Главная -> Законодательство (О российском экспорте услуг)

В конце 70 -х - начале 80-х годов в структуре экспорта услуг преобладали транспортные услуги, однако в дальнейшем более высокими темпами развивался международный туризм и некоторые виды услуг (банковские и страховые, информационно-консультационные). Специализация страны на определенных видах услуг определяется уровнем ее экономического развития. Так, в промышленно развитых странах преобладают финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство видов деловых услуг. Сша, великобритания, франция, швейцария, германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству выставок достигли сша и ряд стран западной европы (особенно германия). Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах.

Туризм. Международный туризм нередко составляет основную долю дохода многих стран мира от экспорта услуг. В последней трети xx в. Туризм оказывает влияние на мировую экономику, а также на экономику стран и регионов, обеспечивая приток иностранной валюты и способствуя улучшению состояния платежного баланса страны, модернизации инфраструктуры, обеспечению занятости населения. Иностранный туризм или, экспорт впечатлений, в отличие от любого другого вида деятельности представляет собой относительно экологически чистый вид бизнеса, при рациональном подходе способствующий сохранению исторических, культурных и природных памятников. Туризм обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 15-е, а в юго-восточной азии, северной америке и западной европе - каждое 13-е рабочее место, а также 11% мировых потребительских расходов и 5% налоговых поступлений. В связи со сложным валютно-финансовым положением россии важнейшим направлением увеличения валютных доходов является рост экспорта услуг. В россии в 90-е годы сальдо баланса услуг (в отличие от сальдо баланса торговли) было отрицательным и составляло в 1993 г. 1,4 млрд. Долл., В 1995 г. - 9,1 млрд. И 1997 г. - 5,75 млрд. Однако в 1998 - 1999 гг. В связи с девальвацией рубля наблюдалось некоторое улучшение. Так, в 1998 г. Отрицательное сальдо сократилось до 3,85 млрд. Долл, а экспорт услуг составил 12,4 млрд. И импорт - 16,2 млрд. В 1999 г. Отрицательное сальдо баланса услуг сократилось до 3,3 млрд. Долл., Экспорт услуг - до 9,1 млрд. И импорт - до 12,4 млрд. Данные об экспорте и импорте услуг в россии в 1994 - 1999 гг. Представлены ниже (млн. Долл.):

1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Баланс услуг -6717-9143-5124-5750-3851-3342 экспорт8424 105671328114080123719083 импорт 151411997018406198291622212425 транспорт, включая страхование 985 682 1270 825 523 1226

экспорт 3863 2937 3630 3649 3170 3028

импорт2878 3099 2360 2823 2647 1802 водный транспорт507 306 670 206 62248

экспорт1694 1380 1229 1093 1068 1002

импорт 1187 1074 559 888 1006 754 воздушный транспорт340 160 295 350 244 521

экспорт1767 1858 1296 1593 1426 1251

импорт 1427 1698 1001 1244 1183 730 прочий транспорт138 216 306 270 217 457

экспорт402 543 1106 962 676 775

импорт 264 327 800 692 458 318 поездки (туризм)-4681-7287-2909-2950-2169-3100

экспорт2412 4312 7102 7164 6508 3734

импорт 7092 1159910011101138677 6834 услуги связи 104 174 199 274 198 168

экспорт294 483 563 627 551 480

импорт 190 309 364 353 353 312 строительные -1839-1568-994 -711 -385 -95

экспорт131 103 9194142 124

импорт 1969 1670 1085 805 526 219 финансовые-33 -5-39 -248 -14 20

экспорт 926884142 98101

импорт 125 72124 390 239 81 ройалти и лицензионные платежи -20 0 115 165 2534

экспорт4 4 159 176 2743

импорт 244 44113 8 операционный лизинг-118 -110 -64 -19 -52 -68

экспорт597865105 99122

импорт 177 189 128 124 151 190 прочие -1115-1288-2703-3086-1850-1528

экспорт1571 1739 1587 2123 1776 1451

импорт 2685 3027 4289 5210 3626 2980

источник: платежный баланс российской федерации за 1999 г. Центральный банк рф. М., 2000 г. До кризиса 1998 г. Динамика экспорта и импорта услуг в основном определялась ростом реального валютного курса рубля (в 8 раз по сравнению с началом 1992 г.). В 1999 г. Выяснилось, что политика, способствовавшая росту внутренних цен по сравнению с темпами снижения номинального валютного курса рубля, способствовала поддержке фирм-импортеров. Девальвация рубля в 1998 г. Привела к улучшению баланса услуг, однако на первоначальном этапе не путем увеличения их экспорта, а за счет значительного сокращения зарубежного туризма и снижения импорта транспортных услуг вследствие уменьшения ввоза товаров. В 1999 г. В структуре экспорта услуг россии на долю статьи поездки приходилось 40% и статьи транспорт - 33%. В импорте услуг удельный вес услуг, связанных с поездками, и транспортных услуг составлял 55 и 15%, соответственно. По масштабам экспорта услуг россия опережает мексику, индию и бразилию, а по импорту - австралию, швецию, норвегию, швейцарию, сингапур, бразилию, мексику, индию.

Россия не входит в число ведущих 20 стран - участниц международной торговли услугами и выступает в качестве их нетто-импортера. На туризм приходится более 40% российской торговли услугами. В настоящее время выезд российских граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток. Туризм является крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг, так как импорт услуг по статье поездки составляет 55% объема российского импорта услуг. В 1998 - 1999 гг. Россия входила в число 30 стран мира по количеству посетивших ее туристов, а по доходам от туризма не вошла в первые 40 стран мира. В 1995 г. Доля россии в мировых доходах от иностранного туризма составляла 0,1%, а в 1999 г. - 0,6%. В последние годы возросло количество прибытий иностранных гостей в россию. Так, согласно данным вто, в 1996 г. В рф прибыло 9,7 млн. Иностранных туристов, в 1997 г.- 15 млн. И 1999 г. - Более 20 млн.

В 1992 г. Прибыло 2973 тыс. Человек, в 1993 г. - 5383 тыс., 1994 г. - 3311 тыс. В 1995 - 1999 гг. Поток въездного туризма колебался, что объясняется воздействием экономико-политических и социально-психологических факторов. Фактором, в наибольшей степени влияющим на величину въездного потока в нашу страну, является политическая нестабильность в обществе. Так, максимальное снижение количества прибытий иностранцев отмечено в 1992 г. И 1994 г. Изменения по этой статье баланса услуг следовали за динамикой реального валютного курса рубля. Дополнительным фактором, ограничивающим развитие челночной торговли (под видом туризма), стали меры по таможенному регулированию неорганизованной (челночной торговли и укреплению налоговой и платежной дисциплины в последние годы. В 1999 г. Сокращение экспорта услуг, связанных с туризмом, объясняется удешевлением в долларовом выражении индивидуальных расходов нерезидентов на пребывание в россии и некоторым уменьшением количества въехавших иностранных граждан, в первую очередь из стран снг. Въезд челноков из стран снг сдерживался падением реальных доходов малоимущих слоев российского населения, формирующих основной спрос на товары, ввозимые челноками. В настоящее время существуют два перспективных сегмента развития туристского рынка в россии - бизнес и экологический туризм. Бизнесмены (бизнес-туризм) формируют достаточно стабильный въездной поток. Распределение этого потока по странам выезда коррелируется с распределением объемов внешней торговли россии с этими странами и не коррелируется с распределением инвестиций из этих стран в экономику россии.

Вторым перспективным сегментом развития туристского рынка в россии является экологический туризм. Так, существует международная программа всемирного банка по развитию экологического туризма в байкальском регионе. Наиболее легко мотивируемыми клиентами для потребления данного вида турпродукта могут стать граждане сша. Охотничий туризм получил в россии достаточное распространение, однако он неможет быть массовым и давать больших доходов.

Транспорт. В настоящее время россия продолжает оставаться нетто-экспортером на мировом рынке в сфере транспортных услуг. Так, до 1996 г. Около 50% экспортного потенциала россии в торговле услугами обеспечивалось за счет транспортных услуг, однако в 1997 г. Их доля сократилась до 25%. Импорт транспортных услуг возрос, что свидетельствует о тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм. Железнодорожный транспорт. Протяженность российских железных дорог в 1999 г. Составляла 86 тыс. Км, уменьшившись по сравнению с 1998 г. На 1 тыс. Км. Вместе с тем на 1 тыс. Км увеличилась протяженность электрифицированных железных дорог россии. В прошлом году несколько сократилась плотность железных дорог на 1 тыс. Кв. М территории. В 1999 г. Сохранилась тенденция к снижению объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом. В 1990 - 1999 гг. Объем перевозок грузов сократился более чем в 2,5 раза и более чем в 2 раза сократился рабочий парк железнодорожных вагонов; парк электровозов в 1999 г. Сократился на 5,2%. Основной объем грузовых перевозок приходится на каменный уголь, нефтепродукты и строительные материалы. Экспорт услуг железнодорожного транспорта осуществлялся в основном в области перевозок транзитных грузов по линии запад - восток- запад. Рост экспорта услуг железнодорожного транспорта будет зависеть от политики заинтересованных ведомств по повышению конкурентоспособности за счет гибкости в установлении железнодорожных тарифов и портовых сборов, прежде всего на транссибирском маршруте, в зависимости от конъюнктуры на фрахтовом рынке морских перевозок между европой и странами азии.

Морской транспорт. В 1990 - 1999 гг. Объем перевозок грузов морским транспортом уменьшился в 3,5 раза. Основной объем перевозок морским транспортом приходился на нефтепродукты. В 1998 г. Объем внешнеторговых перевозок морским транспортом составлял 1,1 млн. Т и 31,2 млн. Т грузов было перевезено российским морским транспортом по заказам иностранных фрахтовальщиков. Внутренним водным транспортом было перевезено 7,4 млн. Т внешнеторговых грузов, и, кроме того, внутренним водным транспортом было перевезено около 11 млн. Т грузов между иностранными портами. Морской транспортный флот рф в 1998 г. Составлял 2,1% мирового тоннажа (14,8 млн. Т) - 2602 судна и занимал 13-е место в мире. При этом доля россии в международной торговле товарами составила к началу 1999 г. Примерно 1,5%. Следует учитывать также большой объем внутренних морских перевозок и то, что 27,8% тоннажа (4,1 млн. Т, или 246 судов) зарегистрировано российскими судовладельцами под удобным флагом (в основном в либерии и на островных государствах кипр и мальта). В 90-е годы сокращение экспорта услуг морского транспорта россии происходило за счет физического старения и выбытия судов из эксплуатации, а также перевода лучших по техническому состоянию и в коммерческом отношении судов в страны их открытой регистрации (страны так называемого удобного флага предоставляют убежище от налогов и являются оффшорными зонами). При этом негативную роль сыграли ошибки в ходе приватизации, условия которой не содержали запрета на дальнейший перевод судов в страны их открытой регистрации. Такое положение не создает условий для простого воспроизводства, а тем более для роста и обновления материально-технической базы российских частных пароходств. Этот фактор будет сдерживать увеличение экспорта услуг. В настоящее время основные усилия государства в этой сфере направлены на строительство морских портов, так как россия ежегодно теряет до 600 млн. Долл. На транзите и перевалке своих грузов в портах стран балтии. Для сокращения этих потерь строятся три новых морских порта на российском побережье финского залива. В усть-луге строятся комплексы по перевалке угля и минеральных удобрений, в бухте батарейная - нефтеналивной терминал, в приморске - морской порт по транспортировке нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа и жидких химических грузов.

Трубопроводный транспорт. В 1998 г. Протяженность трубопроводов россии составляла 62 тыс. Км, т. Е. Практически не изменилась с 1995 г. В 1995 - 1998 гг. Постоянно увеличивался объем транспортировки грузов, осуществляемый этим видом транспорта, и в 1999 г. Он составил 790 млн. Т. Объем перевозок нефти и нефтепродуктов постоянно колебался, а транспортировки газа в 1995 - 1998 гг. Увеличилась на 16,2 млн. Т. Важнейшими проектами в сфере экспорта услуг трубопроводного транспорта являются возобновление транзита по нефтепроводу баку -новороссийск, что позволит гарантировать транспортировку азербайджанской, туркменской и казахстанской нефти через территорию рф в объеме 18 млн. Т в год, а также расширение портов в новороссийске и туапсе и строительство балтийской трубопроводной системы. Продолжается подготовка комплексной программы развития системы магистрального транспорта нефти и отгрузочных терминалов по приему и отгрузке нефти, добываемой в рамках сахалинских шельфовых проектов, потребителям в азиатско-тихоокеанском регионе. В более отдаленной перспективе возможно строительство нефтепровода россия - кнр. Основным объектом в области транспортировки газа будет строительство газопровода ямал - европа протяженностью 4,3 тыс. Км, из них в россии предусмотрено сооружение 3 тыс. Км трубопровода в две - три нитки и 19 компрессорных станций общей установленной мощностью 3700 мвт. Завершено строительство линейной части газопроводов на территории германии и польши и в белоруссии (участок несвиж - граница польши); сооружение газопровода россия - турция (голубой поток) пропускной способностью 16 млрд. Куб. М в год с тремя компрессорными станциями на территории россии суммарной мощностью 270 мвт. Проблемы развития воздушного транспорта, в том числе в области экспорта его услуг, подобны существующим в морском транспорте. Так, необходимо обновление парка новыми моделями самолетов с конкурентоспособными показателями. В условиях дефицита финансовых средств у авиатранспортных компаний и авиационных заводов следует использовать эффективные схемы лизинга новых самолетов российского производства. Имеется также резерв роста экспорта услуг в сфере предоставления новых воздушных коридоров над территорией рф иностранным авиаперевозчикам.

Автомобильный транспорт. В 1998 г. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в россии составляла 752 тыс. Км, что на 4 тыс. Меньше, чем в 1997 г. В 1990 - 1999 гг. Объем перевезенных автомобильным транспортом грузов уменьшился в 5 раз, однако парк грузовых автомобилей по сравнению с железнодорожным и морским транспортом постоянно увеличивался. Внешнеторговый объем перевозок составил в 1998 г. 0,35 млн. Т, или в 2 раза меньше, чем в 1997 г. Транзитные перевозки грузов составили 0,05 млн. Т, а перевозки российским автотранспортом на территориях иностранных государств - 0,09 млн. Т. Однако в автомобильном транспорте в докризисный период (до 1997 г.) Происходило вытеснение отечественных транспортных компаний с рынка международных перевозок. Так, на долю российских перевозчиков в 1998 г. Приходилось лишь 25% перевозок отечественных внешнеторговых перевозок автомобильным транспортом и конкурентами были транспортные предприятия белоруссии, украины, турции, польши, стран балтии. Одна из причин - различный уровень налогообложения, снижавший на 25 - 30% себестоимость автотранспортных услуг в этих странах по сравнению с россией. Девальвация рубля в значительной мере нейтрализовала негативное воздействие этого фактора. Однако остаются нерешенными проблемы финансового обеспечения лизинга магистральных грузовиков, а также вопросы серийного производства соответствующих российских двигателей, отвечающих ужесточающимся экологическим нормам европейских стран. (В публикации приведено краткое изложение работы, выполненной по плану работ нир оао вники на 1999 - 2000 гг.).

(ПРодолжение следует).

Главная -> Законодательство

Вопросы и ответы Вячеслав кислицын: сильные регионы - сильная россия В экономике лндр Бегство с холодных просторов Забытые соотечественники Земля и воля Зодчие Бизнес-3б Бухгалтерский учет Бюджет - результат политического компромисса (часть 2) (часть 4) Черномырдин против черномырдина?