Главная -> Статьи

Формирование облика города

В последнее время на творческих дискуссиях и выступлениях в печати все шире обсуждаются вопросы, связанные с архитектурно-художественными качествами застройки городов. При обмене мнениями единодушно осуждается однообразие планировочной-композиционных решений, обращается внимание на неудачи в архитектурной практике.

В журнале «Архитектура СССР» часто публикуются статьи по вопросам архитектурного качества застройки городов. Так, доктор искусствоведения М. Ильин в статье «Некоторые тенденции развития советской архитектуры» (№ 1, 1969 г.) привлекает внимание читателей к поискам новых форм в архитектуре отдельных крупных зданий у нас и за рубежом. Он возражает против некритического использования новых зарубежных форм архитектуры в советских условиях. Он ратует за восстановление значения архитектуры как искусства, «способного привести к художественным решениям, которые бы доставляли эстетическое удовлетворение и производили впечатление не меньшее, чем лучшие архитектурные произведения прошлого».

В следующем номере журнала опубликована статья доктора архитектуры Н. Баранова «Насущные задачи повышения эстетических качеств застройки советских городов», где разбирается с художественных позиций практика застройки наших городов. В № 3 напечатана обстоятельная статья доктора архитектуры М. Бархина, который на примерах московской практики последних лет рассматривает с градостроительных позиций новые здания Москвы, определяет значение каждого сооружения для формирования силуэта городской застройки.

В этих публикациях приводятся наблюдения, удачные сопоставления, острые замечания авторов. Но оценивая художественные качества застройки городов, вправе ли мы ограничиваться только постановкой вопроса и оставаться на позициях преимущественно эмоциональных суждений? Хотелось, чтобы наши чувства и субъективные впечатления чаще проверялись объективным, научным анализом, а частные мнения и высказывания исходили бы из поддающейся сопоставлению системы общих критериев.

Разумеется, критерии художественных качеств городской застройки не остаются чем-то застывшим, а постоянно развиваются, отвечая изменяющимся условиям общественной жизни. Архитектурно-художественные качества застройки города выражаются в гармоничности его облика, то есть в определяемом эстетическими закономерностями, порядке пространственной согласованности застройки в пределах отдельных частей города или города в целом.

Выразительность облика города зависит от степени совершенства архитектурно-пространственной композиции, от использования таких средств пространственного упорядочения городской застройки, которыми можно решить современные задачи, добиться ярких индивидуальных, запоминающихся черт, отличающих данный город от других.



Применение таких основных средств установления пространственного порядка застройки города, как метрические и ритмические построения, модульные и пропорциональные членения, в условиях эстетического освоения больших пространств имеют свои особенности.

В застройке отдельных районов города метро-ритмические построения определяются расположением групп зданий или сооружений в определенном порядке. Нарушение гармонического соответствия простого или сложного ритмического строя приводит к снижению и даже утере художественных качеств. Ритмические закономерности тесно связаны с установлением модульных и пропорциональных членений той или иной части городской застройки. В течение веков было разработано множество систем пропорциональных соотношений; некоторые из них в наше время утратили свое значение. В современных условиях индустриального массового строительства вырабатываются новые закономерности на основе модульной системы, определяющей единство ритма в застройке целых районов города.

К этим средствам организации городских пространств прибавляются дополнительные в виде симметричных или асимметричных построений, обусловленных градостроительными требованиями и связями с окружающей средой. Композиционные средства могут применяться контрастно, когда необходимо резко выделить основное звено ансамбля, или нюансно, когда нужно выразить не всегда улавливаемую сразу последовательность перехода от одной группы застройки к другой.

Немаловажное значение для гармонизации отдельных частей застройки имеет введение цвета, окраска зданий и фактура строительного материала. Зрительное восприятие расстояний и пространств между зданиями, ощущение их весомости или легкости, меняется в зависимости от применения холодных или теплых, слабых или контрастных оттенков.

Все эти общеизвестные качества пространственной организации городской застройки дают представление о ее масштабной соразмерности, имея в виду обеспеченность современного города передовой техникой и, в частности, всеми видами городского транспорта. Укрупнение планировки и застройки современных городов, изменение способов и быстроты передвижения населения вызывают к жизни новые способы установления масштабных соотношений, не изменяя самого существа понятия градостроительного масштаба как важнейшей основы формирования целостности застройки.

Все средства гармонизации и пропорциональных соотношений могут произвести желаемый эффект при условии тщательного учета особенностей зрительного восприятия в натуре, воздействия ракурсов и перспективных искажений.

Облик города складывается в результате визуального контакта между зрителем и окружающей его пространственной средой. В поисках гармонического построения городской застройки необходимо иметь ясное представление о том, как композиционные замыслы могут и будут восприниматься в натуре, с учетом и в соответствии с законами и особенностями зрительного восприятия. Необходимо предвидеть будет ли проектное решение, зафиксированное в чертежах и макетах, восприниматься после перенесения в натуру именно так, как это было задумано.

Физиология человеческого зрения такова, что далеко не всегда точно воспринимаются истинные размеры объектов городской застройки и их пространственное положение. Изображение на сетчатке глаза несовершенно и корректируется неосознаваемой нами работой мозга. В этом проявляется приспособление человека к восприятию всей сложной и многообразной окружающей действительности. Человек нуждается в правильном представлении об окружающих предметах, а не в правильных оптических изображениях. Мы воспринимаем знакомые нам формы, искаженные перспективными сокращениями такими, какие они есть на самом деле, т. е. корректируем оптические искажения логическим мышлением. Все это приобретает особое значение в условиях зрительного восприятия больших пространств и крупных массивов.

Аналитические знания и практический опыт помогают объединить разнообразные объекты в обобщающие группы, а субъективные впечатления — в единый внешний облик. То или иное представление о целом получается в результате суммирования непосредственных впечатлений, жизненного опыта и предварительных знаний о натуре. Закономерная изменяемость зрительного восприятия происходит при соответствующем изменении условий обозрения (удаление, поворот, ракурс и пр.). Большая или меньшая точность зрительных оценок зависит от субъективных причин: благоприятного окружения, степени активности восприятия. В каждом случае должны быть определены условия обозрения отдельных частей города в зависимости от пространственного охвата застройки, принимая во внимание свойство зрительного аппарата человека воспринимать архитектурные формы и пространства искаженными по сравнению с их действительными свойствами и качествами.

Условия восприятия больших пространств и его отдельных частей — из одной зафиксированной точки зрения и в процессе передвижения зрителя, — существенно отличаются от условий обозрения отдельного здания или небольшой группы здания, охватываемых взглядом одновременно. Так, например, для обозрения отдельного здания большое значение имеет угол зрения, показывающий степень удаленности зрителя от здания. Как известно, при угле зрения в 45° мы можем ясно воспринимать детали зданий, но его общий объем ощущается фрагментарно. При удаленности, определяемой углом зрения в 18°—27°, ясность восприятия деталей постепенно теряется, они как бы обобщаются, зато становится более четким общий объем здания. Например, при еще большей удаленности в нашем восприятии господствует объем здания в сочетании с окружающим пространством, то есть здание начинает восприниматься уже в системе застройки. Следует уточнить, что эти соотношения угла зрения и характера восприятия имеют значение для зданий сравнительно небольшой высоты. При восприятии высотных зданий действуют другие закономерности и критерии.

Если отдельные части города и группы зданий могут иметь законченное композиционное построение, а при обозрении отдельного здания мы пользуемся преимущественно зафиксированными видовыми точками и совершаем обход здания в поисках наиболее благоприятных точек, то город в целом представляет собою сложное образование, которое непрерывно развивается, изменяется и обновляется.

Городскую застройку невозможно охватить одним взглядом. Она воспринимается во времени и в определенной последовательности. Очередность, быстрота или замедленность восприятия имеют немаловажное значение для составления представления о городе или его отдельных частях. Чем более разобщены отдельные части города, чем дальше простирается его застройка, тем сложнее задачи организации пространственного и архитектурного единства города. В этом заключается особенность композиционного построения и художественной оценки города по сравнению с отдельными зданиями или их группами.

Очень важно связать характер восприятия городской застройки со способом передвижения зрителя, идущего пешком или пользующегося тем или иным видом транспорта, вплоть до скоростного и воздушного. Скорость существенным образом отражается на характере восприятия застройки данной части города, на быстроте смены впечатлений и на длительности обозрения отдельных объектов. Так, например, если пешеход в течение 40 мин, может преодолеть путь в 3,25 — 3,50 км, что соответствует территории города до 12—13 км2, то для механического транспорта эти расстояния увеличиваются до 8—25 км при охвате городской территории в 200—500 км2 и более.

Закономерности зрительного восприятия застройки во время движения характеризуются определенной траекторией и последовательностью перемещения зрителя относительно объекта восприятия. Можно отметить три вида восприятия объектов обозрения в зависимости от характера движения. В случае рокадного движения зрителя происходит максимальное угловое перемещение, перспективное сокращение здания. При фронтальном движении к зданию ощущается его максимальное перспективное увеличение, при движении из удаленной точки зрения ракурсные сокращения тем сильнее, чем ближе зритель и контрастнее сочетание зданий, составляющих группу. Для лучшей ориентации в пространстве города достаточно трех высотных элементов в группе домов. Кроме ощущения зрительного вращения каждого из сооружений вокруг собственной оси, создается иллюзия вращения всех трех зданий вокруг центра группы. Различные их сочетания, а также перспективные сокращения указывают местонахождение зрителя и его расстояние от группы сооружений.

Подвижность восприятия, связанную с использованием транспортных средств, со все увеличивающейся быстротой передвижения нельзя понимать упрощенно. Дело не только в том, чтобы учитывать условия восприятия городских пространств через окно движущейся автомашины или автобуса, фиксируя на ходу беглые впечатления от застройки. Быстрое перемещение на транспорте в городе по определенным маршрутам позволяет создать единое впечатление от далеко расположенных участков городской застройки, суммируя и сопоставляя разобщенные части города. Нужно иметь в виду не только прогулочные, но и деловые передвижения, например, пешеходные и транспортные по постоянно повторяющимся маршрутам, трудовые поездки, маршруты обозрения примечательных мест города туристами, местное передвижение внутри жилого района, массовые праздничные маршруты, возможные пути движения демонстраций. Это многообразие аспектов динамического восприятия — характерная черта облика города. Поэтому в своих суждениях о композиционных качествах застройки мы не должны относиться к человеку только как к пассивному зрителю, который должен созерцать последовательно раскрывающиеся архитектурные картины с наиболее эффектных, заранее установленных видовых точек. Зритель — активный участник формирования города, оживляющий и наполняющий его пространство жизнью и движением.

Городская застройка — это не только объект восприятия, объемно-пространственная картина, контрастный силуэт, живописная панорама, или чередование композиционных акцентов. Облик города и его отдельных частей не может формироваться без учета людей, населяющих городские пространства, действующих среди архитектурных объемов, использующих эти объемы и пространства для своих повседневных дел и занятий. Человек является главным мерилом того, насколько создаваемая нами застройка и пространственная среда действительно удобна, совершенна, красива и хорошо зрительно воспринимается.

В проектах необходимо «организовать» не только движущиеся машины, но и передвигающегося человека, который, в зависимости от жизненных потребностей, какую-то часть пути идет пешком, затем пользуется разными видами механического транспорта и т. д. Различные условия и способы передвижения человека (а не нормативной единицы!) могут быть созданы только тогда, когда мы будем подходить к ним не с точки зрения удобств для машин, а с учетом обеспечения удобств для человека.

Восприятие человеком натуры исторически обусловлено, находится в постоянном развитии, определяется уровнем градостроительной культуры и должно быть созвучно данной эпохе, связано с ее идеалами, с эстетическими критериями.

Человек не механически, а активно осваивает городскую среду. Восприятие города имеет избирательный характер. Мы фиксируем внимание на том, что нас интересует, и игнорируем все, что является случайным и нехарактерным. Отложившиеся в памяти представления суммируются с непосредственно осваиваемым материалом и являются основой для понимания последующих впечатлений. Длительный или кратковременный характер восприятия городской застройки, перемежающийся с другими ассоциациями, в той или иной степени входит составной частью в обобщенное представление об облике города и облегчает ориентацию в пространстве. В известной степени корректируют условия восприятия и не могут быть не приняты во внимание времена года и смена суточного режима, воздушная среда, погода, состояние атмосферы ограничивающее видимость, эффекты солнечного освещения.

Анализируя характер восприятия, мы не можем ориентироваться и ставить во главу угла индивидуальные особенности и многочисленные случайности. Внимание должно быть обращено на те черты, которые вызывают однородные реакции у целых групп населения. Важны не индивидуальные различия, а обобщающие впечатления, позволяющие подойти к выявлению тех закономерностей, которые имеют массовый характер.

Одним из показателей положительных качеств городской пространственной среды, говорящим о ее характерности, индивидуальности, эстетической ценности, является легкость пространственной ориентации, понимания планировочной структуры, возможность усвоения отдельных частей городской среды и увязке их с целым. Важно установить способы ориентации, опознаваемость характерных узлов городской среды, что и является условием гармонического взаимодействия между человеком и внешним миром. Случайность может иметь место и вызвать положительную реакцию лишь в рамках общей понятной пространственной системы города или его крупных частей.

Таким образом, эстетическое освоение больших (пространств города — это длинная цепь познанного, освоенного, обжитого материала, соединенная и обогащенная разнообразными ассоциациями. Эти ассоциации по мере более углубленного ознакомления с городской застройкой складываются в законченные образы. Заметного повышения качества градостроительных решений мы можем добиться только тогда, когда найдем правильное для каждого случая взаимоотношение человека с архитектурно-про-странственной, жизненной средой во всей ее сложности и неповторимости.

Выработать объективные критерии для оценки восприятия человеком городских пространств можно лишь опираясь на серьезные аналитические наблюдения и исследования.

Необходимость и важность такого рода исследований была осознана давно. Еще в 1927 г. в стенах архитектурного факультета ВХУТЕИНа по инициативе и под руководством проф. Н. Ладов-ского была организована научно-исследовательская лаборатория, основная задача которой заключалась в изучении воздействия на человека архитектурных сооружений и их частей, в исследовании свойств архитектурных форм и комплексных архитектурных систем. В этой лаборатории изучался вопрос о взаимодействиях между архитектурой и жизненной средой, о влиянии прогрессирующей строительной техники на развитие архитектурных форм.

Для изучения воспринимаемости архитектурных форм были сконструированы специальные приборы. При их помощи можно было определить у испытуемого линейный, плоскостной и объемный глазомеры, степень правильности восприятия пространственных величин, их свойств и качеств, характер пространственного представления и т. д. Воздействие архитектурного произведения на зрителя изучалось также при помощи опроса по специально составленным анкетам, содержащим ряд наводящих вопросов для выявления характера эмоционального воздействия того или иного сооружения, степени выразительности, доходчивости и легкости восприятия архитектурных форм.

Лаборатория производила свои исследования и эксперименты применительно к отдельным изолированным архитектурным зданиям и не успела распространить свою деятельность на объекты градостроительного масштаба, как это намечалось в ее перспективной программе. В настоящее время в связи с быстрым ростом и развитием городов требуется, как никогда раньше, продолжить начатые в лаборатории экспериментально-аналитические исследования художественно-эстетических сторон архитектуры, придать им градостроительный размах, опираясь на новейшие достижения науки, на современную методику аналитических исследований. Предметом специальных творческих поисков должны стать вопросы организации и условий восприятия больших городских пространств.

Вопросы, связанные с исследованием условий зрительного восприятия городских пространств, в последнее время начинают привлекать внимание зарубежных специалистов. Так, например, заслуживают внимания методические проработки К. Линча, исследовавшего визуальные качества городских пространств на примере центральной части Бостона. Путем изучения картографического материала им устанавливаются характерные черты планировочной структуры, производится графическая фиксация анкетных данных, составляется схема с выявлением тех пунктов, которые наиболее характерны для анализируемой части города, выделяются места, формирующие общее пространственное представление о данном районе. Затем составляется сводная графическая схема, выведенная на основе данных группового опроса населения, на которой выделяются, безусловно, характерные пункты застройки и показываются те, которые запомнились немногим из опрошенных. Общая визуальная схема города — в том виде, в каком она воспринимается в натуре после ознакомления с городом, — сличается с исходной схемой, составленной на основе изучения картографического материала. Полученный материал позволяет разработать предложения по усовершенствованию художественно-образных черт городской застройки в процессе реконструктивых работ.

Подобного рода начинания, направленные на изучение условий зрительного восприятия городской застройки, полезно изучить, и наиболее положительное использовать в отечественной практике.

Определение творческих задач советских зодчих только тогда станет плодотворным, когда оно будет основываться не на субъективных впечатлениях, запоздалых признаниях прежних ошибок, а опираться на объективные данные научных исследований, учитывающих прогресс в архитектурно-градостроительной деятельности и связывающих прошлые художественные ценности с новаторскими стремлениями.