Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Статьи
Строительтво в Чикаго"Не нужно большой отваги, чтоб ночью гулять по Чикаго" — эта цитата из стихотворения, сочиненного в первый день нашего приезда, оказалась чем-то вроде индикатора текущей ситуации в городе. Как и в большей части американских городов, еще десять лет назад Чикаго ночью вымирал. Центр города постепенно приходил в упадок: закрывались универмаги, кинотеатры, гостиницы. Сегодня Чикаго — один из самых оживленных городов. И что самое удивительное — в центр возвращается жилье. Десятки старых зданий выкупаются и реконструируются. Наблюдение за статистикой показало тенденцию резкого роста капитала и увеличения количества богатых людей, работающих в городском центре. Идея привлекательности жизни в центре оказалась как бы синтезированной из экономического подъема.После второй мировой войны вместе с развитием автомобилестроения была спровоцирована мода на пригородные односемейные дома (причем первую скрипку здесь сыграли архитекторы). Точно так же архитекторы стали в Америке той общественной силой, которая в прошедшее десятилетие сумела остановить процесс деградации крупных городов. Способность оценить тенденции развития города, верно ставить задачи фактически превратила определенную группу архитекторов и управленцев — так называемых девелоперов городского развития — в философов урбанизированного общества. Не покажется ли странным общество, где так много значат деньги и которое вместе с тем так расточительно в отношении теоретиков и философов? По-видимому, этот принцип является двигателем и защитой стабильности этого общества. Девелоперы городов ( иногда эта профессия переводится как "застройщик", хотя буквальный перевод) — это не только постановщики и исследователи глобальных проблем города и способов их решения, но и держатели денег муниципалитетов, инвесторов, акционеров, всех организаций, финансирующих строительство. Частные девелоперы — сами распорядители капиталов компаний, инвестирующих строительство, своего рода продюсеры строительного бизнеса. К рекомендациям девелоперов и архитекторов-теоретиков прислушиваются все. Популярность архитектурных идей и публикаций в обществе стоит, наверное, на следующем месте после предвыборных дебатов кандидатов в президенты и рекламы спортивных аксессуаров ( с приходом к власти президента Клинтона в обществе бурно активизировался интерес к физической культуре). Доверие к предвидению архитекторов и популярность архитектурных идей в обществе по традиции высока. Возможно, дело не столько в универсальности и объективности архитектурных теорий как таковых. Американское общество, весьма чувствительное к любым рекламным мифам, охотно верит в возможность идеального мира, сделанного по удачному архитектурному проекту. Иногда под воздействием газет и телевидения буквально возникает массовый транс, на фоне которого хорошо идут продажи новых товаров. Квартиры, офисы, целые поселки и небоскребы — это тоже товар. Вспомним нашумевшую несколько лет назад историю с покупкой японской компанией нью-йоркского Рокфеллер-центра. Еще вчера реклама жизни за городом заставила всех поверить в идиллию поселковой общины. Центробежные процессы казались необратимыми. Сегодня престижной становится квартира в городском кондоминиуме. Но из теории вытекает не только увлеченностью всех слоев общества архитектурны ми идеями. Для конкретных частных компаний — это база для благополучия в бизнесе. Компания LR Development, которая принимает нас в Чикаго — один из лидеров строительного бизнеса в области реконструкции зданий в центре этого города. Она учреждена в 1988 году в результате слияния "залоговой" брокерской компании, агентства по оценке недвижимости и генподрядной компании Landmark Builders. Ее путь в строительном бизнесе впечатляет довольно быстрым и последовательным взлетом. Первые проекты — реконструкция старых зданий в пригороде Чикаго; затем преобразование в кондоминиум с роскошными квартирами особняка, ранее принадлежавшего журналу Playboy; перепланировка бывшего многоэтажного универмага под кондоминиум с апартаментами в модном стиле хай-тек; реконструкция под жилье гостиницы и бывшего кинотеатра. Наконец, последний проект, еще не реализованный (совместно с всемирной системой по строительству гостиниц высшей категории Хайатт), 66-этажный отель класса "люкс" — "Парк Хайатт Чикаго" - стоимостью $200 млн. Несмотря на наличие в структуре единой компании финансистов, юристов, специалистов по маркетингу и риэлторов, инженеров-строителей (проектировщиков и производителей работ) — центральной, наиболее популярной и уважаемой фигурой в фирме является архитектор. В самой философии компании акцентируется тот важный принцип, что отношение к строительству как к искусству, "талант, вдохновение и оригинальность — качества, которые позволяют сделать многое из малого". Ставка на высокий класс архитектуры -это база, на которой строится финансовая политика. Благодаря привлекательному архитектурному решению после реконструкции удается повысить стоимость зданий на строительном рынке в несколько раз. Цена квартир вновь создаваемых кондоминиумов минимум в 2, а иногда и в 3 раза превышает стоимость недвижимости вместе с затратами на реконструкцию. Такие высокие прибыли позволяют не только заниматься самофинансированием следующих проектов, но значительную часть недвижимости оставлять в личной собственности компаньонов и сотрудников компании. Высокий процент владельцев недвижимостью среди сотрудников является в США едва ли не главным критерием процветания фирмы и основой для получения любых банковских форм кредитования и инвестирования. Во время экскурсии нас не случайно заводят в квартиру, принадлежащую менеджеру проектов — архитектору Питу Робинсону. Экстравагантный интерьер с элементами "ироничного хай-тека" — это тоже часть рекламы и составной элемент будущих продаж. Пит Робинсон предлагает покупателям ее за $1 млн. и пока не торопится сбавлять цену, потому что недвижимость в даунтауне Чикаго стабильно дорожает, а необходимый покупатель, как считает хозяин, рано или поздно появится. В самом разгаре реализация проекта LR Development — реконструкция 19-этажной гостиницы Мэйфер Риджент на берегу озера Мичиган. В реконструируемом здании разместится 29-квартирный кондоминиум "Мейфер", а во дворе достраивается 7-этажный 19-квартирный кондоминиум "Риджент". Площади квартир — от 370 до 870 кв.м. Продажная-цена квартиры в кондоминиуме Мейфер с видом на озеро Мичиган колеблется от $1.25 млн. до S 5 млн. Планируемая цена квартиры в новом здании, выходящем на Уолтон-стрит. от $400000 до $1,2 млн. Мы посетили стройку в средней ее фазе - при установке гипсокартонных перегородок (по системе "American Gypsum", напоминающей более распространенный в Европе "KNAUF") и замене инженерного оборудования. Несмотря на то, что намечаются интерьеры с имитацией исторических стилей (такой дизайн всегда пользуются спросом у богатых клиентов), производство работ весьма рационально — деньги экономятся на каждом этапе. Как сообщает менеджер проекта, архитектор Керри Диксон , на 100% квартир, намеченных к продаже, заключены фьючерсные сделки. То есть фактически все квартиры проданы. В одну из больших квартир переселяется сам президент LR Development Брюс Абраме. Позже я прочту его фразу в "Чикаго трибун":"Я делаю это для того, чтобы поддерживать счастье каждого". По нашим расчетам, затраты на реконструкцию, включая покупку старого кирпич-но-каркасного здания отеля, реализацию проекта и ряд компенсаций городу, не превышают 30% цены квартир, которая уже гарантирована покупателями. Причина намечающегося успеха указанного проекта, как и реального успеха предыдущих, по которым успешно прошли продажи, состоит, безусловно, в выборе местоположения объекта. Недвижимость с видом на озеро Мичиган — сама по себе эксклюзив. "Вид на Мичиган стоит миллион долларов",— полушутя говорит Керри Диксон. Однако немалая роль принадлежит добавочной цене этой недвижимости, создаваемой профессионализмом архитектора. И об этом в компании говорят на каждом шагу. Здесь отлично понимают, что только архитектор в состоянии достичь максимального эффекта минимальной ценой. Большая часть богатых людей придерживается мнения, что архитектурная оригинальность здания или его интерьера престижнее, чем применение дорогостоящих материалов. И в этом убеждении их поддерживает пресса. Оригинальность архитектурного решения — это значительная часть стоимости недвижимости Очевидно, что при правильном расчете окупаемости и рациональной тактике реализации проектов, строительство в США — один из самых выгодных видов легального бизнеса. Как это ни удивительно, но двигатель строительного бизнеса в США — это архитектурная теория и философия. Эти виды деятельности являются неотъемлемой частью профессии девелоперов — стратегов строительного бизнеса. Теоретические исследования и публикации в средствах массовой информации формируют в обществе социально-психологические стереотипы, необходимые для стабильной деятельности архитектурных и строительных фирм, а также финансирующих организаций. |