Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Статьи
Строительство в ЯпонииКрасота и разнообразие ландшафта, нежность красок, изысканность форм растений служат постоянным источником вдохновения для архитекторов Японии. Учет особенностей местности и участка, его рельефа, природного окружения всегда лежали в основе проектирования японских городов. Это особенно ярко проявляется в проектировании жилого дома и прилегающего к нему участка-сада.Окружающее пространство через раздвижные стены как бы входит в дом. Эта традиция органического слияния с окружающим пространством и природой нашла отражение в 'композиции современного здания и, несмотря на влияние современной европейской архитектуры, придала ему особый национальный характер и колорит. В современное здание зачастую вводятся такие элементы, которые позволяют окружающему пространству как бы пронизать насквозь здание и приблизить находящиеся за ним деревья, холмы и покрытые дымкой горы. Это достигается различными приемами, например, сплошным остеклением первых двух этажей здания, устройством открытых лестниц, террас и пандусов. На плоском рельефе живописность достигается созданием искусственного рельефа — рвов, холмов, площадок в разных уровнях. Величина участка в большой степени зависит от местоположения здания и его значимости. По своей композиции и благоустройству участок должен быть органически связан с простой, геометрически четкой архитектурой современного здания и его функциональным назначением. Участок и интерьер японского дома решаются предельно лаконично, все детали обрабатываются тщательно, строительные материалы используются в естественном виде. На участках современных жилых и общественных зданий появляются новые элементы благоустройства, в которых на первый взгляд доминируют современные европейские приемы и формы, но они в своей основе исходят из глубоких национальных традиций. Одним из главных источников современных приемов благоустройства являются традиционные японские сады. Обычно это разновидности так называемых «видовых», «прогулочных» и «чайных» садов. Видовой сад предназначен для обозрения его из окон или террас, примыкающего к саду дома, без доступа посетителей на его территорию. Поэтому такие сады, как правило, имеют сравнительно небольшие размеры, иногда всего в несколько десятков квадратных метров. Обычно центром композиции служит водоем живописного очертания. На его покрытых мхом или травой откосах размещаются группы камней, несколько изогнутых низко распластанных серо-зеленых японских сосен и кустарников. Ландшафт сада завершает каменный японский фонарик или тонкая струйка миниатюрного водопада. Больший по размерам участок используется как разбивки «прогулочного» сада, предназначенного для обозрения с различных точек. В зависимости от величины участка, здесь устраивают искусственные холмы, ручьи, водопады, водоемы. Для прогулок прокладываются живописные дорожки из отдельных крупных камней, уложенных в траве или гравии. Ширина и рисунок дорожек чрезвычайно разнообразны и тщательно проработаны в зависимости от их местоположения и назначения. В японских садах обычно отсутствуют цветы. Чаще всего сад монохромен; его цветовая гамма создается исключительно за счет нюансов в тщательно подобранных оттенках зелени немногочисленных кустарников, деревьев, мхов и трав. При этом учитывается весеннее цветение сакуры, слив и азалий или осенние краски кленов. Часто в панораму сада включается окружающий пейзаж. Источником вдохновения авторов современных японских садов служат знаменитые старинные сады Киото, Камакуры и других древних городов Японии с их необыкновенной филигранностью рисунка, изысканностью композиции и цвета. Такие сады можно встретить около современных сооружений, например, у нового студенческого клуба Хоккайдского университета в Саппоро (арх. М. Ота), на школьных участках и в ряде других мест. Наряду с видовыми и прогулочными, в Японии имеются особые разновидности садов, где доминирует один из элементов сада. Существуют «сады мха», где сочетаются десятки сортов мха различных оттенков и фактур от бархатисто-гладких до пышнокустистых, напоминающих мех диковинного зверя. Но особенно распространены так называемые «сады воды», где вода является ведущим элементом композиции. Японцы привыкли жить в окружении воды: на многочисленных островах, на изрезанной береговой линии морей и океана, среди большого количества каналов, быстрых рек и шумных водопадов. Поэтому закономерно, что в старой и в современной застройке большая роль отведена воде. Одновременно с декоративными качествами вода играет значительную роль и в улучшении микроклимата участка, что очень важно в условиях жаркого субтропического климата большей части территории Японии. Одним из распространенных приемов в современном строительстве Японии является размещение здания непосредственно над водоемом. Водоем обрамляет здание, а иногда частично «входит» в само здание. При этом здание ставится на столбах на высоте 2—3 метра над уровнем воды и как бы плавает на ее поверхности. Такой прием удачно использован в здании Музея современного искусства в Камакура (арх. Д. Сакакура). Через сплошные стеклянные стены внутреннее пространство музея как бы растворяется в окружающем водоеме, сливаясь с живописной растительностью его берегов и островов. Аналогичный прием размещения здания над водоемом использован в международном торговом центре в Токио (арх. М. Мурата), в городском культурном центре в Кура Хайяма (арх. Д. Сакакура), в гольф-клубе в Та-харацука (арх. Т. Мурано). Над водоемом поставелна олимпийская башня в парке Ко-мадзава (архитекторы И. Асихара и М. Мурата). Прообразом такого решения видимо следует считать павильон Кинкакудзи или так называемый Золотой павильон (XIV век) в Киото и храм Ицукусима (XII век) на острове Миядзима, расположенные над водой. На участке современных зданий устраиваются рвы-каналы, окружающие здание целиком или его отдельные части. Чаще всего ров окружает здание с трех сторон, как, например, у пирамидального лекционного зала университета в Токио (арх. К. Маэкава). Около здания культурного центра Уэно в Токио (арх. К. Маэкава) ров, заполненный водой, окружает с трех сторон выступающую вперед площадку-террасу и заходит под здание. Обычно рвы имеют вертикальные или наклонные стенки, облицованные камнем, плиткой или покрытие дерном. Ширина рвов колеблется от 2 до 5 м, а глубина — от 60 см до 4 м. В отдельных случаях за счет глубокого рва удается обеопечить естественным светом дополнительный этаж, лежащий ниже уровня земли. В этом случае стенку рва делают наклонной, а уровень воды опускают ниже пола освещаемого этажа. Такой прием использован в здании городского культурного центра в Амагасаки и в Олимпийском спортивном зале в парке Комадзава (арх. И. Асихара). Заглубленный на 4 м ров, окружающий зал, служит для выхода зрителей. Здесь имеются отдельные водоемы, расположение которых увязано с графиком движения публики. Истоки подобных композиций также уходят в далекие времена, когда вокруг феодальных замков сегунов и даймио сооружались глубокие рвы, заполненные водой. Одним из современных примеров «сада воды» может служить небольшой сад (40X25 м) отеля Сан-ай в Саппоро. Здесь вода в виде искусственного водопада, низвергается с ограждения высотой около 3 м., отделяющего сад от улицы. Крупные каменные глыбы, площадка у подножия водопада, покрытая камнями, зеленая лужайка с тропинкой из отдельных камней в сочетании с водопадом создают очень выразительный облик сада. В тех случаях, когда участок около здания невелик и расположен между многоэтажными корпусами, создаются небольшие водоемы, состоящие из одного или нескольких связанных между собой бассейнов. У здания префектуры в Кагава (арх. К. Тангэ) один из бассейнов, извиваясь подобно реке, превращается в узкий канал, соединенный со вторым прямоугольным бассейном, примыкающим к геометрическому объему 8-этажного здания. Камни-скульптуры, мостики, площадки и отражение зданий в воде завершают композицию этого участка. Около большинства общественных, научных и деловых зданий, построенных в последние годы, бассейны имеют чаще геометрическую, преимущественно прямоугольную форму. Большое разнообразие вносится в размеры бассейна и особенно в его элементы. Здесь можно встретить камни натуральные или бетонные несложной геометрической формы, переходы из бетонных досок и плиток, острова, полуострова, прямоугольные и конические объемы, используемые для забора воздуха в систему кондиционирования. Дно бассейнов делается гладким или покрывается рисунком из плиток. Площадка вокруг бассейна замащивается бетонными, пластмассовыми или каменными плитками простого рисунка иногда с вкраплениями газона, гравия или песка. На площадках укладываются камни, высаживаются кустарники, декоративные травы, мох, тонкие стволы бамбука или одиночные деревья. Поверхность таких вкраплений решается иногда в виде невысоких искусственных холмов, для которых используются излишки грунта, вынутого из котлованов зданий. Подпорные и декоративные стенки возводятся из крупных камней циклопической кладки или из бетонных блоков с выпуклым абстрактным рисунком. На площадках располагают бетонные столы и скамьи в виде пластин, тумб, бочек. Из всех разновидностей садов наиболее своеобразны так называемые «сухие» или «каменные» сады. Многие из «их можно лишь условно назвать садами, поскольку здесь либо совершенно отсутствуют какие-бы то ни было растения, либо используются в крайне ограниченном количестве. Обычно это площадка, покрытая белым крупным песком, на котором уложены группы из нечетного количества камней. Камни символизируют горы, острова, а песок — воду, океан. Для этого специальными граблями на песок наносят извивающийся волнообразный рисунок, что действительно придает ему сходство с поверхностью воды. Такой вид сада был известен еще в XIII-XIV веках. Наиболее яркими примерами могут служить всемирно известные японские каменные сады Райан-джи и Дайзен-ин в Киото. Каждый камень или группа камней расположены здесь по особым, строго разработанным канонам. Их цвет, текстура и форма должны соответствовать определенным требованиям; размеры камней достигают 2— 3 м. В отдельных случаях песчаная площадка скального сада имеет два или несколько уровней с перепадами, символизируя реку, у истоков которой вертикально поставленные камни служат символом водопада, как, например, в саду Дайзен-ин. «Сухие» сады относятся к прогулочному или видовому типу сада в зависимости от их величины и составляющих элементов. Во всех случаях на песчаную площадку доступ посетителей исключен, поскольку она изображает море. Этого же требует и сохранение нанесенного на ее поверхность рисунка. В современной интерпретации «сухие» или «каменные» сады применяются на площадях городов, на участках новых школ, университетов, общественных и деловых зданий. Иногда в них вводятся дополнительные элементы: старые сваи, якоря, как это сделано у нового здания Морского управления в Хиросиме. Взамен камней укладываются даже бетонные плитки (площадь перед зданием городского управления в Хиросиме). Такие сады в современной застройке имеют скорее декоративное, чем символическое значение. Наряду с самостоятельными садами устраиваются также небольшие площадки «сухих» садов среди газона. Несмотря на чрезвычайную плотность застройки городов и высокую стоимость земли японцы стремятся устраивать сады около каждого дома. Иногда — площадью всего в несколько квадратных метров, но включающие все традиционные элементы. В ряде случаев такой садик уменьшается до размера блюда с сохранением всех атрибутов или заменяется символом сада — камнем на подносе с песком. Японцы не могут обойтись без сада и в интерьере здания. В жилом доме — это ваза с цветком, поставленная в нише для гостей. В вестибюлях и холлах отелей, деловых и общественных зданий создаются уголки или внутренние садики — водоемы с песком, группа камней, миниатюрный фонарик, мостик, небольшие кустики, ветки .папоротника, водоем с камнями, из которого как бы начинается лестница ведущая в верхние этажи. В вестибюлях электронных фирм создаются сады-рекламы с «танцующими» фонтанами, в сопровождении музыки и с переливающимся цветом, как, например, на фабрике Тосиба в Токио. Для устройства садов используются также крыши зданий, террасы. Для создания впечатления единства здания с окружающим пространством и природой многие элементы — водоемы, мощение, газоны—как бы продолжаются внутрь здания, «проходят» сквозь стены, которые делаются стеклянными. Немногочисленные городские скверы, бульвары и парки представляют разновидности традиционных садов. Здесь же располагаются иногда разнообразные «образцы» небольших садиков, по которым фирмы предлагают заказчику выполнить сад «а его участке. На бульварах и в парках размещаются перголы, увитые глициниями и розами, бассейны, пруды и фонтаны, а также скульптуры, преимущественно бетонные, напоминающие огромного размера иероглифы, стилизованные многоярусные пагоды или абстрактные композиции. На улицах и площадях перед входами в здания можно видеть разнообразные светильники. Большинство из них имеют современную форму, а некоторые повторяют бумажные фонарики, сделанные из гофрированного разноцветного пластика. Влияние многих своеобразных приемов благоустройства жилых и общественных зданий, улиц, площадей, парков нашло отражение не только в застройке городов Японии, но и при строительстве жилых и общественных зданий в других странах. |