Главная -> Статьи

Дворец молодежи в Москве

В канун фестиваля в центральной части Комсомольского проспекта открылось взорам новое белоснежное здание — Дворец молодежи.

В плане он представляет собой трапецию. Такая форма позволила наиболее органично вписать его в границы свободного участка. Но вот проблема: именно здесь находился наземный вестибюль станции метро «Фрунзенская». Архитекторы «поставили» дворец прямо на выход из метро, включив его в общую структуру здания и композицию бокового фасада.

По замыслу авторов, сооружение будет отражаться в зеркале искусственного водоема. По каскаду широких лестниц посетители смогут спуститься в тенистые аллеи парка.



Легкий строй белых пилонов идет по всему периметру, образуя крытую галерею. Это как бы переходное звено между внешним и внутренним пространством, придающее сооружению образную цельность и стилевое единство. Под золотистым алюминиевым козырьком меж пилонов разместится выставка скульптуры.

Размеренный ритм галереи архитекторы подчеркнули лентой мозаики, расположенной в глубине периптера дворца. Это монументальное панно — необходимый элемент композиции. Неяркие, но насыщенные по тону и благородные по цветовым отношениям краски мозаики слегка приглушены падающей от козырька тенью. Здесь запечатлены образы комсомольцев — героев гражданской и Великой Отечественной войн, ударников первых пятилеток, покорителей целины, строителей БАМа. Перед нами вся история Ленинского комсомола, неотделимая от истории Страны Советов. Автор мозаики — народный художник РСФСР Ю. Королев.

Архитектор, как дирижер огромного оркестра, определяет общую цветовую гармонию интерьеров и монументальных панно, расставляет необходимые архитектурные и скульптурные акценты, мощными пластическими аккордами создает цельный и гармонический образ. Когда смотришь на перспективы, невольно представляешь себя в этом архитектурном пространстве. Итак, мы во дворце — из вестибюля попадаем в зал массовых действий.

Это одно из самых красивых помещений молодежного центра. Потоки света, льющиеся сверху через огромный фонарь, придают интерьеру динамизм и пространственную глубину. Круглый проем фонаря словно повторен ажурным сияющим кольцом люстры. А внизу концентрические круги кресел сбегают вниз. Большие витражи, обращенные в парк, открывают вид на партер газонов с густой зеленью деревьев: парк будто входит во дворец!

Теперь пройдем в зрительный зал на две тысячи мест, где можно проводить конференции, давать концерты, показывать кинофильмы. Техническое оснащение позволяет осуществить самые неожиданные трансформации. Например, одно нажатие кнопки — и сцена убирается, а из «трюма» поднимается киноэкран. А можно изменить конфигурацию потолка, если потребуется усилить естественный звук. Более того, стены решены в виде полукруглых белых поверхностей, что способствует более равномерному распределению звуковых волн. Темно-красный ковер на полу, белые стены, золотые переливы занавеса — овальный зал всем обещает праздничное настроение!

К нему примыкают помещения творческих секций. Здешний клуб молодежи объединит под своей крышей театральную и художественную студии, клубы военно-патриотического и философского направлений, всевозможные научные и технические кружки. Это будет своеобразный методический и воспитательный центр.

Святая святых дворца — Ленинский зал — самое торжественное помещение. Главное украшение интерьера — флорентийская мозаика. Этот древний вид монументального искусства требует большого такта и кропотливого труда. Вот что рассказал автор панно народный художник РСФСР В. Замков:

— Сначала художник в макете находит общее цветовое и композиционное решение, затем в крупном масштабе рисует основные узлы. Шаг за шагом, отбрасывая все лишнее, он делает общую композицию в цвете — картон. Теперь из тонко напиленных пластин разноцветного мрамора, так называемой мраморной фанеры, мастера вырезают и подгоняют все составные части рисунка, разбитого на прямоугольники. В специальной металлической кассете делают набор одного из них. Художник последний раз уточняет детали, кусочки наклеивают на мастику, полируют. И все...

Да, но ведь это только один прямоугольник, а в панно Дворца молодежи их более восьми сотен!

Композиция посвящена орденам комсомола. Каждый окружен символами, раскрывающими смысл награды. Мозаичное панно шестиметровым кольцом как бы парит над вами: благородные краски природного камня, уравновешенность композиции помогли ему слиться в одно целое с архитектурой помещения.



На фоне темно-красных знамен четко читается скульптурный портрет В. И. Ленина работы народного художника СССР П. Бондаренко. Изображение Ильича величественно и в то же время исполнено внутренней теплоты. Пожалуй, таким и должен быть портрет в этом торжественном зале, где вождь словно беседует с молодежью, «как живой с живыми говоря».

Вдоль стен — стенды, здесь под стеклом лежат драгоценные для нас реликвии: пробитые пулями комсомольские билеты, пожелтевшие фотографии, письма, листовки, боевое оружие.



Обо всем не расскажешь. Во дворце несколько небольших залов на 100 мест, библиотека, кафе — целый мир!

Дворец молодежи на Комсомольском проспекте органично вписался в архитектурный ансамбль столицы, которая гостеприимно встречает посланцев молодежи мира.