Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Статьи
Софиевка - природа и искусствоТам природа и искусство, соединяя все свои, произвели превосходнейшее творение... Величественная своею простотою Софиевка приводит в забвение сады Лрмиды и Вавилонские; ничто не может сравниться с тем, что здесь видишь; все пленяет и приводит в восторг", - так писал путешественник И.М. Долгорукий, посетивший Софиевку в 1810 году. Софиевка до сих пор полна загадок. Ее содержание построено па античных мифах, событиях исторических и семейных, личных переживаниях владельцев и модных для того времени концепциях романтизма. Основатель Софиевки Станислав (Феликс) Потоцкий (1751-1805) был человеком незаурядной и драматической судьбы. Трагической была и его смерть, еще не старого (ему было 54 года), но тяжело больного человека, узнавшего о предательской измене любимой жены. Фантастической была судьба и Софии Потоцкой (1776-1822), красавицы, родившейся в Турции в семье обедневшего греческого торговца. Покровителем юной красавицы стал польский посол, который, вернувшись в Варшаву.вызвал и Софию. По дороге в г. Каменец она представилась невестой посла. В нее влюбился молодой Иосиф Ватт, сын коменданта крепости. Они тайно обвенчались. Далее было триумфальное путешествие по Европе, представление ко двору польского короля Станислава Августа, короля Пруссии Фридриха II и Австрийского императора Иосифа II, успех в аристократических салонах Парижа. В 1791 году София была представлена Екатерине II. В том же году произошло ее знакомство с Потоцким. Об их романс ходили легенды, и после многих перипетий с 1792 года они уже не разлучались. Идея создания парка возникла у Софии во время путешествия по Европе и посещения Неборова у Гелены Радзпвилл. Осмотрев знаменитую Аркадию, она не могла скрыть своего восторга и написала об этом Щенсному в трогательном и подробном письме. Потоцкого еще в молодости привлекало занятие сельским хозяйством, его совершенствование, умножение лесов. Он разводил новые сорта зерновых, обязывал крестьян садить во дворах фруктовые деревья, а в оврагах и па пустошах - быстрорастущие тополь и иву. Идея создания парка, достойного прекрасной Софии, захватила Щснсного. Замысел в натуре воплотил замечательный военный инженер, математик, человек высокой культуры Людвиг Христиан Метцель, который был не только много лет на службе у Потоцкого, но и приходился ему дальним родственником. Живописная территория окрестностей Умани, долина р.Каменки с выходами гранитных скал привлекли внимание Метцсля. Он хорошо изучил территорию и в 1796 году приступил к реализации грандиозного замысла. Общий композиционный замысел центральной части Софиевки раскрывал Природу в се величественных проявлениях — водяной стихии, эффектах естественного камня и парковых насаждений, чередующихся с освещенными солнцем полянами. Обширная акватория Верхнего пруда сменялась мощным водосливом Храма Фетиды и извилистым руслом Каменки; из Верхнего пруда брала начало подземная река Стикс и несла свои воды к Большому водопаду, а специальный водовод, проходящий мимо Львиного или Громового грота, заканчивался необыкновенным по своей мощи фонтаном, струя которого вырывалась из расщелины в камне. Позднее, в 1890-е годы, здесь была установлена чугунная скульптура "Змея". Стихия камня была представлена фантастическими нагромождениями гранита в Долине Гигантов, Критском лабиринте, Швейцарии и причудливыми, захватывающими по эмоциональному воздействию, многочисленными гротами. Неповторимые природные мотивы с разнообразием пейзажами из живописных деревьев и кустарников представляла территория Елиссйскнх полей, водоразделов Дубинки и Грибка. На замысле парковой композиции сказалось не только греческое происхождение Софии, но и модные в пред романтическую эпоху Оссиаповскнс мотивы - мотивы дикой природы горной Шотландии. На стройке ежедневно трудились около 800 человек, которые раз в неделю получали зарплату. В 1802 году основные работы по центральной части парка были закончены и ко дню рождения Софии приурочено открытие парка. Состоялось большое театрализованное представление, грандиозная иллюминация, а хор наяд с оркестром исполнил кантату в честь строителя парка Л.Х. Мстцсля. Он и после смерти Потоцкого оставался до 1813 года в Софиевке и продолжал работы по се расширению и совершенствованию. Главным помощником по садоводству был "лучший из чужих краев садовник", специально выписанный из-за границы, немец Олива. Немало сделали для парка и садовники, работавшие там в более позднее время - Ферри Боссе, Штейгер. Слава Софиевки распространилась не только в Украине и России, но и в Европе благодаря поэме С. Трембицкого, выдержавшей с 1806 г. несколько изданий и иллюстрированная литографиями Вильяма Аллана. В поэме, прославляющей прекрасную хозяйку парка, дается описание основных композиций, их название, мифологическое содержание. Например, в центре острова Анти-Цирцеи был небольшой памятник, напоминавший гробницу "Гражданина Женевского" — дань памяти Ж.Ж.Руссо - непременный атрибут парка того времени. А на примере храма Фетиды можно судить, насколько не проста история и парковая судьба отдельных сооружении. Первоначально в этом античном храме стоял бюст Пелся, а над водосливом со стороны ограды — четыре морских чудовища. Затем, как видно на старой гравюре, храм получил название "Святыни Канопа" С четырьмя канонами над водосливом с завершением в виде человеческой головы. В 1836 году в храме была установлена статуя Венеры, стоявшая ранее у Львиного грота и он получил новое название — грот Венеры. Сейчас ему возвращено его первоначальное название - храм Фетиды. Композиция на территории Елиссйскнх полей из двух как бы случайно положенных камней - необработанный валун и отшлифованный гранитный брус, создана во времена Потоцких, но ее название "Природа и искусство" появилось почти полвека спустя. Потоцкий был членом масонского братства и с 1875 года исполнял обязанности "Великого магистра", от которых отказался в виду осложнения российско-польских отношений. Как убедительно показал знаток истории Софиевки (1990), мифологическую основу парка следует "читать", опираясь на гомеровские тексты, свидетельства современников строительства и тогда МНОГИМ композициям можно вернуть их подлинный смысл. В конце XIX в. сад начал приходить в запустение. Но приехавший в Умань из Петербурга в 1825 году профессор В.В.Пашкевич начал посадки цепных деревьев в северо-восточном районе парка, который благодаря живописности композиции получил название Английского парка. Эстетические принципы садово-паркового искусства рубежа XVIII и XIX ст.. в которых соединились идеи Просвещения, классицизма и грядущей эпохи романтизма, воплощенной в ансамбле Софиевки. оказали большое влияние на дальнейшее художественное содержание садов как в Украине, так и за се пределами. В 1996 году Софиевка отметила двухсотлетний юбилей проведением Международного симпозиума "Старинные парки и проблемы их сохранения" и театрализованным представлением, воспроизводящим "в лицах" исторический день открытия Софиевки при графе С. Щ. Потоцком и Софии де Челиче. |