Главная ->  Повышение запаса устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 [ 167 ] 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248

й, с

Итак, установившийся режим стабилизации в данной системе является автоколе-бательньш. Однако уравнениесистемы (17.13) справедливо только для идеальной системы стабилизации. Всякое реально имеющееся .запаздывание в работе усилительно-преобразовательного и исполнительного устройств приведет к увеличению амплитуд автоколебаний по сравнению с полученными .здесь значениями. Решение задачи с учето.м постоянных времени системы управления будет дано в следуюптей главе.

Пример 3. Уравнения системы автоматического управления курсом торпеды в упрошенном варианте имеют вид: линейная часть (16.40) и (16.41), т. е.

Тр\ + = -ib,5, .v = 2¥. (17.20)

и нелинейное звено (возьмем сначала один случай - рис. 16.18, в)

8 = csign(s-i) при ps>0,

(1721)

5 = csign{s + h) при ps<0.

Далыле {4-5) процесс пойдет с постоянной скоростью (так как Ф 0), после чего тело войдет в установив1пнйся автоколебательный режим, определяемый предельным циклом (5-б-7-($). Уравнение параболы 7-(Sсогласно (17.15) будет

Отсюда амплитуда угловых автоколебаний а, как значепие ф при (0 = 0, будет

Ф=й + , (17.19)

а амплитуда колебаний скорости = й,.

Она равна зоне нечувствительности датчика угловой скорости й в то время как амплитуда угловых колебаний (17.19) несколько больше зоны нечувствительности измерителя угла й.

Период автоколебаний t можно вычислить как сумму вре.мен:

где гол И ~ времена участков {6-7) + {8-5) и {5-6) + {7-8) соответствеппо.

11о законам равномерного и равнозамедленного движигий соответствеппо гюлучае.м



й 8 УРЧ

EiE S

в) у=ру


Покажем, что .здесь равновесное установившееся состояние системы с постояины.м значением \\i = 0 неустойчиво, по будет иметь место автоколебательный процессе,

Во.зьме.м фазовую плоскость (х.у) с коордипата.ми .г = \, у =рЦ1 (угол отклонения и угловая скорость отклоне1П1я оси торпеды отзадатюго курса). Уравнения (17.20) и (17.21) перепишутся в виде

dt dt 7; г,

5 = с sign

5 = с sign

h х + -

при у>0,

ири у>0.

(17,22)

Из сравнения этих уравнений с упрошенными уравнениями систе.мы стабилизации температуры в конце § 16,1 видна их полная аначогия. Поэтому здесь, так же как и в случае рис, 16.15, установившийся процесс движения торпеды будет автоколеба-тел1>иым, причем картина фазовых траекторий будет иметь вид, показанный па рис. 17.3, а.

При этом кривая Л/i предельного цикла, соответствующая автоколебательному процессу, определяется из уравнения (16.31) с таким значением прои.звольной постоянной С чтобы выполнялось условие

Уа = -Ун 1 . е. (у)

h =-{у)

(17.23)

так как только в это.м случае и получится .замкнутая кривая предельного цикча ABD (рис. 17.3, а). Определив чаким образом 6 найдем амплитуду автоколебаний а как значениеX при г/ = О, т. е. согласно (16.31)

а = ксТ In kc + Cj.



что соответствует нак.тониым 11рям1,1м внутри полосы EFFE па фазовой плоскости (рис. 17.3, б). Аналогичная полоса HGGH будет и в нижней части плоскости. Все оста;п>пое запо;н1яется таки.ми же кривыми, как па рнс. 17.3, а. В результате с увеличением зоны нечувствительности размеры предельного цикла, а значит, и амплитуда автоколебаний уменьшаются. При />, = О предельный цикл вырождается в точку О.

При да.тьнейп1е.м увеличении зоны нечувствительности характеристика пелиней-П010 звена и картина фазовых траекторий принимают вид, показанный па рис. 17.3, в. Здесь автоколебания отсутствуют и ста1К)вится устойчивым установивптйся процесс с постоянны.м значением V/. Ранее неустойчивый особый отрезок f, Gтеперь стал устойчивым. Дальнейшее увеличение зоны нечувствительности приводит к расширению отрезка Е G, т. е. к увеличешно установив1нейся оип1бки систе.мы из-за слишко.м широкого участка равновесия.

При .м е р 4. Рассмотрим систему стабилизации напряжения, уравнения которой были составлены ц§ 16.2, а и.мешю:

(7;/л-1)А(/=-А,Аг,

(17.24)

риче.м уравнение нелинейного звена (унра1!..тяющего органа)

A7- = ;j sign(A72-г,) при >0,

Аг = г, sign(A/2 -I- ь) при < 0.

(17.25)

В качестве ординаты фазовой плоскости здесь удобнее взять пе скорость отклоне-

л/ ы

ния управляемой величины как делалось [)аньше, а вторую переме1нгую Д/2- итак, примем д;1Я этой .задачи

х = М1, y = Ah О-б)

Тогда уравнения (17.24) преобразуются к виду

dx 1 , , . , - = --(.r-t-A,Ar),

dt 7

(17.27)

Значения же (17.23) дают а.милитуду q колебат-гй скорости у. Можно все то определять и графически прямо по чертежу (рис. 17.3, а). Период автоколебаний остается пеи.звестиы.м.

Введем теперь в характерист1П<у нелииейио1-о звена (рулевой мацн1ики) зону нечувствительности, как показано па рнс. 17.3, б, в. 1 ак, па то.м участке характеристики 5 =/(5) (рис. 17.3, б), где 5 = 0, из (17.22) следует, что



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 [ 167 ] 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248