Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Повышение запаса устойчивости й, с Итак, установившийся режим стабилизации в данной системе является автоколе-бательньш. Однако уравнениесистемы (17.13) справедливо только для идеальной системы стабилизации. Всякое реально имеющееся .запаздывание в работе усилительно-преобразовательного и исполнительного устройств приведет к увеличению амплитуд автоколебаний по сравнению с полученными .здесь значениями. Решение задачи с учето.м постоянных времени системы управления будет дано в следуюптей главе. Пример 3. Уравнения системы автоматического управления курсом торпеды в упрошенном варианте имеют вид: линейная часть (16.40) и (16.41), т. е. Тр\ + = -ib,5, .v = 2¥. (17.20) и нелинейное звено (возьмем сначала один случай - рис. 16.18, в) 8 = csign(s-i) при ps>0, (1721) 5 = csign{s + h) при ps<0. Далыле {4-5) процесс пойдет с постоянной скоростью (так как Ф 0), после чего тело войдет в установив1пнйся автоколебательный режим, определяемый предельным циклом (5-б-7-($). Уравнение параболы 7-(Sсогласно (17.15) будет Отсюда амплитуда угловых автоколебаний а, как значепие ф при (0 = 0, будет Ф=й + , (17.19) а амплитуда колебаний скорости = й,. Она равна зоне нечувствительности датчика угловой скорости й в то время как амплитуда угловых колебаний (17.19) несколько больше зоны нечувствительности измерителя угла й. Период автоколебаний t можно вычислить как сумму вре.мен: где гол И ~ времена участков {6-7) + {8-5) и {5-6) + {7-8) соответствеппо. 11о законам равномерного и равнозамедленного движигий соответствеппо гюлучае.м й 8 УРЧ EiE S в) у=ру Покажем, что .здесь равновесное установившееся состояние системы с постояины.м значением \\i = 0 неустойчиво, по будет иметь место автоколебательный процессе, Во.зьме.м фазовую плоскость (х.у) с коордипата.ми .г = \, у =рЦ1 (угол отклонения и угловая скорость отклоне1П1я оси торпеды отзадатюго курса). Уравнения (17.20) и (17.21) перепишутся в виде dt dt 7; г, 5 = с sign 5 = с sign h х + - при у>0, ири у>0. (17,22) Из сравнения этих уравнений с упрошенными уравнениями систе.мы стабилизации температуры в конце § 16,1 видна их полная аначогия. Поэтому здесь, так же как и в случае рис, 16.15, установившийся процесс движения торпеды будет автоколеба-тел1>иым, причем картина фазовых траекторий будет иметь вид, показанный па рис. 17.3, а. При этом кривая Л/i предельного цикла, соответствующая автоколебательному процессу, определяется из уравнения (16.31) с таким значением прои.звольной постоянной С чтобы выполнялось условие Уа = -Ун 1 . е. (у) h =-{у) (17.23) так как только в это.м случае и получится .замкнутая кривая предельного цикча ABD (рис. 17.3, а). Определив чаким образом 6 найдем амплитуду автоколебаний а как значениеX при г/ = О, т. е. согласно (16.31) а = ксТ In kc + Cj. что соответствует нак.тониым 11рям1,1м внутри полосы EFFE па фазовой плоскости (рис. 17.3, б). Аналогичная полоса HGGH будет и в нижней части плоскости. Все оста;п>пое запо;н1яется таки.ми же кривыми, как па рнс. 17.3, а. В результате с увеличением зоны нечувствительности размеры предельного цикла, а значит, и амплитуда автоколебаний уменьшаются. При />, = О предельный цикл вырождается в точку О. При да.тьнейп1е.м увеличении зоны нечувствительности характеристика пелиней-П010 звена и картина фазовых траекторий принимают вид, показанный па рис. 17.3, в. Здесь автоколебания отсутствуют и ста1К)вится устойчивым установивптйся процесс с постоянны.м значением V/. Ранее неустойчивый особый отрезок f, Gтеперь стал устойчивым. Дальнейшее увеличение зоны нечувствительности приводит к расширению отрезка Е G, т. е. к увеличешно установив1нейся оип1бки систе.мы из-за слишко.м широкого участка равновесия. При .м е р 4. Рассмотрим систему стабилизации напряжения, уравнения которой были составлены ц§ 16.2, а и.мешю: (7;/л-1)А(/=-А,Аг, (17.24) риче.м уравнение нелинейного звена (унра1!..тяющего органа) A7- = ;j sign(A72-г,) при >0, Аг = г, sign(A/2 -I- ь) при < 0. (17.25) В качестве ординаты фазовой плоскости здесь удобнее взять пе скорость отклоне- л/ ы ния управляемой величины как делалось [)аньше, а вторую переме1нгую Д/2- итак, примем д;1Я этой .задачи х = М1, y = Ah О-б) Тогда уравнения (17.24) преобразуются к виду dx 1 , , . , - = --(.r-t-A,Ar), dt 7 (17.27) Значения же (17.23) дают а.милитуду q колебат-гй скорости у. Можно все то определять и графически прямо по чертежу (рис. 17.3, а). Период автоколебаний остается пеи.звестиы.м. Введем теперь в характерист1П<у нелииейио1-о звена (рулевой мацн1ики) зону нечувствительности, как показано па рнс. 17.3, б, в. 1 ак, па то.м участке характеристики 5 =/(5) (рис. 17.3, б), где 5 = 0, из (17.22) следует, что
|