Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 [ 173 ] 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

а f{w) - нелинейная функция, например, вида рис. 17.14, б. Введе.м обозначения переменных:

-г,--5, х,-, X;j=pvi;.

Тогда уравнения автопилота (17.72) и самолета (17.55) примут вид (17.71), а и.менно:

pxi =-k,x -крЪ -Р{Х2),

р.Г2 =Xj, k 1

(17.73)

Зададимся функцией Ув виде

y = \b\xi +b2xl +633 +1212 +1313 +2323-

где все шесть коэффициентов й пеи: *естны. Потребуем, чтобы функция

dV dV dV

= 3- рл-, + -- ;JX2 + - /JX3

при фиксированном значении F{x,) = 0x2 в уравнениях (17.73) имела вид

W,=-{x+xl+xl).

(17.74)

(17.7.5)

Тогда путем приравгтвания соответствующих коэффициентов выражений (17.74) и (17.75) можно найти все шест ь величин h из системы шести алгебраических уравнении. Здесь приводится результат решения только для трех коэффициентов, которые понадобятся в дальнейшем, а h.vichho:

- D,

(17.76)

D, = a,k, (Щ +k,) + (Г, V + l)( o + ). Аз =?iK)(7i o +



Затем потребуем, чтобы выражение (17.74) при замене в уравнениях (17.73) F{X2) = 0X2, где я = Яр + Ля, имело вид

W = -(Ci xl + С2 х + Cg х +2 С,2Х,Х2 + 2 C,3X,X.j +2 С23Х2Х3),

что дает значения:

С] =Сз =1, С2 =6,2Ля + 1,

2с,2=-6,Ла, 2с,з=0, 2с2з=6,зЛа.

(17.78)

Функция ТУбудет знакоопределенной отрицательной, как требуется по условию, если

С2 > О, С2С3 - С.23 > О, С, С2С3 + 2 С, 2С,зС2з - С, С23 - cfy - С3 Ci2 > 0.

Эти неравенства с учетом (17.78) приводятся к следующему:

Подставив сюда (17.76), увиди.м, что это условие выполняется, если Да лежит в интервале Ля, < Ля < Ая2 где

А и =~m4D+b( + Dl,), (17,79)

откуда видно, что Ая, < О и Ля2 > 0. При этом требуется еще D>0. Нетрудно проверить, что последнее требование совпадает с критерием устойчивости (см. § 6.2) для данной системы в линеаризованно.м виде при замене F(vj/) = Я()\/ (рис. 17.14, б), так как характеристическое уравнение согласно (17.55) и (17.72) в .этом случае будет

l]p+(TAc+np+ik +kk,)p + a,k,=0. (17.80)

Итак, для устойчивости рассматривае.мой нелинейной системы достаточно, во-первых, чтобы выполнялся критерий устойчивости Гурвица D > О для линеаризованной системы при F(\/) = Яо\/ и, во-вторых, чтобы нелинейная характеристика F(\\i), измерителя управляемой величины лежала, как указано па рис. 17.14, б, между пря.мыми f = я,\/ и f = Я2\/, причем а, = о + Ля 2 = Яр -ь Ля2, где значения Ля, 2 определяются формулой (17.79), в которой величины D, D 0,3 согласно (17.77) выражаются через параметр>1 данной системы и через первоначально принятое значение при линеаризации F(\j/) =aoVj/.

Как и в предыдущем примере, здесь получаются условия абсолютной устойчивости, т. е. условия, не зависящие от формы нелинейности, но в более узких, чем (17.54), пределах, показанных на рис, 17.14, б. Точные аналитические методы исследования релейных систем рассмотрены в работах [ 67,89,95 ] и др.



Q(p)=ciqp +ар ~ +... + а р + а , R{p) = h,p +h,p -+... + h ,p + h

причем будем считать т<п.

Пусть }1елинейпость у = F(x) имеет любое очертание, пе выходяп1ее за пределы заданного угла arctg (рис. 17.15, б), т е, при любом х

0<F(x)<k,.x. (17.83)

Пусть многочлен Q (р) или, что то же, характеристическое уравнение линейной части Q (р) = О имеет все корни с отрицательны.ми вещественными частями или же кроме них имеется enie не более двух нулевых корней. Другими словами, допускается, чтобы а = О пли а = О и а ] = О в выражении Q(р), т. е. не более двух нулевых полюсов в передаточной функции линейной части системы

Rjp) Qip)

Приведем без дока.зательства формулировку теоремы В. .М. Попова: для установления устойчивости нелинейной системы достаточно подобрать такое конечное действительное число h, при котором при схсо > О,

Re(l + /(oA)U(jft))]+-->0, (17.84).

Линейная г часть п

Пелиней-

ность

Urctg kf


Рис. 17.15

§ 17.3. Частотный метод В. М. Попова

Решение задачи об абсолютной устойчивости системы с одной однозначной нелинейностью (т. е. устойчивости ири любой форме этой нелинейности со слабым ограничением тина (17.54) или тина рис. 17,14) с помошью теорем прямого метода Ляпунова было проиллюстрировано на двух при.мерах в § 17.2.

Изложи.м теперь частотный метод, предложенный ру.мынским ученым В, М, Поповым [69], ири использовании которого та же задача решается более просто приемами, апалогичиы.\и1 частотным способам исследования устойчивости линейных систе.м.

Если в системе авто.матического управления имеется лишь одна однозначная нелинейность

y = F{x), (17.81)

то, обТ)едипив вместе все (;стальные (линейные) уравнения системы, можно всегда получить общее уравнение линей}Н)й части систе.мы (рис. 17.15, а) к виде

Q{p)x = -R(p)y, (17.82)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 [ 173 ] 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248