Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 [ 204 ] 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

При этом из (19,62) находим;

а, = а =

1

r;v,+i

2 s2

(19.64)

(19.65)

причем изменяются, конечно, и формулы для ж , и со (их можно получить таким же способом). Подбором параметров системы амплитуду автоколебаний опшбки й, .можно сделать весь.ма малой.

§ 19.2. Прохождение медленно меняющихся сигналов в автоколебательных системах

Рассмотри.м очень важный для практики случай, Koriia внеипгее во;действие/(t), которое может быть либо возмуииющим, либо управляющим (задаюпшм), в автоколебательной системе является не постоянным, а медленно .меняюпщмся. Медленно меняюнюйся будем называть такую функцию времени, которая сравнительно мало изменяется за пе1)Иод автоколебаний, т. е, соблюдается условие в виде одного из неравенств

/(+Г)-/(о /(0

T f(t.)

где Т = -, а со - частота автоколебаний, со

Соответственно для астатических систем медленно меняющейся скоростью / (О будет такая, для которой выполняется устовие

/\t+T)-f(t) fXt)

T f{t)

Указанными свойствами почти всегда обладают полезные сигналы управления, проходящие через автоматическую автоколебательную систему (в том числе в переходных процессах).

Условие медленного измепет1Я любой функции вре.мени можно выразить также и в частотной форме, а имен1ю: .медленно меняющейся считается такая функция, возможные частоты изменения которой во времени значительно ниже возможной частоты возникаюп1его в системе периодического решения (авгоко.юбаиий).

Сделанные предположения позволят величину / {I) или, ссютветствепио, pf {t) считать постоянной :sa вре.мя каждого периода исследуемых автоколебаний и искать решение в той же форме (19.4):

л- = д- -н.г*, x* = asm(uf.



Q(p)(x4x*)-bft(p)

F+qx*+px*\ = S{p)f{t). со j

При достаточно медленном изменении функции/(t) (а в астатических сисггемах pf) и величии х , а, со, входящих в коэ(})фициенты i, q, q, данное уравнение .может быть ра.зд€лено на два отдельных уравнения:

Q(p)x4ft(p)f=5(p)/(0, (19.66)

Q{p)x*+R{piq + p\x*Q, (19.67)

соответственно для .медленно .меняюи1ейся составляющей и для колебательной состав-ляюн1ей. При это.м ра.зделепии уравпештй, как и прежде, сохраняются существенно нелинейные свойства систе.мы.

Следовательно, здесь сохраняется целиком прежний (§ 19.1) первый метод решения задачи (второй здесь неприемлем), выраженный формула.ми (19.10) - (19.1,3), где в данном случае х** является величиной не постоянной, а медленно меняющейся. Поэтому прежний процесс решения заканчивается определением функции смещения (19.13). Подставив (19.13) в (19.66), получим дифференциальное уравнение для онре-делепия .медленно меняющегося сигнала управления х {t) (на с})оне автоколебаний системы) в виде

Q(p)x4/?(p)O(x )-,9(p)/(0. (19-68)

Таким образом, получается, что для определения медленно меняющихся процессов функцию смещения

P-Oix) (19.69)

следует подставить в уравнение автоматической системы (19,1) вместо заданной нелинейности f(x,px).

Следовательно, функция смещения Ф (х ) представляет собой как бы статическую характеристику (обычно криволинейную), которая определяет зависимость .между выходной и входной величина.ми .задашюй нелинейности для ностоянных или медленно меняюн1ихся сигналов в автоколебательной системе.

При любых пелипейпостях, в том числе и скачкообразных, (})упкция смешения Ф (х ) может получать при онределепных условиях вид весьма плавной кривой. Этот

где t отсчитывается отдельно внутри каждого периода, ибо теперь х , й и со будут ие постоянными, а переменными во времени Г (от периода к периоду) вместе с изменением внешнего воздействия/{t). При этомх (/:) будет медленно меняюпщмся сигналом на входе нелинейнос;ти.

В связи со сказанным здесь остается в силе разложение (19.5) - (19.7). Но подстановка его в заданное уравнение нелинейной автоматической системы (19.1) дает




эффект называется вибрационным сглаживанием нелинейностей при помощи автоколебаний, а функцию смещения Ф (.г ) можно называть сглаженной нелинейной характеристикой.

Так, в при.мере § 19.1 согласно (19.40) функция смещения будет иметь вид рнс. 19.6, а, т. е. для .медленно .меняющегося сигнала в даппой релейной системе нелинейная характеристика будет в определенных пределах иметь плавный вид (рис. 19.6, а) вместо скачкообразного (рис. 19.6, б) - за счет сглаживающего влияния автоколебательных вибраций.

Далее, например, для нелинейностей, обусловленных зоной нечувствительпости (рис. 19.7, а), а также зазоро.м (рис. 19.7, б) и петлей, сигналы х < h при отсутствии автоколебаний ие передаются (F= 0). При наличии же автоколебаний сигиа.! < h передается в виде составляюп1ей Поэтому для медленно меняюн1егося сигнала получается плавная характеристика (функция смещения) Ф (х ) без зоны нечувствительности (рис. 19.7, б). Эффект вибрациощюго сглаживания нелинейностей в этих примерах является положительны.м (ликвидация зон нечувствительпости и петель).

Однако в других случаях эффект вибрационного сглаживания нелинейности может оказаться и отрицательным. Возьме.м, например, нелинейную характеристику с зоной насыщения (ограниченно-линейную), показанную на рис. 19.8. В этом случае за счет того, что верхущки сшгзсонды с одной стороны срезаются, постоянная составляющая 7 будет меньще, чем са.мо значение f, соответствующее линейному начальному участку. Поэтому постоянный или .медленно меняющийся сигнал будет при наличии автоколебаний проходить через да1П1ую нелинейность с меныпи.м коэффициентом усиления, чем без автоколебаний, что может в известных случаях отрицательно сказаться па качестве автоматической системы в цею.м.

v=cor


-г - 2п

б) рч = Ф(хО)

arctgfeii I О 0 \




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 [ 204 ] 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248