Главная -> Статьи

Австрийская архитектура

Видимо, есть что-то в самом воздухе Вены, живописных изгибах русла древнего Дуная, свежем ветре, веющем с плоскогорий Пушты, что создает своеобразную и неповторимую атмосферу города. Множество эпох оставили здесь свой след, туг удивительным образом сочетаются узенькие мощеные улочки и просторные площади, пышные барочные дворцы и средневековые соборы, пряный декаданс н самоуверенность “новых технологий”. Непринужденная элегантность и легкий привкус меланхолии — ностальгии по былой славе — придают незабываемый шарм бывшей столице могущественной империи Габсбургов.

Само название города, возможно, происходит от слова "ведуния”, что в переводе обозначает “лесной источник”. Так называлось кельтское поселение, возникшее здесь в IV веке до н. э.. Под современным названием Вена, как крупный торговый и ремесленный город, фигурирует в средневековые летописях впервые с 1137 года. С 1282 года и на протяжении почти семи столетий город являлся столицей могущественной Австро-Венгерской империи, которая в XVIII иске достигла своего расцвета.

Совпавший с правлением принца Евгения Савойского, а затем императрицы Марии - Терезии “золотой век" венского барокко стал олицетворением имперской мощи столицы.

В этот период Вена становится центром научной и культурной жизни всей Европы.

В 1857 году император Франц Иосиф приказал разрушить старые оборонительные стены, окружавшие город, а на их месте проложить улицу, “..красота и великолепие которой были бы достойны Великой Империи”. Первоначальный градостроительный проект, представлявший собой "кольцо”, проложенное на месте старых городских фортификаций и опоясывающее исторический центр Вены, принадлежал архитектору Г. Земперу.

Рингштрассе, именуемая венцами просто Ринг (“кольцо”), стал средоточием административной, общественной и культурной жизни столицы. Здесь расположились здание мэрии. Университет, Национальная библиотека, здание биржи, Национальная опера. Музеи искусства и естественной истории. Именно Ринг облюбовали высшие слои австрийской аристократии для строительства своих дворцов, отделенных от центральной магистрали города живописными садами и парками.

Различные в стилевом отношении, все эти здания объединяло одно — они должны были стать олицетворением богатства и могущественности государства, крах которого неумолимо приближался.

Монументальность большинства построек Ринга имитирует внешние формы классических образцов прошлых эпох — древней Греции и Рима, итальянского Ренессанса, готики.

Для Вены процесс постройки Ринга стал своего рода точкой отсчета в утверждении новой урбанистической концепции, основанной на сохранении историко-культурного наследия.

Следующий этап формирования австрийской архитектурной школы связан с модерном — общекультурным явлением, ставшим “глотком свежего воздуха’ для консервативной Европы. Интересно, что сам термин впервые появился в теоретической работе крупнейшего австрийского архитектора Отто Вагнера (1895 г.). Идеи Baгнера, ставшего вдохновителем и теоретиком Венского Сецессиона, явились благодатной почвой для формирования целой плеяды ярких и самобытных индивидуальностей. Среди его непосредственных учеников следует отметить Гофмана, Климта и других.

Творчество австрийских архитекторов в 1930-х года было намного более консервативным по сравнению с архитектурой Германии того же периода. Тенденции австрийской послевоенной архитектуры связаны с поиском национальной самостоятельности, своего рода ностальгией за расцветом искусства периода империи.



В период торой мировой войны положение архитектуры Австрии определяла идеологическая программа Третьего Рейха. В это время активно шли поиски промышленного дизайна. Развитие австрийской архитектуры 50-х годов уже находилось в рамках общеевропейского процесса, шла реконструкция поврежденных памятников искусства и культуры, строилось новое жилье, возрождалась промышленность. Провозглашенный в 1955 году нейтралитет стал базой для нового расцвета страны.

В начале 60-х годов в Вене возводится здание для размещения международной штаб-квартиры ООН.

В 1980-м своеобразной реакцией на его безликость становится контекстуальное обращение к историческому окружению, характерное для творчества, например, Криера.

Географическое положение Австрии — в центре Европы — и интенсивность связей с другими странами должны были предопределить интегрированность ее культуры и искусства. Однако, не прерывая процесса культурного обмена, австрийская архитектура сохранила свою самобытность. “Австрия — не идеальное место для радикального новаторства. Тут чересчур весома культурная традиция”, — считает Ян Жуковски, один из крупнейших теоретиков современной архитектуры Европы.

Однако, в понимании австрийских архитекторов, городская среда, этот сверх насыщенный сгусток исторической застройки, не воспринимается как нечто навсегда застывшее. Она эволюционирует и впитывает черта современной стилистики. Именно проблема взаимодействия исторического контекста и современной архитектуры стала сейчас одной из актуальнейших не только для Австрии, но и для Европы в целом.

Говоря о специфике современной австрийской архитектуры, следует уделить внимание историческому процессу развития и формирования стилистики высших школ архитектуры. Это школы Вены, Граца и Инсбрука. Последняя образовалась недавно и играет второстепенную роль. Таким образом, наше внимание будет сосредоточено на двух основных.



Архитектурные школы Вены и Граца, являясь своего рода конкурентами, успешно развиваются в противоположных направлениях. Этим в определенной мере и объясняется отсутствие значительных взаимных влияний и их интеллектуальный суверенитет. Различия в стилистике школ обусловлены целым комплексом причин: историей формирования, уровнем культурного развития, экономико-политической ситуацией и географическим положением отдельных регионов страны.

ВЕНСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА; ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И НОВАТОРСТВО

В столице Австрии существуют два высших архитектурных заведения — отделение архитектуры при Академии прикладных искусств и Школа как самостоятельная структурная единица в системе Политехнического университета. Более подробно мы остановимся на освещении истории развития и генезиса первой, так как именно с Академией искусств связан процесс формирования общей направленности венской архитектуры.

В венской Академии архитектура является неотъемлемой составляющей интегрированной среды всех видов пластических и визуальных искусств. Именно этот факт способствовал тому, чтобы понятие концептуальности, как основной идеи организации пространства, заняло главную роль в подготовке архитекторов-профессионалов. Современная Академия сформировалась на базе “императорской" и “королевской” школ искусств и ремесел при Австрийском музее искусства и промышленности, основанного в 1867 году в период строительства Ринга.

На рубеже веков Академия прошла ряд серьезных реформ. Новый президент Фелисиан фон Маербах собрал вокруг себя целую плеяду видных представителей Венской Сецессии. Так, Гофман взял на себя руководство Школой архитектуры, К. Мозер возглавил Школу монументального декоративного рисунка, А. Штроссер — скульптуры, К. О.Чешка — орнаментально-декоративной живописи. А. Роллер — рисунка. Тогда же были открыты подготовительные классы как самостоятельная часть всего процесса обучения.

Большое значение имело отделение — фактическое и административное — Школы искусств и ремесел от Музея. Процесс кардинальных изменений коснулся не только структуры вуза, но и самой методики обучения. Было осуществлено четкое дифференцирование теоретических и практических дисциплин, открыто педагогическое отделение.

В 1903 году встал вопрос' о введении системы творческих мастерских, которые обеспечивали бы непосредственный контакт студентов и преподавателей. Большое влияние на процесс реформирования Академии оказал основатель и теоретик Венской Сецессии О. Вагнер, который являлся тогда председателем Попечительского совета вуза.

Вначале 1910-х венская школа архитектуры заняла одно из ведущих мест в авангарде Европы. На повестку дня был вынесен ряд актуальнейших на то время проблем: от эстетического переосмысления подхода к проектированию жилья (Й. Гофман), до идеи комплексного решения рабочих районов (Г. Тесенов) и поисков нового качества архитектурного дизайна (О. Стрнад).

Во второй половине 70-х годов в профессорско-преподавательский состав вошли такие ведущие австрийские архитекторы, как Вильгельм Хольцбайер, ставший в 1989 году ее президентом, и Ханс Холляйн, возглавивший отделение дизайна. Школа искусств всегда являлась своего рода “лабораторией”, где разрабатывались стратегические идеи.

Новое понимание места и роли “прикладного” в искусстве станет, видимо, наиболее актуальной проблемой для венской Академии прикладных искусств. Его переосмысление и “приведение в соответствие с окружающей нас действительностью является ключом к необходимой реформации Академии, ее системы и концептуальной программы”, — такую точку зрения высказал (в личной беседе) Ханс.

АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА ГРАЦА: РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОВРЕМЕННОСТИ Следующим региональным центром развития архитектурной мысли и практики является Грац — второй по размеру, количеству населения и экономическому значению город Австрии. Он был основан в XII веке, в XVI—XVII там располагалась императорская резиденция. Современный Грац является административным центром земли Штирия, одной из наиболее экономически развитых областей страны.

Расположение в данном регионе крупного научно-промышленного комплекса обусловило широкое применение новейших технологий в современном строительстве и в значительной мере повлияло на формирование стилистики архитектурной школы Граца.

Исторический центр города сложился, в основном, в эпоху барокко. Существуют также отдельные памятники средневековой культуры. “Наиболее полно ситуацию в данном регионе отображает термин “современное движение”, центром которого является Грац", — считает Питер Джонс, один из крупнейших критиков мировой архитектуры современности. Изначальная открытость архитектурной среды, незаинтересованность в абсолютизации культурного наследия Империи определили специфику' “нового регионализма” Граца. Именно он в конце 1950 года стал центром процесса культурного возрождения германоязычной Европы.

Школа архитектуры Граца является самостоятельной структурной единицей при Политехническом университете. В ней учится около двух тысяч студентов, больше половины из которых - иностранцы. На протяжении пятилетнего курса обучения широко практикуется работа студентов в местных архитектурно-планировочных мастерских.

С приходом в профессорско-преподавательский состав Гюнтера Доменига, а вместе с ним и ряда представителей архитектурной элиты, Школа заняла одну из ведущих позиций в общем процессе развития австрийской и европейской архитектуры в целом. Нео-экспрессионизм, несогласие с застылостью архитектурных канонов и засильем “техницизма", проявившиеся в 70-х годах в таких проектах Гюнтера, как трапезная средневекового монастыря в Граце, Z-банк в венском пригороде Фаворитен, стали в определенном смысле отправной точкой смелого новаторства Граца. Именно этого архитектора считают одним из основателей “нового модернизма” Европы. Яркая самобытность и интуитивное начало как основа творческого подхода определили интеллектуальный суверенитет мастера.

Однако, учитывая неоднородность и широту диапазона тенденций — от часто гипертрофированного экспрессионизма Гюнтера до холодного минимализма Р. Риеве — “новая архитектура” Граца имеет ряд особенностей.

Одной из наиболее важных составляющих теоретического аспекта модернизма Граца конца XX века является качественно новый уровень восприятия сложившегося контекста и его освоения. “Самоценность исторической застройки или градостроительных комплексов лучше всего выявляется дистанционированием, а нелицемерной имитацией’’, — говорит Г. Домениг. Функциональность, как основной принцип пространственного построения среды, сохранился даже в самых деконструктивистских решениях (госпиталь в Граце Г. Доменига).

Сохранение концептуальности является неотъемлемой частью общей философской программы “новой архитектуры” Граца. Кривые и ломаные линии, асимметрия и иррегулярность характерны не только для внешнего вида зданий, но и для пространственных планировок, в трактовке углов (например, “магазин на углу” в Граце Шишковича и Ковальски).

Изменение подхода к организации чердачного пространства, поиск путей его активного использования, заложенный еще в период функционализма, на новейшем технологическом уровне развивается молодыми архитекторами Граца (проект офиса юридической фирмы в Вене Шишковича и Ковальски). Максимальное освоение новых технологий и их широкое внедрение в определенной мере направляют поиски свежих архитектурных решений. Не приверженность определенным формальным канонам, а следование творческому методу стало основой формирования стилистки современной архитектуры Граца.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ для НОВИЧКОВ. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Основной памятник Вены — собор св. Стефана. Стоит побродить но площади св. Стефана, пройтись по элегантной торговой улице Грабен, чтобы почувствовать город ногами.

Хофбург и Шенбурнн — визитные карточки Вены. В Хофбурге можно встретить разные стили — от готики до позднего барокко и историзма. Среди бесценных памятников — Бельведер, дворец принца Евгения Савойского. Дворец считается жемчужиной венского барокко. Можно предложить посетить Венский музей истории искусства с одним из лучших собраний в Европе, дом-музей Бетховена, Штрауса, Шуберта, Гайдна. И, конечно же, посетить венское кафе, без которого представление о городе будет неполным.

В Вене свыше тысячи различных кафе. Венцы называют их “гостиной”, “вторым домом”, где они принимают гостей, читают газеты, и грани в бридж, ведут телефонные переговоры и, конечно же, пьют кофе, приготовленный десятью способами. Появлению первого в городе кафе венцы обязаны Францишеку Кульчицкому, который вывез из турецкого лагеря столько кофе, что смог открыть кафе “Под голубой бутылкой”. Отдохнув в кафе, можем прокатиться но знаменитому Рингу — кольцевой дороге длиной в 4 километра, окружающей Старый город. После осмотра исторических достопримечательностей, самое интересное место — Пратер, парк и центр отдыха. Здесь располагаются теннисные корты, поле для игры в гольф, бассейны, ипподром, стадион. Вход свободный, но развлечения платные.

Если вы проголодались, Вена напоит и накормит. Не может быть и речи о долгих поисках подходящего местечка. Сеть ресторанов “Вайнервальд” (блюда из цыплят) способны удовлетворить любого гурмана при весьма умеренных ценах 100—150 шиллингов (100АТS = $9,1).

ЧТО ЕЩЕ НАДО ЗНАТЬ О ВЕНЕ



В пунктах IТ (туристическая информация) можно получить буклеты, планы города, купить Вена - карт (180 шиллингов), которая предлагает развлечения но сниженным ценам, проезд в городском транспорте на 72 часа плюс скидки в музеях, концертных залах, ресторанах, магазинах.

Гостиницы слишком дорогие (до $300 в сутки), но можно остановиться в пансионате ($30-40 с завтраком).

Самый быстрый вид транспорта — метро, прекрасно оборудованное системой указателей. Билеты на все виды городского транспорта стоят по 17 шиллингов, а срочная проездная карточка — 50. Надо воспользоваться!

Самый дешевый путь в Австрию — поездом через Братиславу или Будапешт. Однако, по стране лучше путешествовать собственным автомобилем.