Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 [ 172 ] 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248


0<С,<С2<Сз-

Рис. 17.13

Т. е. па.чичие гзоны застоя двигателя приводит к то.му, что в установившемся процессе курсовой угол .может принять любое постоянное зпачепие в пределах (17.65).

В новых переменных (17,61) установивнгийся процесс полета определяется значениями:

X, =0, х2=0,

(17.66)

чему соответствует любая точка отрезка АВ в фазово.м пространстве (рис. 17.13, а). При отыскании условий устойчивости рассмотрим два случая: у > 1 и О < у < 1. Случай у > 1. Возьмем функцию Ляпунова в виде

V--fxlxl.

/(л-з)а[гз.

(17.67)

Здесь интеграл будет всегда положительным, так как функция/(-з) нечетная (см. условие (17.54)). Поэтому Уесть знакоопределенная положительная функция, если у > 1, обращающаяся в нуль на отрезке установившегося процесса (рис. 17.13). Поверхности У(х .Г2, Хз) = С окружают этот отрезок (рис, 17,13, б), стягиваясь к нему с уменьшением С.

Состави.м производную от функции Ляпунова:

dV dV dx, dV dxn dV dx-, -. - =--L +--L +-.-1

dx Эх, dx Эх, dx

Эхз dx

причем частные производные возьмем из (17.67), а производные по безразмерному вре.мени - из уравнений системы (17.63). Тогда

W = -{y- l)xf + (Y- 1)х,/(хз )-ух2/(хз) + /(хз)[(Y- 1).г, + ух., - г/(хз)].

Представим .это в виде

W = -{y- 1)[/(хз) - X, 1 - (г - Y + 1)[/(Хз )]. (17.68)

Эта функция ТУзнаконостоянная, так как она не включает в себя координату Хз, а потому обрандается в пул ь не только на отрезке установившегося процесса АВ, а па всей полосе пнфиной АВ в плоскости Х2Х3 (рис. 17.13, в). Но вне .этой полосы согласно (17.68) она будет всюду отрицательной при

r>Y-l, еслиу>1. (17.69)



V=-xj+lxj + ]fix.,)dx,.

Производная от нее будет

W = = -{\-y)x,-rlf(x,)f.

Отсюда апалогич}Го предыдущему приходим к достаточному условию устойчивости системы в виде

г>0, если 0< Y< 1. (17.70)

Общий в ы вод. Полученные в данной задаче достаточные условия устойчивости (17,69) и (17,70) после подстановки выражений уи г через параметры системы (17,64) принимают вид соответственно

k , >0, если <Г,,

Поэтому согласно теореме Ляпунова об устойчивости выражение (17.69) является достаточным условием устойчивости рассматриваемой нелинейной систе.мы самолета с курсовым автопилото.м (при любой К[)ивизне и любом наклоне характеристики двигателя, имеющей вид рис. 17.12, б).

Траектория изображающей точки М будет пересекать поверхности V= С извне

внутрь везде, где W=<0. Нужно только проверить, не застрянет ли изображаю-at

щая точка Мтам, где обратпается в пуль (помимо отрезка установивп1егося процесса АВ). В данном случае речь идет о том, ие останется ли изображающая точка на полосе (показашюй на рис, 17.13, е), где W= О, если она случайно на нее попадет.

Для решения этого вопроса найдем проекции ско[)ОСти изоб[)ажающеп точки

dx, сЬ.) dx., -

М---когда эта точка находится в любом .месте указанной полосы. По-

dx dx dx скольку там

то искомые проекции скорости согласно (17.63) будут

dx, г\ dx.) . dxo

Таки.м образом, если изображающая точка М попадет на указанную полосу вне отрезка АВ (рис. 17.13, в), то она пе останется в ней, а пройдет ее поперек по пря.мой, па1)аллель}1ой оси х, с постоянной скоростью, равной ух2 как показано стрелками на рис. 17.13, е. Пройдя полосу, изображаюп1ая точка снова будет пересекать поверхности v С извне внутрь, т. е. данная систе.ма управления будет устойчивой.

Случай О < Y < 1- Д-я этого случая возь.мем функцию Ляпунова в виде



Первое из этих условий устойчивости говорит о том, что иередаточиое число обратной связи надо сделать достаточно больи,1Им, если производная рм введена в алгоритм управлепия пед9Статочно иитеисивпо. Из второго же условия устойчивости следует, что система будет устойчива при любой обратной связи, если не[)едаточное число по производной достаточ1Ю велико.

Как видим, данные условия устойчивости ие .зависят от формы характеристики двигателя (рис. 17.12, б), т. е. они одинаковы нри любой кривизне, любо.м наклоне и любой зоне застоя (в том числе и при однозначной релейной характеристике двигателя иостояппойч:корости, а также и ири линейной характеристике). Такие условия называются условиями абсолютной устойчивости. Они гарантируют, что при их выполнении систе.ма будет наверняка устойчива нри любой нелинейности с ограничением лишь (17.54). В действительности же система может быть устойчивой и в некоторой области за пределами этих условий устойчивости при конкретно заданной форме пе-.минейиости (см. гл. 18).

Пример учета нелинейности измерителя управляемой величины. На основании вышеизложенных теорем Ляпунова М. А. Айзермап показал, что если уравпение систе.мы содержит не;1инейиость

dxo ~dt

= a2,.r, +a22X2+- + a2 x ,

= a ,x,+a 2X2+- + a x ,

(17.71)

где7 (х) - однозначная нелинейная функция, обрашаюшаяся в пуль ирих = О, а -любое целое число из 1, 2,.,., п, то для устойчивости систе.мы достаточно, чтобы для линеаризованной системы (17.71) ири замене f (х/,) = ах можно было построить функцию Ляпунова У, произ1Юдпая от которой 1Уявляется знакоопределенной отрицательной функцией при любом значении а в интервале а, < о < если кривая F(x,) лежит между прямы.ми F= а,д7; и7 =а2Х как изображено, например, нарис, 17.14, а.

Пусть, например, в прежтгей системе самолета с курсовы.м автопи.тото.м (рис.17.12, а) уравпение объекта имеет вид (17.55), привод руля имеетлипейпую характеристикурЪ = kU, но потенциометр чувствительного элемента / (измерителя управляемой величиш,! vj/) имеет нелинейную характеристику, в результате чего получается нелинейное уравнешю автопилота

/;5 = /-(V) + y W-M. (17.72)




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 [ 172 ] 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248