Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Повышение запаса устойчивости После сделанных предварительных заключений перейдем к определению амплитуды и частоты автоколебаний в тех случаях, когда последние имеют место. В случае идеальной релейной характеристики в соответствии с (18.211) и (18.18) имеем -M (a) = --L = -a (0<а<оо) (18.222) W (a) Ас (М (а) заполняет всю отрицательную всществепную ось, рис. 18.44, а). По.этому IV (/со) при отсутствии жесткой обратной связи (сплошная кривая) пересекает ее, а при наличии жесткой обратной связи Eie пересекает (пунктирная кривая). В первом случае получаем точку пересечения D, определяющую периодическое решение (а , со ). Оно будет устойчиво (т. е. соответствует автоколебаниям), так как кривая W (/со) охватывает участок прямой -М (а) с меньшими амплитудами (линейная часть согласно (18,221) пейтралыш, вследствие ч.его этот критерий можно примеЕ1ять). Во втором же случае кривая Wj, (joi) пересекается с пря.мой -М, (а) только в точке, где а 0,0i = т, е. автоколебания отсутствуют (конечная амплитуда получится, если учесть постоянную Гз)- Амплитуда а автоколебаний в перво.м случае определяется по расстоянию / (рис. 18.44, а) налипни -М (а) до точки пересечения, причем с учетом (18.222) нолучае.м п= (18.223) где /берется из грас)ика или вычисляется по формуле приче.м величина частоты автоколебаний со находится из условия если Ujj (со ) и V, (со ) обозначают вещественную и мнимую части выражения (/со) при Р = 0, т. е. W.О) = У. (18.224) (Г,;со+1)(Г;со+1);со Отсюда видно, например, что с увеличением 23 увеличивается а\гплитуда автоколебаний. Для характеристики реле в виде рис. 18.20, а поведение системы без жесткой обратной связи поясняется рис. 18.44,6. Здесь автоколебания .Moiyrотсутствовать (кривая / рис. 18.44, б), В03.М0Ж1К) одно периодическое решение (кривые 2 и 3, пересекаю-пшеся в точке В) или два периодических решения (кривые 2 и 4, пересекающиеся в точках А и С). При .этом кривая 3 соответствует мепыии.м, а кривая 4 - большим значениям т в релейной хараЕстеристике (см. рис. 18.39). Точки ВиА отвечают устой- -W (fl) Рис. 18.44 чивым автоколебаниям. Точка С отвечает неустойчиво.му периодическому процессу, что .может о.зпачать устойчивость системы в мало.м (при а < a(j) и стремление к автоколебательному ггроцессу с а.мплитудой а = Яд в больпюм. Величины амплитуды и частоты автоколебаЕ1ИЙ определяются по са.мим кривы.м в точка.х их пересечения. В данном случае влияние величины 23 без жесткой обратной связи заключается в том, что с увеличением 23 осупюствляется переход от кривой 1 к кривой 2 (рис. 18.44, б), т. е. автоколеба1ШЯ в системе появляются только тогда, когда 23 Ф взойдет некоторое граничное значение, определяемое мо.мептом касания кривой 1 с кривой 3 ила 4. Апачогичио определяются автоколебания и при наличии жесткой обратной связи, как показано на рис. 18.44, в. Наконец, нри чисто гистерезисной характеристике реле иолучае.м то.аько автоколебательный процесс (рис. 18.44, г), амЕ1литуда и частота которого без жесткой обратной связи определяются точкой Е, а при наличии жесткой обратной связи - точкой Я. Во всех рассмотренных случаях, как и вообще в рассматриваемом частотном методе, чере.з а обозначается а.мплитуда автоколебаний входной величины пелпнейного звена, т. е. в дапЕЮМ случае величины х. Чтобы определить а.мп.читуду о автоколебаний уЕфавляе.мой величины 8 (температурЕ)е), надо еайти передаточную функцию, связывающую величины X и 8: и, следовательно, 0 = Для системы без обратной связи ( . = 0) Ана;к)гично можно определить амплитуду первой гармоники автоколебаний для других переменных в данной системе.
ных Рис. 18.45
Учет временного запаздывания в реле. В рассмат рпваемо.м выше ирн.мере системы стабилизации те.мпературы считалось, что в характеристике реле рис. 18.20 величины А 6.2, b заданы постояттыми, т. е. считалось, что характеристики реле имеют обычный гистерезисный вид с задашгым по входной координате отставанием в срабатывании реле. Теперь же буде.м считать, что и.меются данные запаздывания во времени срабатывания и отпускания реле (одинаковые). Такое нел1П1ейное звено с запаздыванием .можно разбить на два .элемента: 1) обычное нелинейное звено, характеризующееся графиком рис. 18.45, били в, и 2) .элементзапаздывания (рис. 18.45, а), 01Н1сывае-мый уравнением Тогда можно будет записать выражение а.мплитудно-фазовой характеристики линейной части системы вместе с элементо.м запаздывания в виде JXM (18.225) Правило построения такой характеристики описано в главе 6. Пусть реле (после выделетш элемента запаздывания) характеризуется гра(()Ико\[ рис. 18.45, б. В это.м случае для системы с жесткой обратной связью получим соответственно кривые W;., (/со) и W (/со), и.зображенныс на рис. 18.45, г, а также прямую -М (а) tra основании фор.мулы (18.213) п рис. 18.40, а. Если кривые W.,. (/со) и -М (а) пересекаются, то будут иметь место автоколебания. По, как видно из рис. 18.45, г, при достаточно ма;1ых запа.здывапияхх указанные кривые могут не пересекаться, т. е. автоколебаний не будет. Здесь, как и в линейных системах, .можно опредс>лить к[)Итическое время загнгзды-вания, до которого автоколебания отсутствуют, без построения кривой W., (/(О) только по кривым W (jw) и -М (а). В самом деле, в критическом случае некоторая точка
|