Главная -> Статьи

Орнаментальное искусство Киргизии

Орнамент родился в палеолите — древнем каменном веке, и с тех пор без него не обходится ни один художественный стиль, ни одна эпоха. Сам термин происходит от латинского глагола огпо — «украшать». Однако искусствоведы и историки давно уже перестали смотреть на него только как на украшение. Сегодня ученые не сомневаются в том, что орнаментика каждого народа полна глубокого значения. Но чтобы проникнуть в ее тайнопись, надо обратиться к истокам народной культуры, оживить мир исчезнувших представлений.

Одним из интереснейших и не познанных до конца остается киргизский орнамент. Киргизы издревле были кочевым народом — с наступлением тепла они перегоняли стада на пастбища в горах Тянь Шаня и Памиро-Алая, с приближением холодов спускались на зимники в долины. Поэтому в Киргизии почти нет древней каменной архитектуры: домом кочевнику обычно служила юрта. Не создал киргизский народ и письменности. Вклад его в мировую культуру — это поистине грандиозный эпос «Манас» и своеобразнейшее прикладное искусство. Оно дошло до нас через века почти в неприкосновенности: еще в конце XIX столетия Киргизия — «страна гор» — была заповедным уголком древней культуры, где сказители-манасчи складывали легенды о подвигах богатырей.

Народное киргизское искусство не случайно называют орнаментальным. Войдите в киргизскую юрту — орнамент в ней полноправный владыка. Узор покрывает сплошной резьбой «тело» юрты — ее деревянный остов и ее праздничный «наряд» — войлочные кошмы, плетенные из тростника-чия циновки, многоцветные вышивки гуш-кийизы.

Киргизским умелицам есть чем гордиться: с каким безукоризненным вкусом сочетают они орнамент с размером вещи, ее формой и назначением! Много можно говорить о том, как меняется ритм узора, его звучание и настроение в согласии с материалом, техникой исполнения, цветовым решением.



Возьмем, к примеру, войлочные кошмы — ширдаки и ала-кийизы. Ширдак — мозаичная кошма. Куски войлока двух цветов вырезаются так, что материал одного цвета становится фоном ковра, а другого — узором, и затем сшиваются. Ширдак хочется назвать монументальной кошмой: рисунок тут крупный, ясный. Энергичная линия и сияющие краски создают ощущение радости и силы. В ала-кийизах, «пестрых кошмах», цветной войлок узора вваливается, вкатывается в одноцветный фон. Орнамент здесь становится живописным, порой акварельно-размытым, цвета — мягкими и изысканными, линии — извилистыми. В циновках из тростника-чия, оплетенного цветными нитями, узор геометрически строг, в вышивках и аппликациях — тонок и разнообразен. А ткачество, тиснение по коже, резьба по дереву, ювелирное искусство...

Бесчисленны лики киргизского орнамента, но, любуясь ими, не будем забывать, что все эти восхищающие нас «мелодии» составлены из одних и тех же «нот». Элементов таких насчитывают сотни, а варианты их комбинаций исчисляются тысячами. Среди здешних узоров мы найдем мотивы древние, знакомые искусству многих народов мира, и более поздние, чисто киргизские.

Древнейший элемент киргизского орнамента — изображение солнца. Образ его живет в искусстве каждого народа, и, конечно, это не случайно. И для киргиза-кочевника, и для русского крестьянина солнце — символ самой жизни с ее вечным обновлением.

Казалось бы, что общего между киргизской вышивкой и русской пропильной резьбой? Но присмотритесь к деревянному декору домов в российской деревне и наверняка увидите солярные знаки, похожие на те, что изобразили вышивальщицы из Киргизии.

Самый популярный в киргизской орнаментике мотив — коч-кор муйиз — рога барана. Именно мощные спирали «рогатого» узора, по-разному скомпонованные, спаренные, счетверенные, придают характерную динамику киргизскому орнаменту. Горный баран, архар, почитался киргизами как тотемное животное — покровитель племени, символ богатства и приумножения стад. А вот изображение ветвистых рогов северного оленя — память о тех далеких временах, когда предки киргизов жили на берегах Енисея (вспомните легенду о Рогатой Матери-оленихе из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»!). Культ барана и оленя существовал у всех кочевых скотоводческих племен, и рогатый узор по сей день остается самым любимым в искусстве многих азиатских народов — монголов, казахов, каракалпаков, тувинцев, алтайцев. Почитание Оленя — Золотые рога знакомо и славянам, и народам Севера — в русских вышивках вы часто встретите изображение оленьих рогов и оленей.

С первого взгляда на изделия киргизских мастеров нас, конечно, заинтересуют фигурки всевозможных зверей. Их обобщенные силуэты очень выразительны, полны жизни. Кого только не изобразили наблюдательные вышивальщицы: барса, рыбу, верблюда, зайца, петуха, змею... А оленей, архаров и горных козлов здесь целые стада! Увлекательно наблюдать, как меняется стиль изображения животных в зависимости от техники исполнения орнамента, от характера узора. Их фигурки то полнокровно реалистичны, то геометризованы, словно сложены из треугольников, палочек и квадратов, то вычурны и сложны по очертаниям.

У фигурок, выполненных в таком вычурно-затейливом стиле, есть близнецы: мы находим их в изделиях степных кочевников древности, саков и усуней, населявших до нашей эры территорию Киргизии. Для искусства ранних кочевников было характерно изображение фантастических фигур зверей и птиц. Своеобразный стиль этого искусства так и называют: «звериный стиль». Так в народном творчестве киргизов живет память давно исчезнувших племен. Поистине в глубь веков завел нас ветвисторогий олень...

Мотивов, связанных с животным миром, в киргизской орнаментике большинство. Элементом орнамента обычно становится изображение части тела животного или его следа. Позвонок барана, копыто лошади, след собаки, когти тигра, крылья птицы — так переводятся названия подобных узоров. В орнаментике всех народов популярны зооморфные мотивы — вспомните петушков, уточек, лебедушек и коней, столь любимых русскими мастерами. В представлении древних народов украшаемый предмет как бы сливался с изображением животного, зверь становился душой вещи и талисманом, оберегом для ее владельца.

Для нас, безусловно, важно установить, когда и почему возникли те или иные мотивы орнамента. Но не менее важно и интересно другое: увидеть в орнаментике образы окружающего мира, рассмотреть за вязью узоров картину природы, за схематичностью фигур — живую жизнь. Удивительная черта киргизского орнамента — соединение декоративности, условности с большой реалистической достоверностью. В основе мотивов киргизской орнаментики лежат непосредственные впечатления. Возьмем растительные узоры: вот пышный цветок девяти холмов, вот куст, еловая ветка, перец, фисташка, мак-самосейка, василек... Как бы ни был стилизован, переработан в орнаменте мотив, он всегда хранит в себе сходство со своим прототипом, живым растением.



Особенно ясно выступает реалистическая основа орнамента, когда мы обращаемся к мотивам, связанным с повседневным бытом кочевника-скотовода. Эти элементы, составляющие наиболее поздний пласт орнаментики, делают орнамент своеобразной энциклопедией киргизского быта. Один из узоров заимствовал форму у кожаного сосуда для кумыса, другой передает очертания воргана — музыкального инструмента женщин, он так и называется комуз тил — язычок воргана. И форма и названия элементов помогают раскрыть их происхождение: сапог, ушко котла, лодка, юрта, цепь, аркан, топор, ложка, удила.

Киргизский орнамент конкретен, но он не копия природы, а ее образ. Например, изобразила мастерица полураспустившийся цветок — значит, она хочет рассказать нам о весне, изобразила лист — перед нами картина лета. Не случайно употреблены слова «рассказ», «картина». Именно как картину жизни всегда воспринимали орнамент киргизы. Забылся магический смысл узоров, но орнамент оставался для его создателей столь же содержательным и понятным, как для нас — полотна живописцев. И поныне старики в горных аилах расшифруют вам узор, прочтут скрытый в нем рассказ о цветущих высокогорных пастбищах — джайлоо, об испещренных звериными следами горных тропах, о веселом пиршестве или удачной охоте.

Один из первых исследователей киргизской орнаментики очень точно назвал орнамент «изобразительным фольклором». Конечно, его нельзя считать пиктограммой, рисуночным письмом. Основная цель письменности — передача сообщения, а киргизская орнаментика — прежде всего явление искусства. Но смысловая роль узора была чрезвычайно важна для бесписьменного народа. К киргизскому народному творчеству можно в полной мере отнести слова В. В. Стасова: «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни одной праздной линии. Каждая черточка имеет свое значение... Орнамент — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувства».

Символику орнамента, законы его бессловесного языка нам еще предстоит изучать, но уже сегодня ясно: многозначность киргизской орнаментики делает ее больше чем явлением прикладного искусства. Перед нами — памятник духовной культуры и истории народа, поэтическое повествование о том прекрасном и добром, что есть на земле, о том, что видит человек вокруг себя.