Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

Пример. Пусть передаточная (1)ункция разомкнутой системы имеет вид

W(p) =

р(1 + ТрУ

Требуется определить среднеквадратичный максиму.м отклонения показателя колебательности, если К = 100 ± 10 с и Г= 0,03 ± 0,01 с, причем изменения пара.метров независимы.

Определим вначале исходное значение показателя колебательности. Для .этого необходи.мо найти макси.мум модуля частотной передаточной функции замкнутой системы

W(j(a)

К + j(a + T(jo)Y

Исследование на .макси.мум дает: при КТ< 2 показатель колебательности М = 1, при КТ> 2 показатель колебательности

М = -

2-100-0,03

: = 1,8.

sjAKT-] V-100-0,03-1 Функции чувствительности, если ttj = /С и а2 = Т,

= 0,005 с.

дК }

2Т{2КТ-\)

2К(2КТ-\)

= 16,7 с-\

Среднеквадратичный .макси.мум отклонения (8.113)

ДМ , = 7(0,005-10)Ч(16,7-0,01)2 = 0,175.

Гаким образом, в рассматриваемой системе показатель колебательности М= 1,8 ±0,17.5.



Глэвэ 9

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ

СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

§9.1. Общие методы

к числу общих методов повышения точности систем автоматического управления относятся:

1) увеличение коэффипиента передачи разомкнутой системы;

2) повышение порядка астатизма;

3) ирймене1ше управления но производным от опшбки.

Увеличение коэффициента передачи разомкнутой системы является наиболее универсальным и эффективным методом. Увеличить коэффициент передачи можно обычно за счет введения в систему усилителей. Однако в некоторых случаях удается достичь этого увеличения за счет повышения коэффициентов передачи отдельных звеньев, например чувствительных элементов, редукторов и т. д.

Увеличение коэффициента передачи благоприятно сказывается в смысле умень-пгения ошибок практически во всех типовых режимах. Это вытекает, в частности, из того, что он входит в качестве делителя во все коэффициенты ошибок (см. пример, рассмотренный в § 8.3).

Однако увеличение коэффициента передачи ограничивается устойчивостью системы. При повышении коэффициента передачи, как правило, система приближается к колебательной границе устойчивости. При пекоторо.м предельном его значегши в систе.ме возникают незатухающие колебачшя. В этом сказывается противоречие .между требованиями к точности и требованиями к устойчивости системы управлепия.

В связи с этим повышение коэффициента передачи до значения, при котором обеспечивается выполнение требований к точг1ости, обычно может производиться только при одновременном повышении заггаса устойчивости системы, что осупюств-ляется при по.могци так называемых корректирующих средств, рассматриваемых в следуюпюй главе.

Повышение порядка астатиз.ма. Повьипение порядка астатиз.ма используется для устранения установивцшхся ошибок в различных типовых режимах: в непод-вижпо.м положении, при движе1ти с постоянной скоростью, при движении с постоянным ускорением и т. д. Формально это сводится к тому, чтобы сделать равными нулю первые коэффициенты ошибки системы, например, Cq = о при астати.зме первого йорядка, или Cq = с, = о при астатизме второго порядка, или Со = с) = С2 = о при астатизме третьего порядка и т. д. Физически повьппепие порядка астатизма осуществляется за счет введения в канал сисгемы интегрирующих звеньев. В качестве таких звеньев могут, напри.мер, использоваться звенья, изображенные на рис. 4.18.

Структурная схе.ма системы с введенным интегрирующим звеном изображена па рис 9.1. Передаточная функция интегрирующего звена



Рис. 9.1

сквт-1

с№т2зЦд7и--Г< Р2 - -

для изодромпого ycTpoiicTna

л ВТ

Рис. 9.2

где k с 1 коэффициент передачи интегрирующего звена; W{p) представляет собой иередаточггую (})ункцию разомкнутой системы управления до введения интегрирующего звена.

Результирующая передаточная функция разомкнутой системы будет иметь дополнительный множитель р в знаменателе:

Повьнпение порядка астатизма неблагоприятно сказывается иа устойчивости системы. Поэтому одновременно с повышением порядка астатизма приходится использовать корректирующие звенья, новышающие запас устойчивости (см. главу 10). В качестве иллюстрирующего примера рассмотрим систему, изображенную на рис. 6.4, Для нее была нолучегга передаточная функция разо.мкнутой системы в виде

W{p) =

р{1 + Тур){\ + ТрУ

(9.1)

которая соответствует астатиз.му первого порядка.

В соответствии с примером, рассмотренным в § 83, первые коэффициенты ошибки можно записать следующи.м образом (если положить Т = Ti, Г, = Г2 и iC = К.):

с =0, 1

К

С2 Ту+ Т,

6 к

к к т +т.

- + -

(9.2

Введем в систему интегрирующее звено, например интегрирующий привод. Соответствующая этому случаю :олектромеханическая схема изображена па рис. 9.2. В этой схе.ме приняты следуюпие условные обозначения: СКВТ - синусно-коси-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 [ 77 ] 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248