Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 [ 184 ] 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

F(x) ky signx.

(18.83)

Поскольку движение предполагается без остановок, то нелинейную функцию (18.83) подвергаем гармонической линеаризации, как релейную характеристику, и на ос11овании фор.мулы (18.18), полагая х = а sin ю/, иолучае.м

(18.84)

где а - амплитуда колебаний скорости х = рР; амплитуда колебаний самого угла Р при зто.м, очевидно, будет

Р = -cosco ю

Выражение (18.84) представляет собой известную формулу линеаризации сухого трения с иомоии>ю вибраций, Найде.м условия, ггри которых она здесь стграведлива. Согласно (18.81) и (18.82) имеем

откуда

r fla)cosco£

sin (at=0

aa)>-f

или ЯрШ

>, T

(18.85)

что и является условием, при котором справедливо дальнейшее решение.

Характеристическое уравпение всей замкнутой системы согласно (18.82), (18.84) и (16.53) получает вид

{Т,р + p + k т,р + 1)бР + k,k + (Г р + \){Т,р + \)р = 0. ла

После подстановкир =/ю получаем

0)2=0,

fAky па

+ k\ +1

ш-7;г,у =0.



Чтобы исследовать влияние коэффициента к на динамику системы, выразим из этих двух уравнении величины к и а через ю:

Ак-,

я(Г ГХ-1-,б)

(18.87)

За.\гетнм, что а = °° ири

(со ),. ----, Ф-

\ о в./

Изменяя й), в интервале (ю ), < ю < + строим ио формулам (18.87) график а = !{к), представленный на рис, 18.16, б. Условие, ири котором справедливо это peinc-нис, было выражено неравсрютвом (18.85), Подставив в пего значения а = а и ю = ю из (18,87), приводим его к виду

b-2U\ + k,k,)

п>1,

(18,89)

b = 4l]+Ak,kTX-T .

Для исследования устойчивости найденного периодического решения на основании (18,86) находим

ЭX да

>0,

<0,

<0,

<0,

Критерий (18.6.3) при этом не вьпю.пшстся, что означает неустойчивость найденного периодического ре1пения. Это и показано условно вертикальными стрелками на рис, 18,16,6.

Легко проверить, что значение (18,88) совпадает с границей устойчивости ли- нейной системы без сухого трения. Следовательно, добавление сухого трения несколько распшряет область устойчивости системы, но весьма своеобразно, а и.\гсппо: неустойчивость найденного периодического решения означает, что при к > й р и при выполпении условия (18,89) система может быть устойчивой в малом (при начальных ус,;ювиях, которые дают начачьную амплитуду собственных колебаний системы в переходпо.м процессе, лежащую ниже кривой на рис, 18.16,6), Однако система неустойчива в большом (при начальных aилитyдax собственных колебаний выше этой кривой). Последнее можно об1>яспить физически тем, что при больших амплитудах и соответственно ири больших скоростях движения демпфирующее влияние силы сухого трения, которая сохраняет одну и ту же величину при любой скорости, становится несущественным, вследствие чего система оказывается неустойчивой, как и при отсутствии сухого трения.



-со

При певыполпсиии условия (18.89) требуется исследование обоих уравнений (16.52) coB.viecTHO (это будет уже нелинейность второго класса, так как OFia затрагивает обе величины: входную и выходную Р). При ;этом колебания угла Р будут происходить с остановками. Это - задача более сложная.

Пример 3. Пусть теперь в той же систе.ме действует не сухое трение, а сопротивленне двпже1и1ю объекта, пропорцио-налыюе квадрату скорости, с линейной составляюн1ей (рис. 18.17, а). Уравнение управляе.мого объекта с двигателем имеет в этом случае вид (16.63). Перепишем .здесь его иначе но аналогии с предыдуиим при.меро.%г

(Г /; +l)x-f(x) = ,/ х = рР, (18.90)


Полагая X = asin со, гю формулам гармонической линеаризации (18.10) получаем

9 = -

;fa2sin2\/(signsini/)sin\i/ d\\i =

1 fr Ч ; 1 Г / 2 Ч 1 8/

= -\ ki,(Г тг Ц1 а \\1--A-fjrt snr \/=-

па ,i па i

Следовательно,

f(x) =

Составив, как и раиьпге, характеристическое уравнение, приходим к выраже1гиям:

а)2=0.

ш-7;гу =0,

(18,91)

откуда находим;

к = (ТМ +1), а,

к, 8/?x

(18.92)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 [ 184 ] 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248