Главная -> Статьи

Строительство в Японии

Красота и разнообразие ландшафта, нежность красок, изысканность форм растений служат постоянным источником вдохновения для архитекторов Японии. Учет особенностей местности и участка, его рельефа, природного окружения всегда лежали в основе проектирования японских городов. Это особенно ярко проявляется в проектировании жилого дома и прилегающего к нему участка-сада.

Окружающее пространство через раздвижные стены как бы входит в дом. Эта традиция органического слияния с окружающим пространством и природой нашла отражение в 'композиции современного здания и, несмотря на влияние современной европейской архитектуры, придала ему особый национальный характер и колорит.

В современное здание зачастую вводятся такие элементы, которые позволяют окружающему пространству как бы пронизать насквозь здание и приблизить находящиеся за ним деревья, холмы и покрытые дымкой горы. Это достигается различными приемами, например, сплошным остеклением первых двух этажей здания, устройством открытых лестниц, террас и пандусов.

На плоском рельефе живописность достигается созданием искусственного рельефа — рвов, холмов, площадок в разных уровнях. Величина участка в большой степени зависит от местоположения здания и его значимости. По своей композиции и благоустройству участок должен быть органически связан с простой, геометрически четкой архитектурой современного здания и его функциональным назначением.

Участок и интерьер японского дома решаются предельно лаконично, все детали обрабатываются тщательно, строительные материалы используются в естественном виде.

На участках современных жилых и общественных зданий появляются новые элементы благоустройства, в которых на первый взгляд доминируют современные европейские приемы и формы, но они в своей основе исходят из глубоких национальных традиций.

Одним из главных источников современных приемов благоустройства являются традиционные японские сады. Обычно это разновидности так называемых «видовых», «прогулочных» и «чайных» садов.

Видовой сад предназначен для обозрения его из окон или террас, примыкающего к саду дома, без доступа посетителей на его территорию. Поэтому такие сады, как правило, имеют сравнительно небольшие размеры, иногда всего в несколько десятков квадратных метров.

Обычно центром композиции служит водоем живописного очертания. На его покрытых мхом или травой откосах размещаются группы камней, несколько изогнутых низко распластанных серо-зеленых японских сосен и кустарников. Ландшафт сада завершает каменный японский фонарик или тонкая струйка миниатюрного водопада.

Больший по размерам участок используется как разбивки «прогулочного» сада, предназначенного для обозрения с различных точек. В зависимости от величины участка, здесь устраивают искусственные холмы, ручьи, водопады, водоемы. Для прогулок прокладываются живописные дорожки из отдельных крупных камней, уложенных в траве или гравии. Ширина и рисунок дорожек чрезвычайно разнообразны и тщательно проработаны в зависимости от их местоположения и назначения.

В японских садах обычно отсутствуют цветы. Чаще всего сад монохромен; его цветовая гамма создается исключительно за счет нюансов в тщательно подобранных оттенках зелени немногочисленных кустарников, деревьев, мхов и трав. При этом учитывается весеннее цветение сакуры, слив и азалий или осенние краски кленов. Часто в панораму сада включается окружающий пейзаж.

Источником вдохновения авторов современных японских садов служат знаменитые старинные сады Киото, Камакуры и других древних городов Японии с их необыкновенной филигранностью рисунка, изысканностью композиции и цвета.



Такие сады можно встретить около современных сооружений, например, у нового студенческого клуба Хоккайдского университета в Саппоро (арх. М. Ота), на школьных участках и в ряде других мест.

Наряду с видовыми и прогулочными, в Японии имеются особые разновидности садов, где доминирует один из элементов сада. Существуют «сады мха», где сочетаются десятки сортов мха различных оттенков и фактур от бархатисто-гладких до пышнокустистых, напоминающих мех диковинного зверя. Но особенно распространены так называемые «сады воды», где вода является ведущим элементом композиции.

Японцы привыкли жить в окружении воды: на многочисленных островах, на изрезанной береговой линии морей и океана, среди большого количества каналов, быстрых рек и шумных водопадов. Поэтому закономерно, что в старой и в современной застройке большая роль отведена воде. Одновременно с декоративными качествами вода играет значительную роль и в улучшении микроклимата участка, что очень важно в условиях жаркого субтропического климата большей части территории Японии.

Одним из распространенных приемов в современном строительстве Японии является размещение здания непосредственно над водоемом. Водоем обрамляет здание, а иногда частично «входит» в само здание. При этом здание ставится на столбах на высоте 2—3 метра над уровнем воды и как бы плавает на ее поверхности. Такой прием удачно использован в здании Музея современного искусства в Камакура (арх. Д. Сакакура). Через сплошные стеклянные стены внутреннее пространство музея как бы растворяется в окружающем водоеме, сливаясь с живописной растительностью его берегов и островов.

Аналогичный прием размещения здания над водоемом использован в международном торговом центре в Токио (арх. М. Мурата), в городском культурном центре в Кура Хайяма (арх. Д. Сакакура), в гольф-клубе в Та-харацука (арх. Т. Мурано). Над водоемом поставелна олимпийская башня в парке Ко-мадзава (архитекторы И. Асихара и М. Мурата). Прообразом такого решения видимо следует считать павильон Кинкакудзи или так называемый Золотой павильон (XIV век) в Киото и храм Ицукусима (XII век) на острове Миядзима, расположенные над водой.

На участке современных зданий устраиваются рвы-каналы, окружающие здание целиком или его отдельные части.

Чаще всего ров окружает здание с трех сторон, как, например, у пирамидального лекционного зала университета в Токио (арх. К. Маэкава). Около здания культурного центра Уэно в Токио (арх. К. Маэкава) ров, заполненный водой, окружает с трех сторон выступающую вперед площадку-террасу и заходит под здание. Обычно рвы имеют вертикальные или наклонные стенки, облицованные камнем, плиткой или покрытие дерном. Ширина рвов колеблется от 2 до 5 м, а глубина — от 60 см до 4 м.

В отдельных случаях за счет глубокого рва удается обеопечить естественным светом дополнительный этаж, лежащий ниже уровня земли. В этом случае стенку рва делают наклонной, а уровень воды опускают ниже пола освещаемого этажа.

Такой прием использован в здании городского культурного центра в Амагасаки и в Олимпийском спортивном зале в парке Комадзава (арх. И. Асихара). Заглубленный на 4 м ров, окружающий зал, служит для выхода зрителей. Здесь имеются отдельные водоемы, расположение которых увязано с графиком движения публики.

Истоки подобных композиций также уходят в далекие времена, когда вокруг феодальных замков сегунов и даймио сооружались глубокие рвы, заполненные водой.

Одним из современных примеров «сада воды» может служить небольшой сад (40X25 м) отеля Сан-ай в Саппоро. Здесь вода в виде искусственного водопада, низвергается с ограждения высотой около 3 м., отделяющего сад от улицы. Крупные каменные глыбы, площадка у подножия водопада, покрытая камнями, зеленая лужайка с тропинкой из отдельных камней в сочетании с водопадом создают очень выразительный облик сада.

В тех случаях, когда участок около здания невелик и расположен между многоэтажными корпусами, создаются небольшие водоемы, состоящие из одного или нескольких связанных между собой бассейнов.

У здания префектуры в Кагава (арх. К. Тангэ) один из бассейнов, извиваясь подобно реке, превращается в узкий канал, соединенный со вторым прямоугольным бассейном, примыкающим к геометрическому объему 8-этажного здания. Камни-скульптуры, мостики, площадки и отражение зданий в воде завершают композицию этого участка.

Около большинства общественных, научных и деловых зданий, построенных в последние годы, бассейны имеют чаще геометрическую, преимущественно прямоугольную форму. Большое разнообразие вносится в размеры бассейна и особенно в его элементы. Здесь можно встретить камни натуральные или бетонные несложной геометрической формы, переходы из бетонных досок и плиток, острова, полуострова, прямоугольные и конические объемы, используемые для забора воздуха в систему кондиционирования. Дно бассейнов делается гладким или покрывается рисунком из плиток. Площадка вокруг бассейна замащивается бетонными, пластмассовыми или каменными плитками простого рисунка иногда с вкраплениями газона, гравия или песка. На площадках укладываются камни, высаживаются кустарники, декоративные травы, мох, тонкие стволы бамбука или одиночные деревья. Поверхность таких вкраплений решается иногда в виде невысоких искусственных холмов, для которых используются излишки грунта, вынутого из котлованов зданий. Подпорные и декоративные стенки возводятся из крупных камней циклопической кладки или из бетонных блоков с выпуклым абстрактным рисунком. На площадках располагают бетонные столы и скамьи в виде пластин, тумб, бочек.

Из всех разновидностей садов наиболее своеобразны так называемые «сухие» или «каменные» сады. Многие из «их можно лишь условно назвать садами, поскольку здесь либо совершенно отсутствуют какие-бы то ни было растения, либо используются в крайне ограниченном количестве. Обычно это площадка, покрытая белым крупным песком, на котором уложены группы из нечетного количества камней. Камни символизируют горы, острова, а песок — воду, океан. Для этого специальными граблями на песок наносят извивающийся волнообразный рисунок, что действительно придает ему сходство с поверхностью воды.

Такой вид сада был известен еще в XIII-XIV веках. Наиболее яркими примерами могут служить всемирно известные японские каменные сады Райан-джи и Дайзен-ин в Киото.

Каждый камень или группа камней расположены здесь по особым, строго разработанным канонам. Их цвет, текстура и форма должны соответствовать определенным требованиям; размеры камней достигают 2— 3 м.



В отдельных случаях песчаная площадка скального сада имеет два или несколько уровней с перепадами, символизируя реку, у истоков которой вертикально поставленные камни служат символом водопада, как, например, в саду Дайзен-ин.



«Сухие» сады относятся к прогулочному или видовому типу сада в зависимости от их величины и составляющих элементов. Во всех случаях на песчаную площадку доступ посетителей исключен, поскольку она изображает море. Этого же требует и сохранение нанесенного на ее поверхность рисунка.

В современной интерпретации «сухие» или

«каменные» сады применяются на площадях городов, на участках новых школ, университетов, общественных и деловых зданий. Иногда в них вводятся дополнительные элементы: старые сваи, якоря, как это сделано у нового здания Морского управления в Хиросиме. Взамен камней укладываются даже бетонные плитки (площадь перед зданием городского управления в Хиросиме). Такие сады в современной застройке имеют скорее декоративное, чем символическое значение.

Наряду с самостоятельными садами устраиваются также небольшие площадки «сухих» садов среди газона.

Несмотря на чрезвычайную плотность застройки городов и высокую стоимость земли японцы стремятся устраивать сады около каждого дома. Иногда — площадью всего в несколько квадратных метров, но включающие все традиционные элементы. В ряде случаев такой садик уменьшается до размера блюда с сохранением всех атрибутов или заменяется символом сада — камнем на подносе с песком.

Японцы не могут обойтись без сада и в интерьере здания. В жилом доме — это ваза с цветком, поставленная в нише для гостей. В вестибюлях и холлах отелей, деловых и общественных зданий создаются уголки или внутренние садики — водоемы с песком, группа камней, миниатюрный фонарик, мостик, небольшие кустики, ветки .папоротника, водоем с камнями, из которого как бы начинается лестница ведущая в верхние этажи.

В вестибюлях электронных фирм создаются сады-рекламы с «танцующими» фонтанами, в сопровождении музыки и с переливающимся цветом, как, например, на фабрике Тосиба в Токио. Для устройства садов используются также крыши зданий, террасы.

Для создания впечатления единства здания с окружающим пространством и природой многие элементы — водоемы, мощение, газоны—как бы продолжаются внутрь здания, «проходят» сквозь стены, которые делаются стеклянными.

Немногочисленные городские скверы, бульвары и парки представляют разновидности традиционных садов. Здесь же располагаются иногда разнообразные «образцы» небольших садиков, по которым фирмы предлагают заказчику выполнить сад «а его участке. На бульварах и в парках размещаются перголы, увитые глициниями и розами, бассейны, пруды и фонтаны, а также скульптуры, преимущественно бетонные, напоминающие огромного размера иероглифы, стилизованные многоярусные пагоды или абстрактные композиции.

На улицах и площадях перед входами в здания можно видеть разнообразные светильники. Большинство из них имеют современную форму, а некоторые повторяют бумажные фонарики, сделанные из гофрированного разноцветного пластика.

Влияние многих своеобразных приемов благоустройства жилых и общественных зданий, улиц, площадей, парков нашло отражение не только в застройке городов Японии, но и при строительстве жилых и общественных зданий в других странах.