![]() |
|
|
Главная -> Повышение запаса устойчивости Пример. Пусть передаточная (1)ункция разомкнутой системы имеет вид W(p) = р(1 + ТрУ Требуется определить среднеквадратичный максиму.м отклонения показателя колебательности, если К = 100 ± 10 с и Г= 0,03 ± 0,01 с, причем изменения пара.метров независимы. Определим вначале исходное значение показателя колебательности. Для .этого необходи.мо найти макси.мум модуля частотной передаточной функции замкнутой системы W(j(a) К + j(a + T(jo)Y Исследование на .макси.мум дает: при КТ< 2 показатель колебательности М = 1, при КТ> 2 показатель колебательности М = - 2-100-0,03 : = 1,8. sjAKT-] V-100-0,03-1 Функции чувствительности, если ttj = /С и а2 = Т, = 0,005 с. дК } 2Т{2КТ-\) 2К(2КТ-\) = 16,7 с-\ Среднеквадратичный .макси.мум отклонения (8.113) ДМ , = 7(0,005-10)Ч(16,7-0,01)2 = 0,175. Гаким образом, в рассматриваемой системе показатель колебательности М= 1,8 ±0,17.5. Глэвэ 9 ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ §9.1. Общие методы к числу общих методов повышения точности систем автоматического управления относятся: 1) увеличение коэффипиента передачи разомкнутой системы; 2) повышение порядка астатизма; 3) ирймене1ше управления но производным от опшбки. Увеличение коэффициента передачи разомкнутой системы является наиболее универсальным и эффективным методом. Увеличить коэффициент передачи можно обычно за счет введения в систему усилителей. Однако в некоторых случаях удается достичь этого увеличения за счет повышения коэффициентов передачи отдельных звеньев, например чувствительных элементов, редукторов и т. д. Увеличение коэффициента передачи благоприятно сказывается в смысле умень-пгения ошибок практически во всех типовых режимах. Это вытекает, в частности, из того, что он входит в качестве делителя во все коэффициенты ошибок (см. пример, рассмотренный в § 8.3). Однако увеличение коэффициента передачи ограничивается устойчивостью системы. При повышении коэффициента передачи, как правило, система приближается к колебательной границе устойчивости. При пекоторо.м предельном его значегши в систе.ме возникают незатухающие колебачшя. В этом сказывается противоречие .между требованиями к точности и требованиями к устойчивости системы управлепия. В связи с этим повышение коэффициента передачи до значения, при котором обеспечивается выполнение требований к точг1ости, обычно может производиться только при одновременном повышении заггаса устойчивости системы, что осупюств-ляется при по.могци так называемых корректирующих средств, рассматриваемых в следуюпюй главе. Повышение порядка астатиз.ма. Повьипение порядка астатиз.ма используется для устранения установивцшхся ошибок в различных типовых режимах: в непод-вижпо.м положении, при движе1ти с постоянной скоростью, при движении с постоянным ускорением и т. д. Формально это сводится к тому, чтобы сделать равными нулю первые коэффициенты ошибки системы, например, Cq = о при астати.зме первого йорядка, или Cq = с, = о при астатизме второго порядка, или Со = с) = С2 = о при астатизме третьего порядка и т. д. Физически повьппепие порядка астатизма осуществляется за счет введения в канал сисгемы интегрирующих звеньев. В качестве таких звеньев могут, напри.мер, использоваться звенья, изображенные на рис. 4.18. Структурная схе.ма системы с введенным интегрирующим звеном изображена па рис 9.1. Передаточная функция интегрирующего звена Рис. 9.1 сквт-1 с№т2зЦд7и--Г< Р2 - - для изодромпого ycTpoiicTna
Рис. 9.2 где k с 1 коэффициент передачи интегрирующего звена; W{p) представляет собой иередаточггую (})ункцию разомкнутой системы управления до введения интегрирующего звена. Результирующая передаточная функция разомкнутой системы будет иметь дополнительный множитель р в знаменателе: Повьнпение порядка астатизма неблагоприятно сказывается иа устойчивости системы. Поэтому одновременно с повышением порядка астатизма приходится использовать корректирующие звенья, новышающие запас устойчивости (см. главу 10). В качестве иллюстрирующего примера рассмотрим систему, изображенную на рис. 6.4, Для нее была нолучегга передаточная функция разо.мкнутой системы в виде W{p) = р{1 + Тур){\ + ТрУ (9.1) которая соответствует астатиз.му первого порядка. В соответствии с примером, рассмотренным в § 83, первые коэффициенты ошибки можно записать следующи.м образом (если положить Т = Ti, Г, = Г2 и iC = К.): с =0, 1 К С2 Ту+ Т, 6 к к к т +т. - + - (9.2 Введем в систему интегрирующее звено, например интегрирующий привод. Соответствующая этому случаю :олектромеханическая схема изображена па рис. 9.2. В этой схе.ме приняты следуюпие условные обозначения: СКВТ - синусно-коси-
|