Главная -> Статьи

Метро Москвы

У каждого человека неподалеку от дома есть любимая роща, лес, поле, берег реки, родник... А для нас, москвичей, такими вот с детства родными местами часто оказываются станции метро. Вся судьба наша до мельчайших подробностей припоминается здесь: возле этой жил, там учился или работал, а тут было первое свидание. Вот как много значит оно в нашей жизни, метро!

Идея создания метрополитена в Москве родилась в начале века. К тому времени первые ветки подземных дорог уже были проложены, сначала в Лондоне, потом в Будапеште и Париже. Проект метро для русской столицы предложил инженер П. И. Балинский в 1902 году. Однако подобное строительство стало возможным только после победы Октября. Не случайно Московский метрополитен носит имя В. И. Ленина, а многие станции — имена других пламенных революционеров: Маркса, Дзержинского, Свердлова, Кирова...

Фотография донесла до нас любопытный документ — несколько человек держат большой щит, на котором изображена схема будущих подземных дорог. Подпись под фотографией гласит: «Празднование 15-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции». Да, работы по сооружению метро развернулись в 1932 году. Велись они в невероятно трудных условиях: внизу строителей ждали плывуны, вязкие глины, множество подземных речек. Строительство стало всенародным делом: 540 предприятий страны выполняли заказы Метростроя. В шахты спускались не только москвичи — в столицу приехали добровольцы с Магнитки, Днепростроя, Турксиба. «Строим лучшее в мире метро!» — таков был лозунг партии. Он вдохновлял всех, от архитекторов и художников до простых рабочих и работниц.

Художник Е. Е. Лансере посвятил им монументально-декоративную композицию «Строители метро». Автору удалось создать образы людей новой действительности, опоэтизировать их нелегкий труд. Панно было установлено на станции «Комсомольская» весьма удачно. Его видно и когда идешь по балкону над путями, и когда поднимаешься с платформы по лестнице. Лансере стал инициатором возрождения техники росписи по керамической плитке, которую в то время почти забыли.

Станции метрополитена и наземные павильоны строились в невиданно короткие сроки по проектам, отобранным на архитектурных конкурсах. В них приняли участие видные зодчие страны: А. Щусев, Д. Чечулин, Б. Виленский, И. Таранов, А. Душкин, Б. Иофан, Л. Поляков, И. Рожин и многие другие.

«Некоторые видели перед собой только инженерно-строительную задачу: вырыть котлован, забетонировать его, положить перекрытия,— вспоминал впоследствии Чечулин.— Другие с самого начала стремились к тому, чтобы под землей было создано приветливое и радостное пространство... Очень хотелось, чтобы все выглядело празднично, торжественно, хотелось попробовать выразить свое представление о советском дворце».

В ходе строительства метро многое пришлось делать впервые, вспомнить забытое, применить открытое в далеких от строительного дела областях. Скажем, возникла необходимость изготовить для станции «Киевская» капители из фарфора, а затем создать рельефную плитку, чтобы свет играл на ее гранях. Рустованную плитку, которую впервые применили здесь для облицовки стен, вы можете увидеть теперь не только на первых станциях, но и на новых ветках. Сколько сил потребовалось для разработки и изготовления деталей: осветительных приборов, заграждений и решеток, стеклянных и керамических изделий! А подбор мраморов, чугуна, фарфора, фаянса!

Так рождалось Московское метро. Трасса первой очереди пролегла от Сокольников до Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Регулярное движение тут было открыто 15 мая 1 935 года.

Писатель А. Куприн, приехавший в Москву из Парижа в 1937 году, сказал: «Необыкновенно комфортабельное метро, которое, конечно, не идет в сравнение с каким-либо другим метро в Европе. Впечатление такое, что находишься в хрустальном дворце, озаренном солнцем, а не глубоко под землей».

В суровые дни войны, когда враг подбирался к самым окраинам и нещадно бомбил нашу столицу, наряду с основной работой по перевозке пассажиров и грузов метрополитен стал надежным бомбоубежищем для населения города. На станции «Кировская» разместился аппарат Генерального штаба Красной Армии. На «Маяковской» состоялось торжественное заседание трудящихся Москвы, посвященное XXIV годовщине Октябрьской революции. Надписи в вестибюлях станций Измайловской и Автозаводской веток свидетельствуют: «Сооружена в дни Отечественной войны». Над их оформлением работали видные скульпторы: В. Мухина, М. Манизер, Г. Мотовилов и другие.

В оформлении станции «Бауманская» отразилась связь фронта и тыла Советской страны. В нишах зала, облицованного золотистым мрамором и красным порфиром, находятся скульптуры В. Андреева: автоматчик, ученый, летчик, дружинница, метростроевка... А оформление станции «Измайловский парк», где установлено несколько скульптурных композиций М. Манизера, посвящено партизанскому движению.

В убранстве станции «Новокузнецкая» отражены темы славы русского воинства. На пилонах платформ установлены бронзовые барельефы наших великих полководцев, а на колоннах центрального зала — щиты с надписями: «Слава героическим защитникам» — Ленинграда, Сталинграда, Одессы, Севастополя. Динамику боев за города-герои передают барельефы, в создании которых принимал участие скульптор

Н. Томский. Мозаичные панно потолка, выполненные по рисункам А. Дейнеки, собирались в блокадном Ленинграде художником В. Фроловым. С большим трудом их удалось вывезти из вражеского кольца и доставить в Москву. Сам художник погиб.

Каким же мужеством надо было обладать, чтобы в самый разгар войны строить подземные дворцы и языком искусства воспевать подвиг героев! Сколь велика была вера нашего народа в Победу!

Теме Победы и мирного, созидательного труда посвящено оформление кольцевой трассы, которая вступила в строй 14 марта 1954 года. Она пересекла все радиальные ветки и соединила семь вокзалов столицы: Киевский, Белорусский, Казанский, Ленинградский, Ярославский, Курский и Павелецкий.



Спускаемся вниз по бегущей лестнице-чудеснице и попадаем в светлый дворец из мрамора. Мозаичные панно из редких камней и смальты на сводах зала станции «Киевская-кольцевая» рассказывают о дружбе русского и украинского народов: Богдан Хмельницкий провозглашает воссоединение Украины с Россией; освобождение Киева от фашистов; День Победы на Красной площади в 1945 году...

Мозаике хорошо под сводами подземных дворцов, потому что ей необходимы свет и простор. Она любит косые лучи, в них она мерцает, и лучи эти словно вытягивают цвет из каждого окаменелого, специально неровно положенного «мазка»-камня. Само строительное искусство породило эту живопись в камне и стекле — своих наипервейших архитектурных материалах.

Станция «Белорусская-кольцевая». Ее архитектурное оформление посвящено героике борьбы и труда белорусского народа.

1 2 панно на сводах зала выполнены в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г. Опрышко. Выложенный цветной керамической плиткой пол передает колорит нарядной национальной вышивки по белым холстам.

По кольцевой линии можно кататься целый день. Чудесней этой карусели нет на свете! Каждая остановка — сказка, открытие, свой особый мир.

Станция «Новослободская». Красочные витражи ее горят на просвет изумительными орнаментами, в некоторые вставлены «картины», выполненные из цветного стекла по рисункам П. Корина. Цвет витражей отделяется от изображения и словно бы уходит в пространство интерьера станции. Получив неожиданную свободу, он создает обстановку уюта и тепла, словно человек находится у горящего камелька.

Метро — это сказка под землей, где, как всем детям известно, прячут свои сокровища гномы. Но в реальной жизни сказку делают сами люди.

Станция «Комсомольская-кольцевая» — это огромный подземный дворец, который обслуживает пассажиров сразу трех вокзалов. Чтобы его построить, понадобилось вынуть 120 тысяч кубометров грунта. Полукруглые своды зала покоятся на 68 восьмигранных колоннах с резными мраморными капителями. Самая ослепительная по красоте и блеску самоцветов станция! Для ее оформления использовался красный гранит, золотая смальта, яшма, мрамор, скульптурные и лепные детали.

На восьми мозаичных плафонах потолка художником П. Кориным воссозданы образы национальных героев: Александра Невского,

Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова. У Кремлевской стены В. И. Ленин выступает с речью перед красноармейцами. Советские воины у стен рейхстага. А вот по Красной площади идет символическая фигура Родины-Матери, у ног ее — поверженные гитлеровские знамена, а в руках символы Труда и Победы — серп и молот, лавры и пальмовая ветвь.

Хорошо смотреть в окно, во тьму, изредка озаряемую всполохами света. Потом в нее неожиданно врывается нечто светлое, радостное, как праздник,— и возникает очередной сказочный дворец. Станция «Таганская-кольцевая». «Слава советским воинам!» — таково содержание 36 керамических панно. В обрамлении золотых наличников — голубое поле, в центре которого медальоны с изображением доблестных моряков, летчиков, пехотинцев...



Снова тьма со всполохами — и снова сказочный дворец.

Станция «Добрынинская». Арки ее сложены из блоков светло-розового с голубыми прожилками мрамора «газган». Арки чередуются: большая—открытая, малая — закрытая. В открытые проходы устремляются люди, в закрытых—16 мраморных барельефов Е. Янсон-Манизер. Работы скульптора посвящены труду виноградарей, хлопкоробов, рыбаков, телятниц, овцеводов — представителей разных национальностей страны. И все это как чудо, к которому можно прикоснуться рукой!

Наверху еще один дворец. Снаружи он одет кремовым туфом, внутри освещен люстрами и торшерами. Зал украшают три огромных ковра из цветного стекла — смальты. Содержание одного — Парад Победы на Красной площади, другого — демонстрация трудящихся, на третьем — портрет Ленина в окружении гербов республик Советского Союза...

Можно смело сказать: Московское метро с его прекрасными станциями-дворцами сыграло огромную роль в деле патриотического и эстетического воспитания народа. Расходы на мрамор и гранит, бронзовые статуи и мозаичные панно, витражи и майоликовые вставки оправдали себя многократно. К миллионам людей они вплотную приблизили большое искусство.

Полвека существует Московский метрополитен — самый удобный, быстрый и надежный вид транспорта. У него уже появились побратимы в других городах Союза: Ленинграде и

Киеве, Минске и Харькове, Ереване и Ташкенте, строится первая линия в Новосибирске. Но Московское метро по-прежнему остается лучшим — и не только в стране, но и в мире. Это каждый скажет.