Главная -> Статьи

Архитектор должен быть честным

Стюарт ХЕНДЕРСОН: "АРХИТЕКТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ"

АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА - ЭТО ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЭКЗАМЕН

— Наиболее важное звено в архитектурном процессе — сам архитектор. Именно он — то фигура, которая отвечает за конечный результат. Он один держит в голове образ еще не созданного здания. Поэтому первое, что должно быть изучено, — взаимоотношения архитектора как руководителя команды проектировщиков с клиентом.

Большую часть времени, если я не занимаюсь архитектурной практикой, я сом выступаю в роли заказчика. Архитектор должен найти время выслушать мои пожелания и понять, чего я хочу. Я не рассказываю, как нужно проектировать. Я объясняю, что хотел бы увидеть и в какие сроки, какой суммой располагаю, стараюсь изложить свои требования ток, как это чувствую я. Важно, чтобы задание на проектирование было разработано полностью до того, кок архитектор проведет первую линию. Я пологою, что клиенты, особенно выступающие от имени общества, должны понимать работу архитектора не только как проектировщика, а скорее кок представителя заказчика, своего союзника, выступающего переводчиком между клиентом и проектной командой. Архитектору же необходимо осознавать себя частью команды и рассматривать этап разработки задания на проектирование как постоянный диалог с клиентом.

Архитектурная практика — это ежедневный экзамен для каждого из нас. Архитекторы часто виноваты в том, что считают себя умнее и лучше клиента. Архитектор должен выглядеть достойно. По крайней мере, он должен продемонстрировать ответственность в понимании им пожеланий заказчика, прежде чем начать обычный процесс завоевания доверия клиента.

В частной практике надо помнить одну вещь, работа, которую вы выполняете сегодня, — наиболее важная Тогда следующий заказ, пусть через годы, вы можете получить от того же клиента. Необходимо завоевать доверие, расположение клиента. Доход частной практики зависит от качества вашей работы — если клиент захочет построить другой дом или пристройку, он должен вернуться к вам. Архитектурная практика — скорее ваш бизнес, нежели забота государства. Очень важно, преследуя цели бизнеса, не потерять качество, профессионализм.

Успех архитектурной, или инженерной, или любой другой практики с точки зрения клиента — обеспечивать нужное ему качество, не жалеть времени на работу, выслушивать все пожелания, улавливать и воплощать его изначальный замысел. Если не обеспечивается требуемое качество или архитектор не считает нужным выслушать клиента — клиент расценит это как пустую трату денег. Архитекторы часто виноваты в том, что клиент понапрасну вкладывает немалые средства.



В практике вашей работы и проектирования в Киеве, мне кажется, вовсе недостаточно быть только хорошим архитектором. Вы должны стать бизнесменом, менеджером, вы должны отчетливо понимать, где найти клиента. Вы не можете сидеть в офисе и говориться — архитектор", и ожидать, что кто-то придет и постучит в вашу дверь Вы должны пойти в нужное место, найти нужные контакты, нужных людей и выткать сеть, которая в результате приведет вашу практику к расцвету."

МЕХАНИЗМ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЦЕССА

— "Архитектор готовит задание на проектирование, выполняет работу и приходит к нам после ее окончания. Каково моя функция в этой организации? Я назначаю опытного штатного сотрудника, который регулярно от имени клиента встречается с архитектором и проектной командой. Ток клиент сможет непосредственно видеть первоначальные стадии проекта, участвовать в их развитии. Такой путь приведет к успеху.

Важно вовлечь клиента в процесс, еще лучше, если он сам к этому стремится. В истории такими заинтересованными клиентами были Медичи. Они были полностью вовлечены в архитектурный процесс.

"ПРОЕКТИРУЙ И СТРОЙ"

—"В Британии очень популярен метод контракта, известный кок "проектируй и строй", когда подрядчик нанимает проектную бригаду от имени клиента. Тогда за стол переговоров садится еще одна фигура — подрядчик, который говорит 'слишком дорого' или 'слишком сложно', потому что он уже согласовал с клиентом необходимую стоимость строительства. Он старается сдержать архитектора и получить прибыль. Но эта система применяется не всегда.

Приведу пример. Сейчас мы работаем над проектом Международного Конференц-центра в Эдинбурге. Мы изучили всевозможные варианты строительство, исходя из того, что Эдинбург исторически является центром новейшей медицинской науки. Специалисты из розных стран вносили свои предложения В результате было разработано задание но проектирование Конференц-центра с залом на 1200 мест с возможностью разделения на 8 изолированных функциональных частей. Здание стало предметом конкурса. В дополнение к нашим специалистам были привлечены профессионалы из известных фирм: акустики, менеджеры, инженеры.

Предпочтение отдали варианту с залом-аудиторией, поскольку возникло необходимость в быстрой трансформации его в три пространство различной формы и функции. Проект здания был окончательно утвержден, только тогда мы стали выбирать подрядчика.

Этот вопрос решался целый год. Из 14 крупных фирм-подрядчиков после собеседования осталось шесть, потом мы изучили их роботы. Список сократился до трех претендентов. Хорошему в юридическом смысле подрядчику важно укладываться в отведенное для строительства время, то есть иметь хороший менеджмент. С этой точки зрения мы сделали окончательный выбор подрядчика, соединили его с проектной командой и передали им всю информацию, которой располагали. И только тогда мы задали вопрос: 'Сколько?'. Подрядчик дал гарантию, что не поднимет цены в процессе строительства. Это позволило нам перед согласованием цены провести тендер под 80%. Здание строилось но общественные деньги, поэтому я не мог бы просить больше помимо выделенной на строительство суммы (около S50 млн) Мне необходимо было найти оптимальный путь управления процессом Была создана комиссия от горсовета, в которую входили профессионалы в разных областях, политические деятели Строительство началось в 1992 году.



Мы называем это 'управление проектом': строительный пакет с максимальной ценой.

АРХИТЕКТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТЕН. КАК НИ СМЕШНО ЭТО ВЫГЛЯДИТ

—'Вообще-то клиенты должны начинать с чистой идеи, ясного представления того, что они хотят. Они всегда, судя по моему опыту но

Западе, имеют довольно полное представление о том, сколько это будет стоить. И цена — не самое большое ограничение в строительстве. Но цена — это то, в чем архитектор должен быть очень откровенным со своим клиентом Работа в историческом городе увеличивает стоимость. В Эдинбурге сохранилась историческая планировочная система, которая обуславливает даже применение определенных материалов. Нам нужно использовать песчаник, свинец, чугунные сливы, применять высококачественные материалы, в частности, но фасадах.

Важно, чтобы архитектор был абсолютно честен с клиентом. Он должен работать со сметчиком (ценовым консультантом), менеджером проекта. Тогда проектная команда будет заранее знать о том, что цена не соответствует требованиям клиента У нос тоже встречаются архитекторы, которые из-за отсутствия профессионализма или желания угодить клиенту скрывают от него реальную стоимость проекта. Но когда проектирование окончено, на тендере подрядчиков вдруг выясняется, что объект стоит в несколько раз дороже, чем обещал архитектор. Что в этой ситуации делать заказчику? Здесь два выхода: или возвращаться к самому началу, — но клиент не хочет платить дважды, а архитекторы не желают делать двойную роботу; другой выход — ухудшать качество Когда здание запроектировано ток, как хотелось клиенту, урезать качество труднее, чем запроектировать снова более дешевое здание.

Это будет уже не тот дом, что хотел клиент. В конце концов в проигрыше останутся все: клиент не получит желаемого, а архитектор не получит гонорара.

А если бы архитектор был честен с клиентом с самого начала, этого бы не произошло. Клиент с самого начала знал бы, на что идет.



В нашем обществе мы ожидаем честности от доктора и полицейского, но не всегда ждем ее от архитектора. Как ни смешно это выглядит.