Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 [ 188 ] 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

бирать и любой другой более подходящий нелипей)1ый закон для 01П1сания характеристик двигателя.

Введем для да.П)ейшего обозначение

(18.118)

Тогда дифферетщальное у[)авпеиие двигателя

J dx

dt \+С:

и -с.,х-с

(гдеJ - момент инерции всех вращаемых двигателем масс, приведенных к валу двигателя) можно записать в виде

Здесь имеем три пе.чинейные фу1ПОШи:

dx

-Г Р2 =

dt 2

h=x\

Гармоническая их линеаризация по правилам § 18.1 дает:

Aadx 8й! 3fl2 г, =--, г.) =-X, 1\=-X.

Подставляя это в (18.119), получаем следуюпюе ypaBneime двухфазного двигателя (для колебательных процессов):

7;5(1 +h,a)p+(1+Ь2а + Ь:а)]х = к:и, вместо обычного линейного (7з/9 + 1)х = з[/,где

T,=J-, k,=\ ft,=i, b2 = 2b,+.

( 2 c2 on dnC2

3£3Q

(18.120)

(18.121)

Здесь a обозначает амплитуду колебаний угловой скорости двигателя х= сОд.

Дааее, скорость пе[)емещеиия управляющего органар с уютом передаточного числа редуктора и с обозначением (18.118) будег

р = (х.

(18.122)

Уравнение объекта и уравнение чувствнтельно10 элемента возьмем соответственно в виде

где ф - отклонение управляемой liejniMnHbi.



X = kk-

ог =0,

(18.125)

7з (1 + ft,a) + ?! (1 + + :(а) К = (1 + 2 + зд )00 - 7;зГ, (1 + й,а)м = 0. Рассмотрим при этом влияние параметра А. Второе изуравпеиий(18.125) дает

b.TJ.ii-Ь2+у1(Ь,Щ(л1 -h,)- 3(737i(of, -1) п - 21) (18.126)

Из (18.121) видно, что 2 i- Поэтому полученная формула дает зависимость амплитуды а от частоты о) иско.мого периодического решения в виде i-рафика, нока-.заниого на рис. 18.23, б, где

0),. =

Р-- (18.127)

Далее, первое из выражений (18.125) при О) = О) и а = а с использованием второго приводит к формуле для парамсгграА, влияние которого рассматривается:

= (1 + ba )(1 + ТМ )o)i. (18.128)

Поэтой формуле, используя предыдущие результаты, получаем фафикзависимо-сти амплитуды автоколебаний а от величины пара.метра к, показа)ПП)ГЙ па рис. 18.23, в.

§ 18.4. Нелинейные системы второго класса

Нелинейные систе.мы второго класса - это системы с нескольки.ми нелинейными звеньями или же с одни.м нелинейны.м звеном, когда иод знаки нелинейных функций входят две или более переменных, свя.занных .между собой линейными передаточными ())ункциями или нелинейными уравнениями. Обычный прием приближеиного решения, излагаемый ниже в при.мерах 1 -3, справедлив при соблюдении условия (])иль-тра, оговоренного в § 18.2, для всех передаточных функций, связываюпнтх указанные переменные. Если это условие i re соблюдается, применяется специальный прием решения, изложенный ниже в примере 4.

Пример 1. В предыдущем параграфе рассматриваюсь влияние нсуншейности привода, а затем влияние квадратичного трения ги) отдельности. Рассмотрим геиерь

Ха[)актеристнчес1<:ос уравнение всей замкнутой системы будет

[7з(1 +6,а)/5 + (1+/;2а + 6;,а)1(ГР + 1)р i- (18.124)

k = kjiji. После подстановкир =j(i> нолучае.м:




совместное действие нелинейности !1ривода и квадратичного трения. Момент трения нри этом описывается нелинейным членом F(х), как в уравнении (18.90), или, что то же са.мое, графиком на рисунке 18.24, а. Нелинейный !1ривод пусть имеет характеристику типа насыщения (рис. 18.24,(5).

Тогда уравнение двигателя и управляемого объекта вместо (18.90) примет вид

(r,jo+l).r + f(x)= cf,(g, х = рр,

(18.129)

где f 1 (гд) М р и определяется графиком рис. 18.24, б.

В данно.м случае получается нелинейная система второго класса.,Приближенно полагаем, что при автоколебаниях

x = asm(i)l:, = Ааsin (М + В),

(18.130)

где А (0)) и В (0)) - модуль и аргумент ам!1литудно-фа:зов()й характеристики линейной части, !!олучаемой из уравнения (18.67), которое согласно (18.129) надо у.множить на р. В результате получим

Отсюда

(1 + Т,У)ш-

(18.131)

что изображено графически на рис. 18.24, в.

Поскольку в уравнение (18.129) !1еременпые х = и i входят раздельно, то и гармоническую линеаризацию можно производить для каждой из них отдельно. К нелинейности в левой части уравнения (18.129) применяем формулы из прежнего примера 3 (с Авадратичпы.мтреиием),акпелиней юсти в правой части - формулы (18.65) и (18.66), в которых, в соответствии с (18.130), вместо а подставляем Ла. В результате нелинейное уравпение (18.129) прини.мает вид

8kga Зя



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 [ 188 ] 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248