Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 [ 205 ] 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248


Рис. 19.8

Во многих случаях вычисление а и ю будет необходимо только с точки зрения проверки выполнения условий вибрационного сглаживания нелинейности и допусти.мости таких вибраций в данной конкретной автоматической системе. Основными же для качества работы автоматической систе.мы ири этом будут являться медленно меняющиеся процессы, определяемые уравнением (19.68). С точки зрения упрощения их онределепия весьма важшя-ми являются следующие два обстоятельства.

Во-первых, вид функции смещения Ф (х ), как.видно из § 19.1, не зависит ни от количества и места приложещш внешних воздействий на систему, ни от характера их из.менеиия (если только они .медлен1Ю .менякнпиеся). Вид Ф (х) зависит от формы нелинейности, от структуры и от пара.метров систе.мы. Поэтому можно пользоваться любым методом определения Ф (х ) при любых частных упрощающих нредположениях относите.чьно внешних воздействий. Можно, например, пользоваться более иросты.м вторым .методом из описанных в § 19.1 .методов и проиллюстрированных га.м на при.мере, взяв любое одно постоянное по величине внеш-iree воздействие.

Во-вторых, какова бы ни былазадапная нелинейность F(x,px) (скачкообразная, петлевая и т. п.), обычно функция смещения Ф (х ) получает вид плавной кривой. Поэтому, в отличие от первоначально заданной нелинейности, ее легко можпо.гмнеа-ризовать обычньш способом (ио касательной или но секущей в начале координат или в друом начале отсчета). Имея в виду это свойство, часто в.место термина вибрационное сглаживание употребляют термин вибрационная линеаризация (будем придерживаться первого из них).

Итак, в оиределенном диапазоне можно считать

7* = Ф(х) = / х ,

(19.70)

((1Ф

Графически представляет собой тангенс угла наклона прямой (касательной или секущей, рис. 19.7, б). Величина коэффициента зависит от соотношения, вообще говоря, от всех параметров системы.

Например, для системы, описываемой уравнеиия.ми (19.20) - (19.23), согласно (19.53) и (19.50) имеем

2с пА

2к2Т(Г2к,-Т,Ь)



Поэтому для расчета медленно нротекаюпхих процессов в данной системе па основании (19.20) - (19.22) и (19.70) получаем линейные уравнения:

X = Хо

х° -к X,

лгг - ос- 4

(T2P + \)pxi=k2xl-Mt),

(19.72)

или единое линейное уравнение (19.24), в которо.м надо замегить хтхиР (х) на к х.

Определение коэффициента усиления k, можно значительно упростить следующим образом. Поскольку функция смепюния Ф (.v ) определяется согласно (19.13) и (19.7) и по выражению 7 (т , а, ш), в которое подставлена, зависимость а (х), то формулу для вычисления k, .можно представить в виде

к..=

(dF dF +

.,0=0

da dF Э(о +

Э-т да дх Э(0 дх

до=0

в тех случаях, когда рассматриваются нечетно-симметричные нелинейности F(x), величина 7 не зависит от со и, кроме того, согласно (19.6)

sin\(i(7v/ = 0,

jr= sin V

так как производная под знаком интеграла будет четной функцией. Следовательно, для нечетно-симметричных нелинейностей f(x), как однозначных, так и петлевых, величину Л можно вычислять по формуле

непосредственно из выражения (19.7), не определяя функции смешения Ф (л ). Во многих задачах это будет существенным упрошепием решения.

Это упрощение не относится к несимметричным пелипейностям, а также к тем случая.м, когда приходится определять не по касательной, а по секущей.

Итак, с подстановкой (19.70) уравпение (19.68) для определения медлеппо протекающих процессов становится обыкновенным линейным уравсюние.м

и, как таковое, легко решается.



Как видим, введенный здесь принцип ра.зделения уравнений для колебательных и для медленно ме-С1яющихся сое гавляю1цих, при котором сохраняются существенно иеш-нейиые свойства системы, приводит к весьма важным для практических расчетов результатам. Существенным выводо.м является то, что медленно меняющиеся сигналы проходят через нелинейность с другим коэффициентом усиления k, чем

Чувствительные мементы

Релейный

I (Я>*- усилитель

Привод руля

Обратная связь

Самолет

Руль

Рис. 19.9

автоколебания (а или а +-р).

Особенно важно использовать свойство вибрационного сглаживания нелинейностей с последующей их обычной линеаризацией при расчете сложных автоматических систем.

Если, например, система автоматического управления полетом самолета работает по схеме, изображенной па рис. 19.9, то часть системы, обведенную пунктиром (релейный усилитель, привод и дополнительная обратная связь), как отдельную следящую систему, можно рассчитывать изложеппы.м выше методом с учетом автоколебатель-)1ых вибраций. Частоту последних путем соответствующего выбора параметров этой части системы или введением корректирующих устройств можно сделать достаточно большой с те.м, чтобы амплитуда автоколебаний переменной Х2 на выходе этой части системы бы.гш мала. Если же указанную а.мплитуду 2 не удается сделать малой (тогда руль будет колебаться), то необходи.мо, чтобы указанная частота практически ие вос-нрини.малась корпусом самолета в tipoiiecce его движения вокруг центра тяжести.

Тогда расчет автоматической системы будет выглядеть следующим образом.

Автоколебания определяем только в обведенной пунктиром внутренней части (риЬ. 19.9), как в отдельной са.мостоятельной системе, считая (t) произвольным медленно меняющимся внепним входным воздействием, а Х2 - выходной величиной. Для такой простой системы находим, как изложено выше, фу1и<цию смещения Ф (х ), а также частоту и амплитуду автоколебаний в зависи.мости от величины внешнего воздействия. Выбираем пара.метры данной части системы так, чтобы условия вибрационного сглаживания нелинейности соблюдались во все.м практически возможном диапазоне изменения входной величины Хг. При этом следим за те.м, чтобы частота автоколебаний систе.мы (зависящая от параметров систе.мы) лежала за иредела.ми частот воз.можных колебаний са.молета (чтобы она практически не воснрини.ма;гась кор-ityco.M са.молета).

После такого расчета внутренней части системы производим обычную линеаризацию функции смещения Ф (лг ), т. е. заменяем ее одной прямой ли1П1ей f = k х (причем можно использовать указывавшееся упрощение в определений ). В результате получаем линейное уравнение для медленно протекающих процессов в данной части системы. К этому уравнению добавляем уравнение всей остальной части системы (в данпо.м случае самолета, чувствительных элементов и руля, см. рис. 19.9) и рас-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 [ 205 ] 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248