Главная -> Статьи

Строительство районных центров Белоруссии

Наряду с большим жилищным строительством в районных центрах Белорусской ССР за последние 2—3 года строится много административных, культурно-просветительных и торговых зданий.

Так, например, в районном центре Быхов Могилевской области теперь завершается строительство зданий райисполкома, райкома КПБ, кинотеатра, нескольких жилых двухэтажных домов, школы, хлебозавода и других.

Придавая большое значение делу застройки районных центров республики, Совет Министров Белорусской ССР в сентябре 1952 года вынес специальное постановление о застройке и благоустройстве районных центров БССР.



Основным недостатком в застройке районных центров в прошлые годы являлось невнимание к застройке центральных площадей из-за распыления капитальной застройки и ошибок в зонировании этажности. Это в значительной степени было следствием отсутствия проектно-планировочной документации по большинству районных центров республики: генеральными планами или схемами планировки было обеспечено только 28% этих селений.

Совет Министров БССР обязал Управление по делам архитектуры совместно с Министерством коммунального хозяйства БССР в течение нескольких ближайших лет составить схемы планировок 122 районных центров республики. Тем же постановлением Госплан БССР и облисполкомы обязаны в короткий срок составить краткие технико-эко-номические обоснования развития районных центров на ближайшие 5 лет, а Министерство коммунального хозяйства БССР, на основе проведенной технической инвентаризации земель, — составить сборные планы-подосновы для схем планировок.

В целях правильного размещения текущей застройки облкоммунхозы и областные отделы по делам архитектуры обязаны ежегодно обеспечивать строительство схемами размещения его в районных центрах. Это постановление оказало и оказывает положительное воздействие на застройку районных центров.



Наиболее типичным для Белоруссии является районный центр с населением до 10 — 15 тыс. человек с капитальной малоэтажной застройкой центра и преимущественно одноэтажной деревянной индивидуальной застройкой усадебного типа на остальной территории селения.

Ввиду большого размаха капитального строительства в районных центрах первоочередной задачей является правильное решение градостроительных проблем их застройки.

В практике проектирования в БССР наиболее распространены следующие три планировочных решения центров: в виде одной главной площади; в виде двух площадей, соединенных широким бульваром, а также в виде сквера или сада, вокруг которого размещается основная капитальная застройка.

В первом наиболее распространенном случае доминирующее положение на площади занимает здание райисполкома или районный дом культуры.

Наиболее распространены прямоугольные формы площадей. Такую планировку следует признать правильной, целесообразной уже потому, что при неправильных конфигурациях площадей часто создаются большие трудности при осуществлении проектов.

Так, например, в районном центре Сиротино Витебской области первоначальный проект площади почти исключал возможность применения типовых и повторных проектов, чем затруднилась возможность застройки. Второй вариант решения площади был удачно разработан архитектором Н. Юрченко с учетом применения типовых и повторных проектов для застройки. Однако следует отметить, что отсутствие разнообразных по конфигурации, силуэту, этажности типовых и повторных проектов часто затрудняет осуществление интересно задуманных асимметричных планировочных решений районных центров.

В связи с тем, что индивидуальными проектами общественных зданий малые районные центры обеспечить трудно, особое значение приобретает применение типовых проектов этих зданий. Между тем действующие типовые проекты административных, культурно-бытовых и торговых зданий затрудняют, а порой исключают возможность построения ансамблей центральных площадей районных центров. Крайне необходимы новые проекты этих зданий.

Для достижения достаточной выразительности центров малых районных селений необходимо, по нашему мнению, застраивать их зданиями не ниже двух этажей. Но в практике имеются факты проектирования для застройки центров зданий одноэтажных.

Например, Союзгипроторгу следует разработать серии двухэтажных торговых помещений, предусмотреть варианты блокирования магазинов с чайными, столовыми и другими коммунально-бытовыми помещениями.

Интересы ансамблевой застройки требуют, чтобы многочисленные и разнообразные по назначению здания, располагаемые в центрах, обладали определенным единством, одним масштабом.

Для застройки площадей широко используются также жилые дома, причем в ряде случаев эти дома все еще строятся малогабаритные (4 — 8-квартирные). Для повышения выразительности застройки мы рекомендуем применять блокировку типовых домов. Возможность ее заложена в типовых проектах 2 — 3-этажных домов, разработанных Еипрогором (авторы -арх. М. Барщ и арх. В. Пашковский) и Белгоспроектом (автор — арх. И. Елисеев). Следует, однако, пожелать, чтобы для застройки площадей были разработаны варианты проектов с более богатым архитектурным оформлением фасадов.

Для удовлетворения потребностей массового строительства в проектах зданий райкомов и райисполкомов Белгоспроектом разработана серия повторных проектов этих зданий, выгодно отличающаяся от индивидуальных проектов. Для крупных районных сел Белгоспроект проектирует серию типовых объединенных зданий райкомов КПСС и райисполкомов. Все запроектированные и проектируемые здания фронтальны и мало отличаются по силуэту.

Для многих районных центров они приемлемы, однако, в целях создания большего разнообразия в застройке площадей необходимо дополнительно разработать серию проектов, различных по планировке и силуэту (2—3-этажные здания, угловые решения).

Известно огромное значение использования благоприятных естественных факторов в архитектурной композиции застройки. Это требование особенно важно, по нашему мнению, для малых населенных пунктов, поскольку богатые естественные условия белорусского пейзажа (реки, озера, деревья) позволяют значительно улучшить художественный облик застройки самыми скромными средствами.

В настоящее время при составлении генеральных планов этому вопросу в Белоруссии уделяют значительное внимание. Так, например, в схемах планировки Быхова, Шклова, Ветки и других уделено особое внимание открытию центров к реке и капитальной застройке набережных.

Учитывая небольшой объем капитальной застройки в малых районных центрах, необходимо максимально концентрировать ее не только в художественных целях, но и для повышения благоустройства центров селений. В этом можно убедиться на примере двух районных центров БССР — Шклова и Петрикова. В Шилове капитальное строительство жилых и общественных зданий сконцентрировано на главной улице — Советской, которая значительно расширена.

Свободные участки в центре резервируются только для капитальной застройки.

Привлечение промышленных предприятий к застройке центра позволяет уже в текущем году приступить к осуществлению первой очереди водопровода и канализации центра.

В Петрикове эти возможности благоустройства упущены, так как капитальные жилые дома кирпичного завода были построены на окраине города, а в то же время в центре было допущено строительство одноэтажных брусчатых домов, в результате чего теперь затрудняется размещение новых капитальных зданий в центре города.

Большие возможности для реконструкции районных центров открываются в связи с тем, что многие МТС расположены и вновь создаются в этих центрах или в непосредственной близости к ним.

Необходимо использовать такой важный градостроительный фактор в застройке, как строительство жилых и общественных зданий МТС, приняв меры к разумному размещению этих зданий. Самоа серьезное внимание этому вопросу должны уделять областные архитектурные отделы.

Как положительный факт следует отметить, что за последнее время органы архитектуры Белоруссии больше занимаются вопросами концентрации и качества капитальной застройки в районных центрах. Из Минска в районные центры республиканское управление по делам архитектуры периодически направляет бригады архитекторов и инженеров для проверки состояния застройки и сказания творческой помощи местам. Работники органов архитектуры составляют на местах эскизные проекты планировки селений, которые затем дорабатываются проектными организациями.

Как указывалось выше, в настоящее время Министерство коммунального хозяйства БССР изготовляет силами и средствами бюро технической инвентаризации сборные планы — подосновы для схем планировок на основе использования материалов технической инвентаризации. Сборные планы выполняются в масштабе 1 :2000 с ситуацией и точностью масштаба 1:5000.

В прошлом году использовался следующий метод изготовления под^-основ для схем планировок районных центров на основании использования материалов фотопланов. Фотопланы в масштабе 1 :10 000 фотомеханическим путем увеличиваются до масштаба 1: 5000 (фотопланы следует предварительно дешифрировать). Из полученных отдельных фотопланшетов монтируется опорный план.

Для устранения излишней детализации и удобства изготовления подоснов полученный опорный план копируется, причем в качестве опорных зданий фиксируются наиболее крупные объекты. С помощью копий составляются подосновы на ватмане и изготовляются синьки для дубликатов. Полученные подосновы оказались вполне приемлемыми для составления схем планировок районных центров.

Указанным методом уже изготовлено значительное количество подоснов, по которым выполнены и выполняются схемы планировок. Этот метод, как видно по опыту 1953 года, позволил значительно ускорить планировочные работы по ряду районных центров.

Для малых районных центров Белоруссии при наличии сборных планов масштаба 1: 2000 схема планировки совмещается с детальным проектом планировки. При наличии подосновы в масштабе 1:5000 по материалам фотопланов схема планировки дополняется детальным проектом планировки центра, который выполняется на основании инструментальной съемки масштаба 1: 2000.

В целях упорядочения индивидуальной застройки в районных центрах в настоящее время улучшается планировка жилых кварталов с уплотнением застройки за счет урезки завышенных участков (более 0,09 га). В строительство внедряются типовые проекты. Кроме того, для улучшения качества индивидуальной застройки, в соответствии с решением Совета Министров БССР, намечено в каждом районном центре создать несколько образцовых индивидуальных участков.

Важное значение в деле улучшения индивидуальной застройки имеет повышение квалификации работников райкомхозов и бюро технической инвентаризации, которые непосредственно занимаются индивидуальной застройкой в районных центрах. Очень полезна поэтому работа Министерства коммунального хозяйства БССР по организации ежегодных месячных курсов повышения квалификации таких работников.

Дальнейшие пути улучшения качества индивидуальной жилой застройки возможны, по нашему мнению, лишь при переходе на строительство укрупненных жилых домов путем блокировки их и при массовом внедрении индустриальных строительных изделий. В связи с этим следует вновь организовать прекращенное в последние годы в Белоруссии типовое проектирование индивидуальных жилых домов. Для повышения качества строительства в районных центрах и снижения его стоимости назрела необходимость наладить массовое заводское изготовление строительных изделий и архитектурных деталей, Опыт в этом отношении есть. Так, например, организованная в Минске бригада лепщиков централизованно изготовляла лепные детали для фасадов и интерьеров зданий, строящихся в ряде районных центров. Эти детали доставлялись на место строительства, что значительно повысило качество отделочных работ.

Назрела также острая необходимость укрупнения строительных организаций, ведущих строительство в сельской местности.

Вопросы застройки малых районных центров заслуживают пристального внимания архитектурных органов, архитектурной науки и всей кашей архитектурной общественности.