Главная -> Статьи

Строительство по американски

Высота по американски

Даже в те далекие и вместе с тем недавние времена, когда про жизнь в Америке люди узнавали исключительно из карикатур в журнале «Крокодил» и выпусков программы «Международная панорама», даже тогда мы знали про небоскребы. Где-то там, далеко, возвышаются на горизонте высоченные домищи - и в каждом по сто этажей! Ну или по крайней мере по пятьдесят.

АННА МАТВЕЕВА писатель

Сейчас, когда увидеть американские небоскребы своими глазами может любой желающий, их стало модно сравнивать с азиатскими или вообще с арабскими. У заокеанских, дескать, и труба пониже, и дым пожиже. Зато по американским небоскребам можно изучать историю, том числе, архитектурную, и еще, к сожалению, историю международного терроризма.

Первый полет Предки нынешних американцев и не мечтали взлететь так высоко! Более того, жить на верхнем этаже в позапрошлом веке означало обладать не слишком-то впечатляющими доходами. Ковылять вверх по лестницам, зачастую прогнившим и смрадным, находилось немного желающих. И небоскребы, возможно, так и остались бы грезой мечтателей, если бы в 1857 году в Нью-Йорке не пустили первый в истории пассажирский лифт. То есть темой лифта человечество, конечно же, интересовалось и ранее - первые идеи в этой области принадлежали аж самому Архимеду. Да и наш отечественный Кулибин разработал проект подъемно-спускового кресла для Зимнего дворца, но с изобретениями - оно всегда так. Чаще всего славу и деньги получает не тот, кого озарило, а тот, кто успешно реализовал идею и удачно представил ее публике.

Появление лифта поставило точку в споре о том, нужно ли Америке высотное строительство.

И неудивительно, что первым в небоскребной истории мира стало именно американское здание -построенный в 1885 году дом страховой компании в Чикаго, в котором изначально было... лишь 10 этажей и 42 метра росту. Потом, правда, этот «небоскреб» достроили до 54,9 м. Помимо выдающейся высоты, The Insurance Building отличал также революционный метод строительства - при возведении здания впервые использовался несущий каркас. Просуществовал первый в американской истории небоскреб до 1931 года. Кстати, короткая жизнь высоких домов в Америке - увы, обычное дело. Их довольно часто сносят и перестраивают, за исключением тех случаев, когда они признаны памятником архитектуры.

Утюжок на минуточку



В 1902 году Нью-Йорку представили нового «жителя» - на Манхэттене, там, где соединяются 5-я Авеню, Бродвей и 23-я улица, появился новый небоскреб Flatiron или в просторечии Утюг. Ныне один из символов города, необычный, красивый и правда что похожий на предмет бытовой техники, 82-метровый Флэтайрон стал одним из самых высоких зданий города. И одним из самых любимых! Утюг упоминается в самых разных произведениях литературы, «играет» в кино и появляется в комиксах. В частности, именно здесь будто бы расположена редакция газеты Daily Bugle, где работает Питер Паркер -Человек-Паук.

Все выше, и выше, и выше!

В начале 1920-х годов в Америке началась война. Воевали застройщики, толстосумы, архитекторы и воротилы - каждый хотел, чтобы его небоскреб стал самым высоким, чтобы именно он «скреб небо», а не просто возвышался над стритами и авеню.

Самым высоким на протяжении 40 лет считался и по сей день обожаемый нью-йоркцами Вулворт -элегантный 57-этажный бизнесцентр, построенный в 1912 году в нижнем Манхэттене. Помните, у Маяковского?



«Дома с небес обрываются и висят.

Но даже меж ними заметишь Вульворт. Корсетная коробка этажей под шестьдесят».



С Вулворт-билдинг пытались соперничать все, кто мог - пока в 1930-м году на пересечении Лексингтон-авеню и 42-й улицы не появился Крайслер. Имена американским небоскребам давали в честь корпораций, которые размещали в них свои штаб-квартиры. Например, в Крайслер-билдинг - по сей день прекраснейшей высотке Нью-Йорка одно время выставлялись автомобили. 320 метров и 77 этажей элегантности! Крайслер может похвастаться 38-метровым шпилем, орнаментами, серебристыми статуями орлов и прозвищем Красавица Манхэттена. И вообще, это лучший образец стиля ар-деко в высотной архитектуре. Мало какое здание удостаивалось такого внимания со стороны кинематографистов -«Крайслер» появляется едва ли не в каждом фильме, действие которого происходит в Нью-Йорке. Правда вот, среди самых высоких зданий пробыть ему было суждено недолго, ибо в 1931 году в имперском штате достроили Эмпайр Стейт Билдинг.

Имперские замашки

102-этажный небоскреб, скромно названный «Зданием имперского штата», был возведен на деньги Джона Рокфеллера. Вплоть до 1972 года Эмпайр оставался самым высоким зданием Нью-Йорка - считается он им и в наше время. Пятая авеню, между Западными 33 и 34 улицами -этот адрес известен даже тем, кто никогда не бывал в Америке. Кстати, имперский билдинг тоже относится к стилю ар-деко, и хотя он не столь эффектен, как Крайслер, именно он считается восьмым чудом света и самым знаменитым небоскребом Штатов. Поднимаясь на смотровую площадку, расположенную на 86-м этаже, вспоминается и бомбардировщик, врезавшийся в северный фасад в 1945-м, и бесчисленные самоубийцы, сводившие здесь счеты с жизнью, и Кинг-Конг, и не спящие в Сиэтле, и главные герои сериала «Сплетница» с их пионами, роскошными костюмами и надуманными проблемами... Ну а почему Эмпайр вновь считается самым высоким зданием Города Большого Яблока -это знает каждый. В 2001 году две башни-близнецы Международного торгового центра были атакованы террористами и навсегда исчезли с лица земли, погребя под собой тысячи несчастных ньюйоркцев. На месте «символа господства США» появился мемориал под названием Гранд Зеро. И, конечно же, новый небоскреб - который растет с каждым днем, и остановить его не смогут ни террористы, ни ураганы, ни экономический кризис. Боже, храни Америку и ее небоскребы.