Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Статьи
Архитектор должен быть честнымСтюарт ХЕНДЕРСОН: "АРХИТЕКТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ"АРХИТЕКТУРНАЯ ПРАКТИКА - ЭТО ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЭКЗАМЕН — Наиболее важное звено в архитектурном процессе — сам архитектор. Именно он — то фигура, которая отвечает за конечный результат. Он один держит в голове образ еще не созданного здания. Поэтому первое, что должно быть изучено, — взаимоотношения архитектора как руководителя команды проектировщиков с клиентом. Большую часть времени, если я не занимаюсь архитектурной практикой, я сом выступаю в роли заказчика. Архитектор должен найти время выслушать мои пожелания и понять, чего я хочу. Я не рассказываю, как нужно проектировать. Я объясняю, что хотел бы увидеть и в какие сроки, какой суммой располагаю, стараюсь изложить свои требования ток, как это чувствую я. Важно, чтобы задание на проектирование было разработано полностью до того, кок архитектор проведет первую линию. Я пологою, что клиенты, особенно выступающие от имени общества, должны понимать работу архитектора не только как проектировщика, а скорее кок представителя заказчика, своего союзника, выступающего переводчиком между клиентом и проектной командой. Архитектору же необходимо осознавать себя частью команды и рассматривать этап разработки задания на проектирование как постоянный диалог с клиентом. Архитектурная практика — это ежедневный экзамен для каждого из нас. Архитекторы часто виноваты в том, что считают себя умнее и лучше клиента. Архитектор должен выглядеть достойно. По крайней мере, он должен продемонстрировать ответственность в понимании им пожеланий заказчика, прежде чем начать обычный процесс завоевания доверия клиента. В частной практике надо помнить одну вещь, работа, которую вы выполняете сегодня, — наиболее важная Тогда следующий заказ, пусть через годы, вы можете получить от того же клиента. Необходимо завоевать доверие, расположение клиента. Доход частной практики зависит от качества вашей работы — если клиент захочет построить другой дом или пристройку, он должен вернуться к вам. Архитектурная практика — скорее ваш бизнес, нежели забота государства. Очень важно, преследуя цели бизнеса, не потерять качество, профессионализм. Успех архитектурной, или инженерной, или любой другой практики с точки зрения клиента — обеспечивать нужное ему качество, не жалеть времени на работу, выслушивать все пожелания, улавливать и воплощать его изначальный замысел. Если не обеспечивается требуемое качество или архитектор не считает нужным выслушать клиента — клиент расценит это как пустую трату денег. Архитекторы часто виноваты в том, что клиент понапрасну вкладывает немалые средства. В практике вашей работы и проектирования в Киеве, мне кажется, вовсе недостаточно быть только хорошим архитектором. Вы должны стать бизнесменом, менеджером, вы должны отчетливо понимать, где найти клиента. Вы не можете сидеть в офисе и говориться — архитектор", и ожидать, что кто-то придет и постучит в вашу дверь Вы должны пойти в нужное место, найти нужные контакты, нужных людей и выткать сеть, которая в результате приведет вашу практику к расцвету." МЕХАНИЗМ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЦЕССА — "Архитектор готовит задание на проектирование, выполняет работу и приходит к нам после ее окончания. Каково моя функция в этой организации? Я назначаю опытного штатного сотрудника, который регулярно от имени клиента встречается с архитектором и проектной командой. Ток клиент сможет непосредственно видеть первоначальные стадии проекта, участвовать в их развитии. Такой путь приведет к успеху. Важно вовлечь клиента в процесс, еще лучше, если он сам к этому стремится. В истории такими заинтересованными клиентами были Медичи. Они были полностью вовлечены в архитектурный процесс. "ПРОЕКТИРУЙ И СТРОЙ" —"В Британии очень популярен метод контракта, известный кок "проектируй и строй", когда подрядчик нанимает проектную бригаду от имени клиента. Тогда за стол переговоров садится еще одна фигура — подрядчик, который говорит 'слишком дорого' или 'слишком сложно', потому что он уже согласовал с клиентом необходимую стоимость строительства. Он старается сдержать архитектора и получить прибыль. Но эта система применяется не всегда. Приведу пример. Сейчас мы работаем над проектом Международного Конференц-центра в Эдинбурге. Мы изучили всевозможные варианты строительство, исходя из того, что Эдинбург исторически является центром новейшей медицинской науки. Специалисты из розных стран вносили свои предложения В результате было разработано задание но проектирование Конференц-центра с залом на 1200 мест с возможностью разделения на 8 изолированных функциональных частей. Здание стало предметом конкурса. В дополнение к нашим специалистам были привлечены профессионалы из известных фирм: акустики, менеджеры, инженеры. Предпочтение отдали варианту с залом-аудиторией, поскольку возникло необходимость в быстрой трансформации его в три пространство различной формы и функции. Проект здания был окончательно утвержден, только тогда мы стали выбирать подрядчика. Этот вопрос решался целый год. Из 14 крупных фирм-подрядчиков после собеседования осталось шесть, потом мы изучили их роботы. Список сократился до трех претендентов. Хорошему в юридическом смысле подрядчику важно укладываться в отведенное для строительства время, то есть иметь хороший менеджмент. С этой точки зрения мы сделали окончательный выбор подрядчика, соединили его с проектной командой и передали им всю информацию, которой располагали. И только тогда мы задали вопрос: 'Сколько?'. Подрядчик дал гарантию, что не поднимет цены в процессе строительства. Это позволило нам перед согласованием цены провести тендер под 80%. Здание строилось но общественные деньги, поэтому я не мог бы просить больше помимо выделенной на строительство суммы (около S50 млн) Мне необходимо было найти оптимальный путь управления процессом Была создана комиссия от горсовета, в которую входили профессионалы в разных областях, политические деятели Строительство началось в 1992 году. Мы называем это 'управление проектом': строительный пакет с максимальной ценой. АРХИТЕКТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТЕН. КАК НИ СМЕШНО ЭТО ВЫГЛЯДИТ —'Вообще-то клиенты должны начинать с чистой идеи, ясного представления того, что они хотят. Они всегда, судя по моему опыту но Западе, имеют довольно полное представление о том, сколько это будет стоить. И цена — не самое большое ограничение в строительстве. Но цена — это то, в чем архитектор должен быть очень откровенным со своим клиентом Работа в историческом городе увеличивает стоимость. В Эдинбурге сохранилась историческая планировочная система, которая обуславливает даже применение определенных материалов. Нам нужно использовать песчаник, свинец, чугунные сливы, применять высококачественные материалы, в частности, но фасадах. Важно, чтобы архитектор был абсолютно честен с клиентом. Он должен работать со сметчиком (ценовым консультантом), менеджером проекта. Тогда проектная команда будет заранее знать о том, что цена не соответствует требованиям клиента У нос тоже встречаются архитекторы, которые из-за отсутствия профессионализма или желания угодить клиенту скрывают от него реальную стоимость проекта. Но когда проектирование окончено, на тендере подрядчиков вдруг выясняется, что объект стоит в несколько раз дороже, чем обещал архитектор. Что в этой ситуации делать заказчику? Здесь два выхода: или возвращаться к самому началу, — но клиент не хочет платить дважды, а архитекторы не желают делать двойную роботу; другой выход — ухудшать качество Когда здание запроектировано ток, как хотелось клиенту, урезать качество труднее, чем запроектировать снова более дешевое здание. Это будет уже не тот дом, что хотел клиент. В конце концов в проигрыше останутся все: клиент не получит желаемого, а архитектор не получит гонорара. А если бы архитектор был честен с клиентом с самого начала, этого бы не произошло. Клиент с самого начала знал бы, на что идет. В нашем обществе мы ожидаем честности от доктора и полицейского, но не всегда ждем ее от архитектора. Как ни смешно это выглядит. |