части бюджета района. Указом президента республики адыгея от 14 апреля 1999 г. Ь 76 образован фонд со специальным счетом кабинетов министров республики адыгея, в который зачисляются поступления от штрафных санкций, лицензионных сборов и т.Д. Денежные средства на счете являются составной частью республиканского бюджета. Однако в законе о республиканском бюджете республики адыгея на 2000 год нет ни доходной, ни расходной статей по этому счету. С мая 1999 г. По апрель 2000 г. Денежные средства а сумме 34,5 миллиона рублей с этого счета были направлены на выдачу кредитов, ссуд разным организациям. С него осуществлялись расходы на оснащение гостиницы кабинета министров (4,5 миллиона рублей), на проведение спортивных мероприятий и фестивалей, приобретение подарков, оплату загранкомандировок и другие цели. Денежные средства выделялись для приобретения квартир начальнику налоговой полиции азашикову а.Я. - 420 тысяч рублей, первому заместителю председателя комитета по делам го и чс бричеву в.М. - 300 тысяч рублей, председателю комитета по делам строительства и архитектуры абасову н.М. -200 тысяч рублей и другим должностным лицам.

Кроме того, кабинет министров республики адыгея распоряжением от 21 сентября 1999 г. Ь 337-р со спецсчета выделил мвд республики на развитие материально-технической базы 2,2 миллиона рублей. Однако руководство министерства направило их на оплату двухавтомобилей мерседес-бенц. В ходе проверки установлено, что один из них находится в гараже администрации президента республики адыгея, специальным оборудованием не оснащен и по назначению не используется. Серьезные нарушения выявлены на предприятии адыгеястройзаказчик при проведении работ по ликвидации негативных последствий от краснодарского водохранилища. За счет завышения кредиторской задолженности федерального бюджета за якобы выполненные строительные работы им необоснованно получено свыше 18 миллионов рублей, из них 10 миллионов рублей израсходовано на строительство постпредства республики в г.Москве. Установлены факты перечисления различным коммерческим организациям денежных средств, которые списывались по фиктивным документам, а предприятия ликвидировались. Материалы по этим нарушениям направлены в прокуратуру республики. Имеют место многочисленные случаи использования бюджетных средств не по назначению. За 1998 - 1999 гг. Выявлено нецелевое расходование - свыше 50 миллионов рублей. Оао адыгхлебопродукт перечислило из средств республиканского бюджета шовгеновскому агроснабу на покупку зерна 147,8 тысячи рублей. Фактически зерно поставлено не было, а денежные средства в сумме 136,6 тысячи рублей направлены на погашение кредита банка. Вскоре после получения денег шовгеновский агроснаб был ликвидирован, а его руководитель назначен начальником контрольно-ревизионного блока министерства финансов республики адыгея.

Нарушения вскрыты при использовании выделенных из федерального бюджета средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий. За счет их покупались легковые автомобили, оплачивались текущие хозяйственные нужды, платежи в бюджет и штрафы. При проверке управления адыгеямелиоводстрой установлено нецелевое использование денежных средств на общую сумму 1,1 миллиона рублей. Кошехабльское государственное учреждение по эксплуатации оросительных систем и гидротехнических сооружений на перечисленные деньги приобрело автомобиль нива стоимостью 39,2 тысячи рублей. Коллективное предприятие чехрак кошехабльского района 99,6 тысячи рублей направило на собственные нужды - выплаты задолженности по заработной плате, приобретение запасных частей. Аозт джамбичий красногвардейского района истратило 53,4 тысячи рублей на покупку автомобиля и автошин. В территориальном производственном объединении жилищно-коммунального хозяйства из 4,75 миллиона рублей 2,65 миллиона рублей, по распоряжению кабинета министров республики адыгея от 13 февраля 1998 г. Ь 54-р, были перераспределены в девять различных организаций республики во временное пользование до ноября 1998 г. Средства эти на момент проверки возвращены не были. Неэффективно использованы средства, выделенные в соответствии с постановлением правительства российской федерации от 3 июня 1998 г. Ь 690 о неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов из автономного края косово (союзная республика югославия) в республику адыгея. Во исполнение данного постановления фмс россии направила миграционной службе республики 9,6 миллиона рублей. При этом было установлено, что они должны использоваться исключительно на приобретение квартир или индивидуальных жилых домов по цене, не превышающей 2,7 тысячи рублей за 1 кв. М общей площади. При сложившейся средней стоимости типовых - благоустроенных квартир на вторичном рынке жилья в г.Майкопе (от 100 до 200 тысяч рублей) на полученные средства можно было приобрести 38 квартир и обеспечить жильем все прибывшие из косово семьи.

Однако кабинет министров республики адыгея через 1,5 месяца после поступления средств постановлениями от 11 августа 1999 г. Ь 269 и от 12 августа 1999 г. Ь270 обязал миграционную службу республики перечислить их на лицевой счет министерства труда и социальной защиты республики адыгея. Из них министерство израсходовало 1,7 миллиона рублей на покупку 12 квартир, 150 тысяч рублей - в виде компенсации за временное проживание репатриантов, 7,8 миллиона рублей - на строительство 19 коттеджей для переселенцев. На время про- верки было сдано в эксплуатацию только 5 коттеджей. Стоимость 1 кв. Метра общей площади в них - 3,9 тысячи рублей, что в 1,4 раза превышает установленный размер оплаты за приобретенное жилье. Остальные 14 коттеджей находились в незавершенном производстве. Для окончания их строительства требуется изыскать дополнительно около 4 миллионов рублей. Необходимо отметить, что в сданных в эксплуатацию домах на каждого члена семьи приходится от 28 до 42 кв. Метров общей площади при социальной норме 18 кв. М. Нарушения выявлены в ходе проверки законности использования государственного и муниципального имущества. Из более чем 70 распоряжений мингосимущества республики (министр а.И.Митрофанов) по вопросам реализации имущества только один соответствует законодательству. Повсеместно государственное имущество реализуется без конкурсов и аукционов. В 1999 году с нарушением закона реализованы 64 единицы транспортных средств, в том числе 7 самолетов на общую сумму 1,2 миллиона рублей. Многими организациями-экспортерами республики адыгея, в нарушение закона российской федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выручка от внешнеэкономических операций перечисляется несвоевременно. За 1998-2000 гг..Ими не возвращено около 300 тысяч долларов сша, что составляет более 65 процентов от суммы, подлежащей возврату в предусмотренные контрактами сроки. В 1999 году на территории республики возбуждены и на момент проверки расследовались уголовные дела в отношении руководителей фирм 000 анай, ичп геба по' фактам уклонения от уплаты налогов, незаконного перемещения древесины через государственную таможенную границу.

Пресечена попытка незаконного экспорта лесоматериалов твердых пород в турцию на сумму более 3 миллионов рублей предприятиями интерком, выбор и батыр. Работники правоохранительных и контролирующих органов в отдельных случаях сами становятся участниками преступлений. В феврале текущего года в ходе контрольной проверки оформления груза, доставленного в аэропорт майкоп авиарейсом из объединенных арабских эмиратов, установлено, что сотрудниками адыгейской таможни взысканы платежи лишь за треть товаров. Аналогичный факт имел место в мае прошлого года, когда сочинской таможней задерживался контрабандный груз, оформленный сотрудниками адыгейской таможни, по которому сумма платежей была занижена на 14 тысяч долларов сша. Учитывая изложенное, полагали бы необходимым: правительству российской федерации рассмотреть совместно с кабинетом министров республики адыгея итоги выполнения федерацией целевой программы социально-экономического развития республики адыгея на 1998 - 2000 гг. С целью ее корректировки и продления срока. Главному государственно-правовому управлению президента российской федерации внести президенту российской федерации предложения о приостановлении действия нормативных актов, противоречащих конституции российской федерации и федеральным законам.

Органам исполнительной власти республика адыгея принять меры к возмещению средств, использованных не по назначению. Подготовлено главным контрольным управлением президента российской федерации.

Главная -> Законодательство

Бюджет - результат политического компромисса (часть 2) (часть 4) Черномырдин против черномырдина? Что Для пессимизма нет оснований Дорога к храму Доходы из отходов экономический прогресс невозможен вне интересов общества как поддерживать и развивать инновационный малый бизнес Глава iv Город саров Инвестиции