Главная -> Статьи

Краковские тенденции

Краков — один из немногих городов Восточной и Центральной Европы, не пострадавших во время II мировой войны, и большая заслуга в этом — Советской армии (впрочем, уважение горожан к советским спасителям отнюдь не помешало несколько лет назад все-таки снести памятник маршалу Коневу, командовавшему освободительной операцией). Этим город резко отличается от Варшавы, неотвратимо приобретающей, как Москва, черты города XX столетия. Краков — весь в средневековье, в готике, в Ренессансе, в эпохе расцвета могущественной Речи Посполитой; — бывшая, но не забывшая своего величия столица.



Красота и сохранность архитектурного наследия города, наличие прочных искусствоведческих традиций вызвали разработку достаточно жестких законов застройки центра города. Есть и безумно интересные здания в стиле хай-тек, но все они на окраинах. В центре из современных зданий нетрадиционной формы реализован только Музей японского искусства и техники (Токио; Краков). Инициатором его создания был Анджей Вайда, передавший на эти цели свою премию за вклад в развитие киноискусства, полученную в Киото в 1987 году, а основу музея составила коллекция Феликса Ясенского, одна из крупнейших в Европе. Кшиштоф Ингартен, координатор проекта и краковский архитектор, предложил Фонду для разработки проекта кандидатуру Араты, с которым познакомился во время стажировки в Японии; а тот, в свою очередь, пригласил в соавторы Ингартена. Получилась потрясающей красоты и такта вещь, миниатюрная и монументальная одновременно. Еще одна характерная краковская традиция — реализация большинства подобных проектов происходит в результате международных конкурсов — Биеннале, которые проводит каждые два года Союз Архитекторов. Причем новая генерация архитекторов, утомленная ограничениями со стороны обществ охраны памятников, пытается протаскивать все более и более острые решения в центр города. Возможно, это закономерный процесс в городах типа Парижа, Праги или Кракова, где обилие и единовременность исторической застройки иногда раздражают глаз, требуя перерыва.

Так, в 1993 году темой конкурса были три площади в историческом центре, и к реализации были отобраны проекты, скорее разрушавшие традиционную среду, чем вписывавшиеся в нее. В 1996 году темой конкурса стала святая святых — Площадь Рынок в Кракове. Идеей конкурса был провозглашен "поиск идеи использования исторической площади в городе, опираясь на традиции города и художественную манифестацию автора проекта".

Прислано 88 работ, из которых допущено к рассмотрению 69. На церемонии присутствовала Сара де Гринберг, вновь избранный президент МСА. Жюри под руководством професор Карло Омонимов(Италия) выделило три лучших проекта, из которых отобрали Гран-при (Арман-до даль Фаббро и др. Венеция) и две первых премии (Ф.Полезелло и Италия; К. Куча-Кучински, Варшава). В проекте А.Фабра предложено создание другого, подземного Рынка в форме гипостильного зала, с частичным выведением его элементов (очертаний подвалов Ратуши, колонн) на поверхность старого Рынка, где дополнительно восстанавливается старая Королевская дорога. Проект интересен сочетанием современных малых форм с глубоким ощущением традиции.

Другой премированный проект итальянской группы авторов развивал ту же тему подземного Рынка, но более современными выразительными средствами. Проект группы польских архитекторов, напротив, предлагает введение на Рынок "третьей башни" — стеклянной светящейся кампанеллы, слегка покосившейся по примеру пизанской. Среди поощрительных премий интересны проекты с остеклением поверхности всего рынка, позволяющие рассматривать подземную археологию прямо с площади. Были представлены и украинские проекты (В.Марченко, Д.Марченко, Е.Олейник), к сожалению, не занявшие призового места.

Отрадно, что, несмотря на все более активное "вхождение" в центр средневекового города с современными идеями, к реализации предлагаются все же проекты с тактичным и уважительным развитием исторической традиции. И в этом — сила и глубина краковской архитектурной школы.