Главная -> Статьи

Архитектура интерьера и внешний облик жилого дома

Единство внутренней и внешней архитектуры — неотъемлемая и важнейшая черта всякого сооружения, запроектированного на основе реалистического метода. Между тем в практике современного жилищного строительства можно найти немало примеров несоответствия внешней архитектуры жилого дома качеству его интерьера.

Для этих жилых домов в большинстве случаев характерно декоративное решение фасада, который является в сущности парадной ширмой, органически не связанной с планировочной структурой здания. Привлекаемые в подобных случаях архитектурно-художественные средства также обычно не вытекают из внутренней структуры жилого дома и не имеют никакой связи с особенностями его интерьера.

Вопрос о полноценной связи архитектуры интерьера и внешнего облика жилого дома очень важен. Е его решении большое значение могут иметь такие элементы квартиры и внешней архитектуры жилых зданий, как балконы, эркеры, лоджии.

В нашей стране, в частности в Киеве, Запорожье и в других городах УССР, построено и строится много жилых домов, в архитектуре которых нашли широкое применение эти органические элементы жилья, которые играют большую роль р выявлении типических черт внешнего облика жилого дома и в значительной степени могут улучшить гигиенические и бытовые качества жилища при условии их правильного применения.

Примером целесообразного использования эркеров и балконов может служить жилой дом, построенный на Красноармейской ул. № 6 в Киеве (проект архитекторов А. Добровольского и А. Малиновского). Архитектурная композиция фасада этого здания основана на контрастном сопоставлении гладкой плоскости кирпичной стены, имеющей красновато-желтый цвет, и архитектурных деталей, облицованных богато декорированной керамикой темно-коричневого цвета. При таком цветовом решении эркеры, балконы, венчающий карниз и другие элементы фасада рельефно выделяются на плоскости стены, а общее композиционное построение фасада воспринимается более ясно, оно запоминается.

Активно участвуя в композиции фасада, эркеры этого дома вместе с тем выполняют важную функцию в композиции жилых комнат и всей квартиры в целом. Эркер на главном фасада и балкон на дворовом фасаде дома примыкают к комнатам трех- и четырехкомнатных квартир и создают поперечную анфиладу со сквозной перспективой интерьера. Эркер и балкон композиционно замыкают эту перспективу и тем прекрасно связывают пространство интерьера с внешней средой.

Обследование квартир этого дома показало, что комнаты с эркером, который значительно обогащает их внутреннее пространство, используются жильцами в качестве парадных комнат (гостиные, столовые), а площадь самого эркера является своеобразным «зимним садом», так как хорошая естественная освещенность и инсоляция эркера создают благоприятные условия для развития растений.

Вопрос об органических средствах обогащения пространства квартиры имеет исключительное значение. Какого богатства в построении внутреннего пространства можно достигнуть путем умелого сочетания помещений разнообразных в плане форм, можно судить на примерах интерьеров, создававшихся в эпоху русского классицизма. Разумеется, в интерьеры современного жилого дома не могут быть механически перенесены архитектурные и декоративные элементы, применявшиеся в интерьерах дворцов и усадеб. Например, применение колонн и сильных раскреповок в сравнительно небольших комнатах современного жилого дома лишь привело бы к затемненности помещений. Однако прогрессивная традиция русского зодчества — стремление к богатству и разнообразию пространственного решения интерьера может и должна быть развита и в интерьерах современного жилого дома. Этому в значительной мере могут способствовать такие элементы жилья, как эркер, балкон, лоджия.

Жилой дом, построенный в Киеве на ул. Горького по проекту архитекторов Б. Левенберга и С. Шпильта, также может служить примером целесообразного применения эркеров и балконов. Главной темой композиции фасада этого дома служат три богато орнаментированных двух-ярусных эркера золотистого тона. Эти эркеры, расположенные в двух-комнатных и четырехкомнатных квартирах, как и в предыдущем примере, улучшают эксплуатационно бытовые и архитектурно-художественные качества квартир.



Однако не во всех случаях применение эркеров, балконов или лоджий может гарантировать хорошее качество интерьера жилого дома. Имеется немало примеров жилых домов, где эти элементы не только не улучшают, но зачастую даже снижают удобства жилья и его экономичность.

С этой точки зрения целесообразно рассмотреть недавно построенные жилые дома N2 5 и 7 на Крещатике в Киеве.

Эти жилые дома расположены по сторонам высотного здания, замыкающего перспективу ул. Ленина, и образуют вместе с ним симметричную ансамблевую композицию. Одним из главных мотивов композиции фасадов этих домов являются эркеры, симметричное расположение которых выявляет центральную ось композиции фасадов. Богатая декорировка эркеров подчеркивает их роль в архитектурной композиции зданий. Помимо этого, эркеры выполняют еще и довольно значительную градостроительную функцию. Дело в том, что жилые дома, составляющие ансамбль всей улицы, имеют неодинаковую этажность. Угловые эркеры более высоких зданий по своей высоте приблизительно равны соседним зданиям и таким образом придают известное композиционное единство архитектуре улицы.

По условиям застройки Крещатика, как наиболее значительной магистрали города, а также в связи с относительно большой этажностью домов, потребовался крупный масштабней строй рассматриваемых зданий. Это обстоятельство, очевидно, и определило большие размеры эркеров, которые должны быть соразмерны общему масштабу застройки.

Как же в данном случае принятое расположение и архитектурно-композиционное решение эркеров отразилось на качествах интерьера жилого дома?

В плане дома эркеры расположены в четырех угловых комнатах, размеры которых почти равны внутренним габаритам эркера (и ясно поэтому, что здесь само понятие «комната с эркером» уже теряет реальное содержание). Вследствие одинаковых размеров комнаты и эркеров их внутреннее пространство воспринимается как единое помещение случайной формы.

В плане эркер расположен по биссектрисе наружного угла помещения таким образом, что комната приобретает почти треугольную форму. В такой комнате мебель можно разместить только возле одной из внутренних стен, так как в другой стене имеется дверной проем. В остекленном же эркере пятиугольной формы можно поставить только низкую мебель.

При обследовании выяснилось, что жильцы этого дома почти во всех случаях используют комнату с эркером только в качестве спальной. Но и при этом назначении конфигурация и площадь комнаты не позволяют достаточно удобно разместить в ней даже минимальное количество мебели. Надо также отметить, что жилая площадь эркера может быть использована лишь как место для работы, что не соответствует назначению комнаты. Приходится сделать вывод, что в рассмотренном примере эркеры применены главным образом в целях внешнего композиционного построения архитектуры жилого дома в ущерб качеству его интерьера.

В практике жилищного строительства на территории УССР наибольшее распространение получили трехквартирные типовые секции, имеющие сквозное проветривание.

Планировочная схема, лежащая в основе различных серий секций этого типа, определила разную глубину жилых комнат. Так, например, при обычной ширине 3,5 —3,8 м комнаты, расположенные по оси входа в квартиру односторонней ориентации, имеют глубину, обычно равную 3,1-3,5 м.



Между тем санитарными нормами установлено, что оптимальная глубина жилого помещения должна быть приблизительно равна его двойной ширине. Такие пропорции комнат, помимо их эстетических качеств, создают лучшие гигиенические условия для жильцов, поскольку в летнее и в зимнее время в этих комнатах достигается благоприятное равновесие температуры воздуха. Кроме того, такие пропорции комнат позволяют более удобно разместить мебель. Отсюда следует, что эркеры, позволяющие увеличить площадь жилой комнаты, наиболее целесообразно располагать в комнатах, имеющих небольшую глубину. Но имеется много новых жилых домов, в которых расположение эркеров в плане квартир подчинено лишь соображениям композиционной роли этих элементов на фасаде здания.

Органическая слитность внешнего облика здания и его интерьера, единство композиционного решения фасада и плана здания является важнейшим качеством архитектурного произведения. Примеры многих сооружений древней Греции, произведений древнерусской архитектуры и архитектуры раннего Возрождения свидетельствуют, что фасад здания всегда в какой-то мере отражает структуру плана. Такое единство плана и фасада должно быть присуще и современному многоэтажному жилому дому. Однако во многих наших жилых домах композиция фасада органически не связана с планировочной структурой здания. Приведем такой пример.

Одним из главных мотивов композиции фасада жилого дома, построенного на ул. Совнаркомовской в г. Запорожье по проекту архитектора Г. Вегмана, служат четыре эркера, подчеркивающие центральную повышенную часть здания. Естественно было бы предположить, что эти эркеры выявляют на фасаде наиболее парадные, главные комнаты жилых квартир. В действительности за объемами двух крайних эркеров размещаются кухни. Такое размещение эркеров на фасаде является не только ложным композиционным приемом, но и в значительной степени снижает бытовые качества квартир, поскольку в условиях юго-западной ориентации здания эти эркеры способствуют перегреву кухонь.

В практике жилищного строительства еще встречаются дома, в которых не только размещение, но и композиционное решение балконов, эркеров или лоджий бывает подчинено главным образом внешней архитектуре здания. Так, например, в композиции жилого дома № 8 на Крещатике в Киеве (проект архитекторов А. Добровольского, Б. Приймака и В. Ладного) активную роль выполняют эркеры прямоугольной формы, имеющие большую площадь остекления. В условиях западной ориентации этого дома принятое решение эркеров является явно неудачным.

Как известно, перегрев жилых помещений в значительной степени происходит за счет солнечной радиации,’ проникающей через проемы, обращенные на юго-запад и запад. Было' бы логично при западной ориентации здания увеличить боковые проемы эркера, имеющие благоприятную ориентацию, а проемы, расположенные параллельно плоскости фасада, сделать минимальной величины. Между тем в приведенном примере проемы эркера, которые ориентированы на запад, имеют увеличенную площадь остекления. В результате во второй половине дня все помещения с эркерами находятся в неблагоприятных условиях. Перегрева этих помещений можно было бы избежать, если бы при проектировании эркеров была учтена ориентация здания по странам света.

Известно, что то или иное расположение мебели в квартирах во многом определяет эксплуатационно бытовые качества жилища, причем удобство расположения определенного набора мебели в каждом отдельном случае непосредственно зависит от планировки помещения, его площади и конфигурации. Значительную роль в этом смысле играют размеры и размещение оконных и дверных проемов балконов, эркеров или лоджий.

Обследование ряда домов, построенных в последние годы, выявило, что в некоторых домах эркеры или балконы расположены в комнате асимметрично. Казалось бы, это неудачное решение. Может создаться впечатление, что асимметрично расположенный эркер размещен в комнате случайно. Однако следует учесть, что в жилых помещениях мебель в большинстве случаев также располагают асимметрично. Поэтому такое расположение эркера в комнате может создать больше возможностей для размещения мебели, поскольку около эркера остается простенок, размеры которого позволяют удобно расположить у стены мебель больших габаритов (буфет, диван и т. п.).



Следует подчеркнуть, что в практике современного жилищного строительства еще недостаточно уделяется внимания вопросу о целесообразном размещении балкона, лоджии, эркера в интерьере комнаты. В результате случайного расположения этих важных элементов жилища и помещениях зачастую образуются небольшие простенки, возле которых нельзя достаточно удобно разместить мебель, вследствие чего комнаты становятся менее полноценными.

На многочисленных примерах из истории архитектуры можно убедиться, что такие элементы зданий, как оконные и дверные проемы, балконы, лоджии и др., первоначально имели преимущественно функциональное и конструктивное значение. Лишь со временем они явились также средством архитектурно-художественной выразительности, не утрачивая при этом своих основных' утилитарных качеств. Так, определенное расположение, форма и характер обрамления оконных и дверных проемов выполняли значительную роль, например, в формировании внешнего облика здания в эпоху итальянского Возрождения.

Сказанное в особенности относится к древнерусским сооружениям. Примечательно, что эти элементы здания в древнерусской архитектуре и в архитектуре итальянского Возрождения всегда использовались, исходя из соображений функционального назначения помещений.

В процессе проектирования современных жилых домов, на основе типовых секций, расположение подобных элементов здания чаще всего определяется принятой композицией фасада жилого дома. Кроме того, эти элементы связаны также с плоскостью стены определенной модульной сеткой конструкции здания.

Других условий, которые определяли бы размещение этих элементов в композиции всего здания, не существует, поскольку в планах типовых секций оконные проемы обычно показываются условно, а такие элементы, как эркеры, балконы и лоджии, в них вовсе не предусматриваются. Последним обстоятельством отчасти и можно объяснить то явление, что архитектурное решение и система размещения эркеров, балконов и лоджий иногда в большей степени подчиняются композиции фасада, чем утилитарным целям.

Подобное несоответствие между внешней и внутренней архитектурой жилого дома может быть устранено в том случае, если в серии типовых секций будут включены варианты секций с наиболее целесообразным расположением и примерным плановым решением балконов, эркеров, лоджий.

Задача создания полноценной архитектуры массового жилого дома со всеми присущими ему архитектурными формами и деталями, повышающими качество интерьера жилища, требует, в частности, четко продуманного использования балконов, эркеров и лоджий, являющихся важными элементами современной благоустроенной квартиры.