Главная -> Статьи

Софиевка - природа и искусство

Там природа и искусство, соединяя все свои, произвели превосходнейшее творение... Величественная своею простотою Софиевка приводит в забвение сады Лрмиды и Вавилонские; ничто не может сравниться с тем, что здесь видишь; все пленяет и приводит в восторг", - так писал путешественник И.М. Долгорукий, посетивший Софиевку в 1810 году. Софиевка до сих пор полна загадок. Ее содержание построено па античных мифах, событиях исторических и семейных, личных переживаниях владельцев и модных для того времени концепциях романтизма. Основатель Софиевки Станислав (Феликс) Потоцкий (1751-1805) был человеком незаурядной и драматической судьбы. Трагической была и его смерть, еще не старого (ему было 54 года), но тяжело больного человека, узнавшего о предательской измене любимой жены. Фантастической была судьба и Софии Потоцкой (1776-1822), красавицы, родившейся в Турции в семье обедневшего греческого торговца. Покровителем юной красавицы стал польский посол, который, вернувшись в Варшаву.

вызвал и Софию. По дороге в г. Каменец она представилась невестой посла. В нее влюбился молодой Иосиф Ватт, сын коменданта крепости. Они тайно обвенчались. Далее было триумфальное путешествие по Европе, представление ко двору польского короля Станислава Августа, короля Пруссии Фридриха II и Австрийского императора Иосифа II, успех в аристократических салонах Парижа. В 1791 году София была представлена Екатерине II. В том же году произошло ее знакомство с Потоцким. Об их романс ходили легенды, и после многих перипетий с 1792 года они уже не разлучались. Идея создания парка возникла у Софии во время путешествия по Европе и посещения Неборова у Гелены Радзпвилл. Осмотрев знаменитую Аркадию, она не могла скрыть своего восторга и написала об этом Щенсному в трогательном и подробном письме. Потоцкого еще в молодости привлекало занятие сельским хозяйством, его совершенствование, умножение лесов. Он разводил новые сорта зерновых, обязывал крестьян садить во дворах фруктовые деревья, а в оврагах и па пустошах - быстрорастущие тополь и иву. Идея создания парка, достойного прекрасной Софии, захватила Щснсного. Замысел в натуре воплотил замечательный военный инженер, математик, человек высокой культуры Людвиг Христиан Метцель, который был не только много лет на службе у Потоцкого, но и приходился ему дальним родственником. Живописная территория окрестностей Умани, долина р.Каменки с выходами гранитных скал привлекли внимание Метцсля. Он хорошо изучил территорию и в 1796 году приступил к реализации грандиозного замысла. Общий композиционный замысел центральной части Софиевки раскрывал Природу в се величественных проявлениях — водяной стихии, эффектах естественного камня и парковых насаждений, чередующихся с освещенными солнцем полянами. Обширная акватория Верхнего пруда сменялась мощным водосливом Храма Фетиды и извилистым руслом Каменки; из Верхнего пруда брала начало подземная река Стикс и несла свои воды к Большому водопаду, а специальный водовод, проходящий мимо Львиного или Громового грота, заканчивался необыкновенным по своей мощи фонтаном, струя которого вырывалась из расщелины в камне. Позднее, в 1890-е годы, здесь была установлена чугунная скульптура "Змея".

Стихия камня была представлена фантастическими нагромождениями гранита в Долине Гигантов, Критском лабиринте, Швейцарии и причудливыми, захватывающими по эмоциональному воздействию, многочисленными гротами. Неповторимые природные мотивы с разнообразием пейзажами из живописных деревьев и кустарников представляла территория Елиссйскнх полей, водоразделов Дубинки и Грибка. На замысле парковой композиции сказалось не только греческое происхождение Софии, но и модные в пред романтическую эпоху Оссиаповскнс мотивы - мотивы дикой природы горной Шотландии.



На стройке ежедневно трудились около 800 человек, которые раз в неделю получали зарплату. В 1802 году основные работы по центральной части парка были закончены и ко дню рождения Софии приурочено открытие парка. Состоялось большое театрализованное представление, грандиозная иллюминация, а хор наяд с оркестром исполнил кантату в честь строителя парка Л.Х. Мстцсля. Он и после смерти Потоцкого оставался до 1813 года в Софиевке и продолжал работы по се расширению и совершенствованию. Главным помощником по садоводству был "лучший из чужих краев садовник", специально выписанный из-за границы, немец Олива. Немало сделали для парка и садовники, работавшие там в более позднее время - Ферри Боссе, Штейгер. Слава Софиевки распространилась не только в Украине и России, но и в Европе благодаря поэме С. Трембицкого, выдержавшей с 1806 г. несколько изданий и иллюстрированная литографиями Вильяма Аллана. В поэме, прославляющей прекрасную хозяйку парка, дается описание основных композиций, их название, мифологическое содержание. Например, в центре острова Анти-Цирцеи был небольшой памятник, напоминавший гробницу "Гражданина Женевского" — дань памяти Ж.Ж.Руссо - непременный атрибут парка того времени. А на примере храма Фетиды можно судить, насколько не проста история и парковая судьба отдельных сооружении. Первоначально в этом античном храме стоял бюст Пелся, а над водосливом со стороны ограды — четыре морских чудовища. Затем, как видно на старой гравюре, храм получил название "Святыни Канопа" С четырьмя канонами над водосливом с завершением в виде человеческой головы. В 1836 году в храме была установлена статуя Венеры, стоявшая ранее у Львиного грота и он получил новое название — грот Венеры. Сейчас ему возвращено его первоначальное название - храм Фетиды. Композиция на территории Елиссйскнх полей из двух как бы случайно положенных камней - необработанный валун и отшлифованный гранитный брус, создана во времена Потоцких, но ее название "Природа и искусство" появилось почти полвека спустя. Потоцкий был членом масонского братства и с 1875 года исполнял обязанности "Великого магистра", от которых отказался в виду осложнения российско-польских отношений. Как убедительно показал знаток истории Софиевки (1990), мифологическую основу парка следует "читать", опираясь на гомеровские тексты, свидетельства современников строительства и тогда МНОГИМ композициям можно вернуть их подлинный смысл.



В конце XIX в. сад начал приходить в запустение. Но приехавший в Умань из Петербурга в 1825 году профессор В.В.Пашкевич начал посадки цепных деревьев в северо-восточном районе парка, который благодаря живописности композиции получил название Английского парка.



Эстетические принципы садово-паркового искусства рубежа XVIII и XIX ст.. в которых соединились идеи Просвещения, классицизма и грядущей эпохи романтизма, воплощенной в ансамбле Софиевки. оказали большое влияние на дальнейшее художественное содержание садов как в Украине, так и за се пределами.

В 1996 году Софиевка отметила двухсотлетний юбилей проведением Международного симпозиума "Старинные парки и проблемы их сохранения" и театрализованным представлением, воспроизводящим "в лицах" исторический день открытия Софиевки при графе С. Щ. Потоцком и Софии де Челиче.