Главная -> Статьи

Архитектура и астрология

Астрология - наука такая же древняя, как архитектура. Вполне возможно, что в древности эти науки составляли части единого комплекса знаний об окружающем мире и природе. Этими знаниями обладали наши предки, для которых строительство городов, медицина, сельское хозяйство, жизнь и быт людей - все подчинялось таинственным природным силам. Эти силы можно было изучать и использовать в повседневной жизни с помощью специальных магических обрядов, которыми владели жрецы, лекари и архитекторы. Остатки этой цельной системы знаний дошли до нас в разрозненном виде.

Наша беседа - с известным астрологом, Президентом Украинской Академии Астрологии и Международной ассоциации "Аура", автором многочисленных популярных лекций и статей по астрологии и астропсихологии, издававшихся на Украине и за ее пределами, Свами Анандом Сирджанхаром.

Ананд - человек, постигший тайны строения мироздания, всеобщей гармонии Земли и Космоса, энергии человека и природы. Сегодня наш разговор с Анандом об архитектуре, о судьбе городов и зданий, о взаимовлиянии природы, города и человека.

- Каждое здание когда-то начинается и имеет свою судьбу.

Господни Ананд, исторический город, когда растет и строится, с определенного времени превращается в сложную самоорганизующуюся систему, подобную биологической. Существует ли у материальной среды, у города своя судьба, как у людей? Имеют ли здания в городе и сам город в целом какую-то карму и можно ли ее диагностировать?

- Несомненно. Во-первых, город у нас уже давно исследован с точки зрения астрологии. Существуют астрологические карты ряда населенных мест. Каждое здание когда-то начинается. В зависимости от того, когда это происходит, его судьба так или иначе развивается. Поэтому всякое изменение его формы, его разрушение, появление или исчезновение интереса к нему можно сравнительно легко прогнозировать.

- Даже если здание разрушено, энергия места продолжает оказывать влияние

Если здание неоднократно перестраивалось, было разрушено “до основания", а теперь принято решение отстроить его заново, как, например, Михайловский Златоверхий собор или Успенский собор Лавры, - имеет ли это смысл с точки зрения астрологии? Будет ли воссозданное здание иметь тот же энергетический потенциал, как первоначальное аутентичное сооружение?

- Если у социума есть желание восстановить свою историю, заново вывязать прервавшуюся нить, то на это можно пойти. Даже если восстанавливаемое здание лишь внешне отражает ситуацию, все равно в душах людей возобновляется процесс вспоминания. Пусть общество само решает, что ему нужно в данный момент.

Что же касается энергетического потенциала - я здесь могу сравнить это с человеком. Когда человек рождается - включается первый его гороскоп, как бы первая энергетическая схема, та сумма законов, которые действуют в течение всей его жизни. Но потом он может покреститься - появляется еще один гороскоп, который действует наряду с заложенным в момент рождения. Он может переехать на другое место жительства и жить там достаточно долго - включается третий гороскоп. Он резко поменяет профессию в какой-то момент жизни - включается четвертый гороскоп. То есть каждый из нас на самом деле живет в целом поле гороскопов.

Для зданий - то же самое. Оно может тысячу лет жить по одному гороскопу, а потом, когда его разбомбили во время войны и снова построили, - это здание начнет жить как бы по новому гороскопу; но место продолжает на него воздействовать, наработанные энергии все равно будут иметь влияние. И будет работать уже вот такая двойная ситуация - двух гороскопов, а иногда трех.

- Энергии людей взаимодействуют с пространством.

И если в это здание вселяется человек со своим гороскопом, значит, он уже начинает взаимодействовать со зданием?

- Конечно.

И кто из них будет оказывать более сильное влияние? Бывают же проклятые места или, наоборот, святые.

Это все зависит от человека. Потому что некоторые люди, если они живут неосознанно, целиком подчиняются законам места, где живут. Те люди, которые имеют более высокий уровень развития, сами влияют на энергетику места. Существует, например, такой обряд, как освящение квартиры или дома. В результате карма этого места меняется в лучшую сторону.

- Архитектурная форма здания обусловлена вибрациями пространства.

А геометрическая форма пространства, его морфологические характеристики и закономерности пространственной организации - влияют ли как-то на судьбу человека?

- Наоборот. Не форма влияет на то, что происходит в этом месте, а энергетика места рождает определенную форму в сознании людей. И эта форма лишь воплощает то, что там уже есть на тонком плане. Бесчисленное множество проектов, например, было на тему восстановления Крещатика, но выстроили его так, а не иначе, потому что это место обладало именно такими энергиями. Другие проекты не были приняты потому, что несли чужеродные энергии.

Архитекторы в прежние времена владели каким-то высшим знанием, они чувствовали, что нужно строить на этом месте. Но сейчас часто делаются проекты для другого города, который авторы никогда даже не видели.

- Это говорит, прежде всего, об уровне их сознания, но вовсе не значит, что это место таким образом исчерпывает свою энергетику. Казалось бы, все эти спальные районы, которые есть в каждом большом городе, очень похожи друг на друга, - тем не менее, мы чувствуем себя в них по-разному. Это связано с тем, что как бы человек ни старался испортить ситуацию, ему это не удается в полноте.

- Талантливым архитекторам присуще чувство гармонии, рождающее правильное соотношение энергий.

Город сопротивляется?

- Да, и земля. Прежде всего земля, с тем городом, который на ней стоит, все-таки настаивает на своем. А архитекторы, которые понимают, что делают - то есть люди уровня Леонардо да Винчи, который четко сознавал, как архитектура связана с энергетикой места, - они-то как раз и создают такие проекты, которые помогают раскрыться данному месту. Так строились древнерусские храмы. Церковь всегда ставилась в том месте, где это нужно, и не потому, что кому-то так захотелось. Сейчас европейские архитекторы начинают вновь учитывать эти вещи. Мы к этому только приближаемся.

Символика архитектуры, знаковые системы для нас были почти не существующими. А все знаковые системы - это прежде всего архетипы каких-то более глубоких символических туннелей к тем или иным энергиям. И это многие профессионалы начинают понимать. Хотя и не всегда они используют такие термины «энергии», но тем не менее, понимая эстетическую и культурологическую сторону этого процесса, выходят, по сути, на то же самое. Потому что у них существует внутреннее, присущее им чувство гармонии. А чувство гармонии рождает правильное соотношение энергий. Но если знать энергетическую историю знаковых систем, то можно более коротким путем получить то же самое, и более осознанно.

- Знаковые системы - трансляторы энергий пространства.

А что является критерием выбора нужной знаковой системы?

- Энергетические характеристики места. Здесь астрология может помочь, экстрасенсорика, - многие знания, которые возвращаются к нам заново. В древности человек, как чувствительный прибор, мог легко определить хорошее место для жилища, потом эта чувствительность исчезла. Тогда стала использоваться чувствительность животных, скажем, овец - если они трижды в одном месте ночевали и не уходили оттуда, значит, место хорошее и там можно что-то строить.

- Место для строительства банка должно звучать энергиями Тельца.

А как энергетика места определяет функцию сооружения? Если на данном месте была церковь и место обладает большим энергетическим потенциалом, - подходит ли ему в дальнейшем какая-нибудь коммерческая функция? Возможно ли там построить банк или казино?

- Если место звучит энергиями знака Тельца, то там вполне можно построить банк.



То есть энергии тоже различают по знакам?

- Конечно. А увеселительные функции скорее подойдут месту с энергиями Близнецов или, в крайнем случае, Весов. Культурные, музейные функции - это либо Козерог, либо Весы, в зависимости от того, какой пласт культуры там консервируется или взращивается.

- Предмет творчества человека - прежде всего он сам.

Хорошо. Вернемся к вопросу архитектуры и гармонии. Архитектура - это творческая деятельность, направленная на достижение гармонии. Это работа с формой, с равновесием вертикалей и горизонталей, с плоскостью стены и проемами и т.д.. На законе равновесия построены жизнь и отношения между людьми. Не кажется ли Вам, что импульс творчества - это как раз перекос, поиск нового равновесия, изменение точки отсчета, может быть, это какой-то эмоционально мощный выброс, энергетический слепок мятущейся, ищущей души? То есть это - не гармония.

- Я не согласен. Леонардо да Винчи творил, именно будучи в гармонии. Творчество, о котором Вы говорите, - это, может быть, пробуждение человека от спячки, которая предельно не гармонична, потому что она подтверждает в человеке его биоробот, его материальность, его приземленность. Человек большую часть времени живет в одной из своих половин, почти не используя вторую. Творчество восстанавливает наполненность второй половины. А все эмоциональные выбросы - это невротические реакции человека, неграмотного с точки зрения владения инструментом этого творчества, т.е. собой. И тогда это сопровождается очень резкими отклонениями, но это беда личности данного человека, а вовсе не потенциальные свойства творчества. И великие творцы, такие, как Леонардо, Микеланджело, Рублев - у них была совсем иная ситуация, чем, скажем, у Ван-Гога, который был вынужден отрезать себе кусок уха, чтобы чего-то достичь. Ему приходилось применять бешеные сверхусилия, очень грубые, чтобы достичь какого-то тонкого результата. Это говорит о том, как он жил, что он из себя представлял, и что такое наша цивилизация, потому что мы не отделены от того, что происходит со всеми остальными. Поэтому творчество подчас принимает такие бешеные, искаженные формы.

Когда художник по-настоящему работает и может проявить какие-то страсти, эмоции - это все перестает быть разрушительным и становится самим биением жизни. Именно тогда, когда он правильно внутренне выстраивается по отношению к предмету творчества. А предмет творчества - прежде всего он сам. Все остальное - проекты, здания, музыка, картины, танец - это все следствия творческого состояния, а не наоборот.

- Все мироздание требует творчества, все является заказчиком.

Но архитектор делает работу для заказчика, так кто в этом случае является предметом творчества - сам архитектор, его индивидуальность или индивидуальность его заказчика, правильно им понятая?

- Это всегда обязательно сочетание. Величайший творец Пушкин, например, говорит: "Все, что мужчина ни делает, он делает ради сладостного внимания женщины". Он хорошо понимал ситуацию поэта, у которого вечный и постоянный заказчик - это женщина. Процесс творчества здесь выглядел таким образом: я творю, потому что у меня есть такой заказчик, есть кому внимать. И это всегда так. Творчество не отделено от мироздания. И мы не выделены из этого пространства, как нечто отдельное. Все мироздание требует творчества от человека, все является заказчиком. И если художник отказывается понять заказчика, провозглашая искусство ради искусства - это говорит либо о большой лени, либо неправильно понимается цель творчества, либо эгосистема художника так сильна, что уже с этим ничего нельзя поделать.

- Нам нужно внутренне меняться, тогда изменится наша архитектура.

То есть, он просто не в состоянии сделать хорошее произведение?

- Да, конечно. Или ему надо поискать заказчика, способного воспринять только то, что может данный художник. Потому что мы сейчас вошли в эпоху Страшного суда, и само творчество приобрело окраску Страшного суда.

С архитектурой еще сложнее. Заказчиком у нас был весь этот многомиллионный народ, который вырвался из подвалов, думая, что революция сразу даст ему все необходимое, и эта потребность удовлетворялась огромным количеством облегченных решений вроде панельных домов, то есть самым диким, самым безнравственным, самым мертвым способом. Именно потому, что сама революция была мертва и приводила к смерти.

Все районы, похожие друг на друга как две капли воды, заказывало наше общество. Надо понимать, что мы все эти дома заслужили сами, нам нужно внутренне меняться, тогда изменится наша архитектура.

- Панельное домостроение безнравственно по своей природе.

Вы считаете, что советская архитектура реконструкции не подлежит? Она уже изначально - носитель вот этой безнравственности?

- Конечно, - всего стиля нашего мышления: давайте убьем богатых, поделим “по полушке" друг на друга - все "хрущевские" комнатушки оттуда идут, из этой психологии. Наши властьпредержащие только выполняли этот заказ. Хотя они как бы навязывали свою волю каждому конкретному человеку, но народ, весь народ, сразу на это согласился.

И те, кто проектировал, и те, кто строил, обеспечивали домостроительными комбинатами - только усиливали эту конвейерность, выполняя социальный заказ этого общества. Правитель очень похож на свой народ, а народ заслуживает своего правителя.

Архитектура тоже?

- Конечно, она закрепляет это в каких-то формах, более-менее устойчивых на какой-то промежуток времени.

- Архитектура в эпоху Страшного суда воплощает чудовищную энергию общества.

Вы говорите, что мы вступили в эпоху Страшного суда, но политическая ситуация изменилась и, будем надеяться, период широкого распространения панельного домостроения тоже несколько отошел в прошлое.

Что сейчас, по вашему мнению, может появиться в архитектуре? Что это будет - поиски историзма, чего-то нового или вообще отрицание всего?

- Я думаю, что сейчас архитекторы должны позволить современным нуворишам осуществить свои проекты, даже самые чудовищные с точки зрения архитектурного вкуса. Так происходило в свое время во Франции, в Штатах, в Англии. Потому что энергия этого хаоса, желание как-то выделиться за счет вычурной формы, должны реально воплотиться. Эклектика, которая сейчас грядет, сможет вобрать в себя чудовищную, хаотичную энергию общества. Пусть все это проявится.

Сейчас такое время, когда все легко распознать. Время Страшного суда тем и замечательно, что все дурное, безвкусное, злое через человека проходит. Все эти формы останутся без покрывала. Пусть все выйдет наружу. Это очень важно, это становится как бы самым нижним уровнем отсчета, от которого можно уже делать что-то более высокое, более гармоничное, - и более честное. Потому что все эти формы зла - это в каком-то смысле ложь, бесчестье. Это сразу видно и это здорово. Это важно именно потому, что играет ещё и воспитательную роль: больше никому уже не захочется. И кто-нибудь будет делать уже по-другому. Это как в айкидо - вместо того, чтобы сопротивляться, дайте дорогу дураку, пусть он набьет себе шишку.

- Постройка не должна быть преградой между человеком и природой.

У нас же общество всегда, (и, к сожалению, этого предрассудка не лишены и архитектурные общества), все время пытается навязать некий стандарт, некоторый подход к делу, "посоветовать" из лучших побуждений. Не надо! Пусть экспериментируют и пусть зарабатывают на нормальную человеческую жизнь. Тогда есть шанс проявиться настоящему творчеству. Давление нищеты способно уничтожить любого творца. С другой стороны, эстетством, как некой доктриной, прикрываются часто именно те, кто ленив и оберегает уже достигнутое положение.

Человеку нужна сейчас очень естественная форма обратного возвращения к природе через строительство. Сейчас, может быть, нужно понять и вернуть простые древние формы бревенчатой избы, не искажать течение собственных энергий земли, чтобы постройка не была преградой между человеком и природой. У меня такое ощущение, что сейчас опускаются очень простые, может быть, даже тривиальные с точки зрения архитектурного мышления формы, но очень тонкие с точки зрения восприятия человеком своего бытия на земле. Их нужно сейчас заново восстанавливать - воссоздавать технологию стройки, чтобы все это было дешево и одновременно долговечно, чтобы работало на человека и не уничтожало природу.

В этом - экологичность подхода в первую очередь к себе.

- Архитектор должен уметь слышать и чувствовать как общество, так и пространство, и воплощать это чувствование в гармоничных решениях.

Но здесь могут быть возражения со стороны нашего эстетствующего искусствоведения, которое утверждает, что во всяком произведении важен образ. А образ - это прежде всего индивидуальность и не всегда гармоничная. Трудно назвать гармоничным, например, любимый всеми киевлянами дом с химерами В. Городецкого.

- Мне нравится это здание. И именно потому, что Городецкий в нем и в других своих постройках никогда не претендует на соблюдение какого-то стиля, он делает иначе, по заказчику: на, получи. С другой стороны, он это делает с необычайным изяществом и внутренним юмором. Вот этот юмор, когда я могу с природой пошутить, не отягощая себя серьезностью этой идеи - я его принимаю. Я не принимаю вот чего: когда в государственном масштабе берется определенная идея торжества над природой, и мы под эту идею начинаем природу ломать. Ведь Городецкий построил это здание с величайшим тактом - он ничего не сломал на том обрыве, где оно разместилось, он почти ничего не изменил. Это же великолепно! А если бы у него была проводящая мичуринская социалистическая идея - он бы этот обрыв изуродовал. Первое, что он бы сделал - приготовил бы площадку для дома. И хотя внешне кажется, что это как бы негармонично, но это - понимание Городецким того, как на самом деле нынешнее существование человека оплощилось и стало неестественным. На мой взгляд, создание таких архитектурных произведений - это возврат к природе через другой вход, прямо противоположный. Но опять же - к ней. Научиться на природе делать все, что мне нравится, так, чтобы она от этого не страдала - это несколько иное, но по конечному результату то же самое.

Таким образом, получится: мы можем идти от природы - расти от поля, от леса, от реки - это один подход, а другой наоборот - приходить к природе и так ловко, так изящно себя вести, чтобы природа этого почти не почувствовала. А вот эстетство - идти от образа - это уже: как делать? Городецкий это смог сделать, а другие не могут. Они создают гигантские, немасштабные сооружения, совершенно не сообразуясь с природным ландшафтом. Это беспомощность, это непрофессионализм, опять же идущие от социалистического стиля мышления.

Нам нужны хорошие специалисты, которые умеют слышать и чувствовать как общество, так и пространство, и воплощать это чувствование в архитектуре. И тогда я вижу чрезвычайно интересную ситуацию, когда могут возникать по индивидуальному строю человека самые оригинальные решения, которые природе не будут противоречить. Если архитекторы сумеют удовлетворить требованиям места, закономерностям уличного пространства, желаниям заказчика, будут владеть средствами выразить при этом и собственную индивидуальность, - тогда, вероятно, получатся необыкновенно интересные, гармоничные вещи.

Беседу вели:

Елена Сидорова

Елена Олейник