Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

получаем значение модуля результирующей частотной передаточной функции

\У0-(0) =Л((0) = Д,((0) (6.44)

и фазы

V((0) = - (ОТ.

(6.45)

\ 1/

Рис. 6.25

Таким образом, наличие звена с запаздыванием не меняет модуля и вносит только дополнительный фазовый сдвиг.

На рис. 6.25 изображена амнлитудно-(})а.зо-вая характеристика, соответствующая (6.43). Силопиюй линией показана исходная характеристика при т = О, а пунктиром - характеристика, которая получается при наличии постоянного запаздывания т/0.

Из этих характеристик видно, что наличие допол1И1тельиого фазового сдвига Д\/ = (ОТ закручивает годограф, особенно в высокочастотной части, но часовой стрелке. Это, вообще говоря, ухудннхет условия устойчивости, так как вся кривая приближается к точке (-1, jO). Иногда в особых случаях при сюжной (1)орме годографа WoOco), введение постоя1Н1ого запаздывания может улучшить условия устойчивости.

По имеющемуся годогра(})у ИоОй) можно определить критическое значение времени запаздывания т = тр, при котором система оказывается на границе колебательной устойчивости.

Для этой цели па годографе WqC/co) отыскивается точка, для которой модуль равен единице (рис. 6.25). Частоту, соответствующую этой точке, обозначим (о а фа,зу - Vi, При введении постоянного запа.здывапия т = тр условие совпадения этой точки с точкой (-1,70) запишется следуюнщм образом:

откуда критическое значение запа.здывапия

71 + V,

(6.46)

Если подобных опасных точек будет несколько, то необходимо сделать расчеты для всех точек и взять наименьшее значение тр.

Замети.м, что частота со, равна частоте среза л. а. х., со, = сор (см., напри.мер, рис. 6.18). Поэтому нахождение со, и Ц!, удобно делать при наличии ностроеппых л. а. x. и л. ф. x.

Л. а. x. системы с запаздыванием совпадает с л. а. х. исходной системы (без запаздывания). Дополнительный фазовый сдвиг, который надо учесть при построении л. ф. x. системы с запа.здыванием, определяехя (6.45).

В некоторых случаях .могут использоваться аналитические расчеты. Так, например, рассмотрим статическую систему с одной ностоя1июй времени. Частотная передаточная функция разо.мкнутой систе.мы имеет вид

Wo(j(o) = --. (6.47)

1-1- jcor



0,8 0,6 0,4 0,2

Обл уст

асть

11ЧИ-

ВОСТГ. 1

о 2 4 6 8 10 12 14 *

Рис, 6,26

Приравняем модуль единице: К

:=1.

Отсюда находится частота, соответствующая опасной точке:

(О, =-

Фазовый сдвиг на этой частоте

\;, = -arctg(o,r = -arctg/К -1. По формуле (6.46) находим критическое запаздывание:

1у1к-1 ,n-arctg>/K2-l

7i-arctgVA -1 n-arctg>

(6.48)

1

По этому выражению па рис. 6.26 построена область устойчивости в координатах общий коэффициент усиления - относительное запаздывание .

§ 6.7. Устойчивость систем

с распределенными параметрами

Системой авто.матнческого управления с распределенными параметрами называется такая система, среди уравнений которой кроме обыкновенных дифференциальных уравнений имеются уравнения в частных производных. Физически это соответствует учету волновых яв;1епий или гидравлического удара в трубопроводах, учету волновых процессов в длинных электрических линиях прн передаче по ни.м воздействий от одного звена системы автоматического управления к друго.му или же при управлении процессами в самих трубопроводах или длинных линиях.

Этот вопрос приобретает практическое значение чаще всего в некоторых системах управления, включающих в себя водяные, масляные или газовые трубопроводы (либо в объекте, либо в управляющем устройстве), реже - в некоторых системах телерегулирования (телеуправления)и т. и.

Известно, тгапри.мер, что водяной трубопровод гидротурбины описывается без учета потерь уравнениями

dh dh dv dt g дх

где V - скорость движения воды; - напор в произвольной точке, определяемой координатой X вдоль трубопровода; а - скорость звука в воде.



Уравнения длинной электрической линии без потерь имеют вид;

di ди дх dt


Подача

-/(О

=-ТГ

к потребитсгям

Рис. 6.27

где и - напряжение; г - ток в произвольной точке, определяемой координатой х вдоль линии; / и с - индуктивность и емкость единицы длины линии.

После ренгения указанных уравпепий в частных производных с учетом граничных условий, определяемых смсжпы.мп звеиья\и1 даппой системы автоматического управления, для системы в целом получаются уравпепия того же типа, как и для систем с запа:дываиием (§ 6.7).

Рассмотри.м вывод уравпепий системы стгюилизацип давления i-аза в трубопроводе, схема которой изображена tra рис. 6.27. В данном случае са.м объект (трубопровод) является звеном с распределенными параметрами. Для простоты будем считать его прямолинейным, а всех потребителей - сосредогочсрщыми па конце трубопровода.

Управляющее устройство состоит из чувствительного элемента 2 (мембранный измеритель давления), усилителей Зп4 (струящая трубка и пневматический двигатель) с жесткой обратной связью 5 и из управляющего органа 6 (клапан), Воз.муща-ющее во.здействие f{t) на объект выражается в изменении но произволу потребителей некоторого эквивалентпоге) выход1гого сечения на ко1гце трубопровода.

Уравнение управляемого объекта. Движение газа в трубопроводе подчиняется уравнению

dw dw 1 dp

- + w------.

dt dl p dl

Учтем также условия постоянства массы

Эр dw Эр -+ р--I- ;-= 0 dt dl dl

и адиабатическое уравнение состояния газа

.,0

(6.49)

(6.50)

(6.51)

В этих уравне1Шях w, р, р - соответственно скорость, давление и плотность газа в текущем сечении трубопровода с координатой / в момент времени г (вся длина трубопровода обозначается через L); k - показатель степени в уравнении адиабатичес-

кого состояния газа; индексы О вверху (р , р ) означают, что данные величины отно сятся к установившемуся состоянию системы.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 [ 49 ] 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248