Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 [ 185 ] 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

<0,

V да

>0,

1Эш,

<0,

, Эй)

<о.

то критерий (18.63) выполняется. Поэтому найденное периодическое реп1ение устойчиво. Следовательно, квадратичное трение приводит к автоколебания.м в той области пара.метров, где система без этого добавочного трения была бы неустойчивой. Это объясняется усилением лемпф11руюп1его действия квадратичной силы трения при увеличении амплитуды (и скорости) колебаний, что препятствует неограниченному раскачиванию систе.мы. Заметим, что переход закона сопротивления движению объекта от липейпо1-о к квадратичному при больп1их скоростях отражает реальные явления.

Л.\П1литуда и частота автоколебаний определяются здесь графико.м рис. 18,17, 6 или формула.ми (18.92), причем амплитуда колебаний угла 3 будет а = <я /а) .

Пример 4. Пусть в той же следяи1ей системе требуется учесть влияние зазора в меха1Н1ческой передаче между двигателем и унравляе.мы.м объектом (схематически он показан на рис. 16.20) ири линейной характеристике двигателя и при линейном трении. В колебательных процессах, которые .здесь рассматриваются, зависимость между угла.ми поворота (3 (после зазора) и (3, (до зазора) будет иметь нелинейный вид, показанный на рис. 16.20, б, где h - полови1Ш ширины за,зора. Кроме этой нелинейной .зависимости здесь присутствует вторая пелпнейпость (16.54). Полагая, что момент инерции управляемого объектау, велик по сравнению с приведенным моментом инерции двигателя, будем считать в. уравнении (16.54) Г,= 0.

Первая иелипейпость (рис. 16.20, б) после гармонической линеаризации ири Р a.sincofcor.Tacno формуле (18.30) припи.мает вид

(18.93)

где q {а) и q (а) определяются по фор.мулам (18.27), в которых надо считать к = 1 (так как характеристика рис. 16.20, б имеет наклоь[ 45°), а и.менно:

<? = -

Л 1 .

\j/i+- + -.sin2i/,

, \ 2

q =-CO.S ij/j = - л па

(18.94)

причем

Граничные значения о) и к совпадают здесь с прежними (18.88), но они соответствуют уже не (Я = о , а а = 0. В результате получаем график для определения амплитуды и частоты периодического решения, изображенный па рис. 18.17,6.

Поскольку здесь





Рис. 18.18

Вторую нелинейность (16.,54) запишем ввиде/ (р2393) = г

Она подвергается гармонической линеаризации но фор.мула.м (18.11) также нри 3, = asin Ш.

Зависимость .между углами (3, и (3 показана на рис. 18,18. При этом из нижнего графика и из формул (16.54) видно, что

F(p2p pp,)=7>2p,+;;p,

71 Зл

0<\i<-, л-ч/,<ч/<-,

2л-\Г, < 1;/<2л

и (учитывая, что 7, = 0)

л Зл

- <\;<л-\1; -<¥<2л-\/,.

Условие отсутствия постоянной составляющей здесь выполняется, а Т1)етья из формул (18.11) принимает вид

<7,(а,(о) =

(acocosv;/)cos\j; (7v/ + Т{-а{У sin\j;)cosv/ й?\(/ +

T(j(-aw sinv/)cosv/(7\/+ 7o(-a(o sin\j/)cos\j/(7v/

аналогично определяется и (a, со). Произведя интегрирование и сравнив результаты с выражениями (18.94), получаем

(а,м) = м- ,?(а)7>2,

где q (а) то же, что в формулах (18.94).

В результате вместо нелинейного уравнения (16.54) при Г, = О имеем

[<72 (а) 7> + 1 - 9 (а) Гш] /?р, =

(18.96)



л 1 .

Vi+---sin2x/,

причем q {а) и\;, тсжс, что и в (18.94) и (18.95). На рис. 18.19,(2 и.зображепы графики для величии коэффициентов q (а), f/,((7), (72(a).

На основании (18.93), (18.96) и линейной части (16.53) приходим к характеристическому урав11епию

(Т,Р +1)[?2 (а)Т,р + 1- qXaM] р + k[(Tp+ \)kp + к] Следовательно, после подстановкир =7(0 получим

q(a)-

q{a)

= 0.

Х=кМ<)-[Т,-TJ,iaq(a) + llq2(a) + k,kMa)]i£, =0,

\-T qXa)(i)+k\kQq{a)-kk

TXq,{a)-k,k,l\i

(о-*=0.

Для исследования влияния параметра на собственные колебания да1И10Й системы вырази.м величину к из каждого уравнения по отдельности;

(7(G)

Jtq{a)

kq{a)

.k,q{a)

(18.97)

[ q\a) k,qXa)

k,qXa)

(18.98)

. Задаваясь разными значениями a = (2 , для каждого из них по .этим уравнениям строим две кривые к (о)) (рис. 18.19, б). Точка их пересечения дает соответствую-П1ие значения u) и . В результате можно построить графики (рис. 18.19, виг) зависимостей амплитуды а и частоты ю периодического решения от параметра к (каждое поспроение па рис. 18.19, б дает по одной точке на каждом из rpacJjiiKOB рис. 18.19, (З и г).




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 [ 185 ] 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248