Главная -> Статьи

Строительство в горной местности

Принципы планировки и застройки городов, расположенных на ровной или относительно ровной местности, в той или иной степени разработаны в специальной литературе и получили развитие в практике советского градостроительства. Этого, к сожалению, нельзя сказать о горных городах, вопросы планировки которых еще находятся в стадии разработки. Но тем более важно выявить положительный опыт, уже накопленный советскими зодчими в процессе застройки городов, расположенных на сложном рельефе, в частности таких крупных, как Тбилиси, Баку и Ереван.

Работы по социалистической реконструкции этих городов в значительной степени изменили их облик, определили дальнейшее развитие городской застройки и формирование крупных ансамблей, охватывающих исторически сложившиеся центры городов, — это площади Ленина и Руставели в Тбилиси, площади Сталина и Низами в Баку, площади Ленина и Шаумяна в Ереване.

В Тбилиси центральный ансамбль включает проспект Руставели, пролегающий вдоль обращенного к реке Куре подножья горы Мтацминда. Проспект замыкается двумя площадями — имени Ленина и имени Руставели.

Выгодная планировочная особенность проспекта заключается в его плавных изгибах, создающих постепенно раскрывающиеся перспективы на такие монументальные здания, как Музей Грузии (арх. Н. Северов), гостиница «Тбилиси» (арх. Г. Тер-Микелов), филиал Института Маркса—Энгельса—Ленина —Сталина (арх. А. ЩУсев), заканчивающееся строительством административное здание «Грузугля» (архитекторы М. Чхиквадзе и К. Чхеидзе).

Живописный ансамбль проспекта Руставели обогатился еще одним выдающимся архитектурным сооружением — завершено строительство главного корпуса Дома правительства Грузинской ССР (архитекторы В. Кокорин и Г. Лежава). Новое здание своими монументальными формами заняло доминирующее место в застройке центра Тбилиси. Значительный отступ здания от красной линии проспекта открыл перспективный вид на гору Мтацминда с фуникулером и обеспечил хорошую обозреваемость здания как с дальних, так и с близких точек горного города.

Дальнейшая увязка ансамбля проспекта Руставели с общим планировочным организмом города Тбилиси — задача важная и сложная. Проспект должен быть хорошо увязан с замыкающими его площадями Ленина и Руставели, а также с общим архитектурным обликом города путем раскрытия видов на дальние просторы правобережного Тбилиси.

Площадь Ленина до сих пор не имеет планировочного решения. По сути дела архитектура ее не обогатилась с тех пор как был снесен старый Каравансарай. Исходя из того, что это площадь массовых демонстраций трудящихся, она должна быть запланирована с учетом направления основных потоков демонстрантов со стороны проспекта Руставели, улиц Пушкинской, Кирова и Лееелидзе. Композиционная ось площади должна быть ориентирована в поперечном направлении, что вытекает также из общей планировочной структуры города.

Не имеет до сих пор утвержденного проекта планировки и ансамблевой застройки привокзальная площадь с улицей Челюскинцев.

Площадь Низами в Баку, расположенная на сложном горном рельефе, является удачным примером решения нового ансамбля в пределах старой разнохарактерной застройки (авторы последнего варианта планировки площади — архитекторы Г. Алескеров и Э. Тер-Степанов).

Благодаря правильной постановке жилого дома «Монолит» (арх. К. Сенчихин), определившего новую ось площади, а также здания музея Низами, наметились контуры нового ансамбля. Эти два дома композиционно уравновесили всю разнохарактерную застройку площади.

Перед азербайджанскими архитекторами стоит сейчас новая сложная задача — создание ансамбля приморской правительственной площади и проспекта Сталина в Баку. Начало этому ансамблю положено строительством Дома правительства Азербайджанской ССР, авторы которого — архитекторы Л. Руднев и В. Мунц — стремились широко использовать в архитектуре здания формы и мотивы азербайджанского зодчества. При ансамблевой застройке пространства, прилегающего к этому сооружению, потребуется создавать здания, строгие по своим пропорциям и архитектурной обработке; они должны окаймлять большие по размерам площади и создавать общий уравновешенный силуэт городского центра, обозреваемого с моря и с дальних точек нагорья.

Отрадно, что в Баку наравне с ансамблями общественных центров создаются и крупные ансамбли жилых зданий. В этом отношении весьма интересным примером является комплекс домов, создаваемый вокруг нового богато оформляемого сквера на Красноармейской улице. Необходимо, в частности, отметить правильность постановки на площади жилого дома «Бузовнынефть» (арх. С. Дадашев и М. Усейнов) и масштабность его объема по отношению к окружающему пространству.

В Баку ведутся большие работы по планировке и застройке нагорной части города. Высотное здание крупного комплекса Академии наук Азербайджанской ССР (арх. М. Усейнов), 12-этажный жилой дом у Северной площади и завершенная проектированием 12-этажная гостиница являются основополагающими элементами архитектурно-планировочной композиции нагорной части Баку.

Площадь Ленина в Ереване, которая является общественным центром столицы Армянской ССР, решена архитектором А. Таманяном как композиционное ядро новой планировки города. Ее обрамляют: с востока — Дом правительства Армянской ССР (арх. А. Таманян), с запада — новое административное здание (арх. С. Са-фаряи); с севера с этими зданиями граничит реконструированный фасад музея «Тангаран» (архитекторы М. Григорян и Э. Срапян). Застройку южного полуовала площади составляют гостиница и комплекс административных зданий (архитекторы М. Григорян и Э. Срапян).

Площадь Ленина служит также местом демонстраций трудящихся, в нее вливается ряд важных городских магистралей.

Форма площади представляет собой удачное сочетание трапеции с овалом; памятник Ленину, расположенный вдоль ее поперечной оси, замыкает композицию площади, играя в ней главенствующую роль.

Значительная часть периметра площади уже застроена. Среди новых архитектурных сооружений важным компонентом ансамбля является административное здание, построенное по проекту архитектора С. Сафаряна. Автор нашел правильный масштаб здания, занимающего видное место на площади, мастерски решил композицию и пластику фасадов.



Не все, однако, полностью решено в этом важнейшем ансамбле города. Так, например, чтобы лучше увязать пластические формы основных элементов, фасад здания музея, выходящий на северную сторону площади, был реконструирован путем пристройки мощного арочного портика. Но масштабы этого портика мало увязаны с основными зданиями площади. Новая композиция фасада музея нуждается в вертикальном объемном завершении. Здания, которые замкнут контур площади в южной части полуовала, должны быть активно включены в создаваемый ансамбль и одновременно иметь специфический архитектурный облик, отвечающий их внутреннему, функциональному содержанию. К сожалению, этого нельзя сказать, например, о строящемся здании гостиницы, повторяющем в своих фасадах пластические формы административных зданий, расположенных на этой же площади.

Сложная и ответственная работа по завершению архитектурно-планировочного ансамбля площади Ленина в Ереване должна быть проведена архитекторами Армении на высоком уровне архитектурного мастерства. Для этого имеются все возможности, и пока еще есть время для внесения необходимых поправок.

Сложный горный рельеф, обусловливая ряд специфических особенностей застройки, вызывает необходимость самого серьезного отношения к созданию выразительного силуэта города. Композицию отдельных объемов и комплексов застройки необходимо решать с учетом так называемого «пятого фасада», то есть городского архитектурного пейзажа, который, например в Тбилиси, раскрывается с фуникулера и других гор и холмов, в Баку — с нагорных плато и Кировского парка, Ереване — с возвышенностей Канакера, Арабкира и Конда.

Наши горные города развиваются на основе живописной планировки. Монументы Сталина в Ереване и Кирова в Баку, главное здание парка имени Сталина на горе Мтацминда с фуникулером в Тбилиси играют главенствующую роль в городской застройке и являются наиболее запоминающимися архитектурными элементами этих городов. Но не всегда наши архитекторы умело пользуются предоставляемыми природой возможностями обозрения отдельных зданий с дальних и близких точек. В горном городе не может быть главного и второстепенного, так называемого «дворового» фасада.



Требует особого внимания к себе и застройка отдельных холмов и возвышенностей, которая должна осуществляться в виде компактных ансамблей. В первую очередь такие ансамбли необходимо создать на холмах вокруг площади Героев Советского Союза в Тбилиси, на нагорном плато в Баку и возвышенностях близ реки Раздан в Ереване. Образно выражаясь, горный город должен быть запланирован не только горизонтально, но и вертикально —ступенчато.

Архитекторы должны приложить все свои творческие силы к тому, чтобы создавать в наших горных городах монументальные архитектурные комплексы, максимально обогащающие силуэт городской застройки. Большую помощь в этом должны им оказать научные архитектурные учреждения путем разработки принципиальных практических предложений по организации городского ансамбля в условиях живописной горной местности.