Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

Логарифмические характеристики для передаточной функции (9.3) построены на рис. 9.3 по выражениям:

L(co)201g (9.8)

я]; (со) = - 180° - arctg соГу - arctg аТ

(9.9)

Сравнение рис. 9.3, а и 9.3, б, а также формул (9.7) и (9.9) показывает, что введение интегрирующего элемента дает дополнительный фазовый сдвиг (-90°), в результате чего в рассматриваемой схеме нельзя добиться устойчивой работы ни при каком значении общего коэффициента усиления. Однако это не означает, что схема является вообще неработоспособной.

Ивсдромный элемент

Рис. 9.4.

Введение в нее корректирующих средств (см. главу 10) позволяет не только достичь устойчивости, но и обеспечить определенный запас устойчивости, т. е. выполнить требования к качеству процесса регулирования.

Применение йзодромных устройств. Существует путь повышения порядка астатизма системы регулирования без заметного или недопустимого ухудшения ее запаса устойчивости. Этот путь заключается в применении йзодромных устройств, например таких, как изображенные на рис. 4.22. Структурная схема системы регулирования при введении изо дромного устройства изображена на рис. 9.4. Передаточная функция изодромного устройства может быть представлена в виде

(р) = 1

(9.10)

тде Ги = -;--постоянная времени изодромного устройства.

Пример введения изодромного устройства показан на рис. 9.5. На рис. 9.5, а изображен чувствительный элемент регулятора давления


,


Рис. 9.5.

С противодействующей пружиной. Если не учитывать массу движущихся частей, то перемещение чувствительного элемента будет пропорциональным -отклонению давления от заданного значения:

X = fciAP, (9.11)

тде &1 -коэффициент пропорциональности, определяемый жесткостью пружины.



На рис. 9.5, б изображен тот же элемент, но с противодействуюш;им демпфером. Так как сила, развиваемая демпфером, пропорциональна скорости перемеш;ения его поршня, то в этом случае будет иметь место соотношение рх = кАР. Вместо (5.11) получим

x = hP, (9.12)

где 2 - коэффициент, определяемый скоростным сопротивлением демпфера.

Равенство (9.12) соответствует введению интеграла в закон регулирования.

Наконец, в случае, изображенном на рис. 9.5, в, перемещение чувствительного элемента будет складываться из деформации пружины и перемещения поршня демпфера:

=(/сД)др = А(1±ад.др, (9.13)

где = - постоянная времени изодромного устройства.

В качестве второго примера рассмотрим приведенную выше схему следящей системы (рис. 9.2). Переход от введения дополнительного интеграла к введению изодромного устройства может быть сделан добавлением связи, показанной пунктиром. Передаточная функция разомкнутой системы может быть получена умножением (9.1) на передаточную функцию изодромного устройства.

В результате для рассматриваемой схемы получим:

W(r>\ и(1 + ад в(1 + ГиР) /ош

S \Р) р(1 + Гур)(1-1-ЗД р P(i + Typ){i + Tp) * >

где Кг = KiK [ПсекЦ - добротность системы по ускорению. Коэффициенты ошибки определяются равенствами:

со = с, = 0, if=-, Jil±If=Ij.y (9.15)

Рассматривая; характеристическое уравнение системы

\TyTp + (Ту + TJ р+Р + К,Т р -f = О,

можно убедиться, что в системе возможно получение устойчивости при выполнении условия

или,в ином!вЕде,

Нетрудно видеть, что при Уи °° (это будет при отсутствии интегрирующего привода в изодромном механизме) условие устойчивости переходит в неравенство

К<:+-, (9.18)

у) м



которое скраведливо для исходной схемы, изображенной на рис. 6.4. При достаточно больших значениях постоянной времени изодромного механизма Ги, что соответствует малому передаточному коэффициенту интегрирующего

привода fe = , условия устойчивости (9.16) и (9.17) будут мало отли-

и

чаться от условия устойчивости (9.18) исходной схемы. Таким . образом, введение изодромного механизма с относительно большой постоянной времени дает повышение порядка астатизма на единицу при возможности практически сохранить условия устойчивости в системе, куда этот механизм вводится.

Это обстоятельство можно проиллюстрировать также на логарифмических частотных характеристиках (рис. 9.6). В соответствии с выражением для передаточной функции разомкнутой системы (9.14) можно записать:

-т,о- -

-90°


Рис. 9.6.

L(co) = 20 Ig

£0

(9.19)

х\ (со) = (-90° - arctg соГу - arctg соГм) - 90° + arctg соГи- (9.20)

Сравнивая эти выражения с формулами (9.6) и (9.7) справедливьши для исходной схемы, можно заметить, что при относительно большом значении постоянной времени логарифмические характеристики системы с изодромным устройством будут иметь отличие только в низкочастотной

области при со <: -5;- . Для частот со > дополнительный множитель

в (9.19) обращается в единицу, а дополнительный фазовый сдвиг в (9.20) равен нулю. Таким образом, при со >логарифмические частотные характери-

и

стики системы с изодромным устройством практически не отличаются от логарифмических характеристик исходной схемы. В частности, в районе нуля децибел для п. а. х. можно получить одинаковый вид амплитудной и фазовой характеристик для обеих схем, что будет соответствовать одинаковому запасу устойчивости.

На рис. 9.6 сплошными линиями показаны л. а. х. и л. ф. х. для исходной схемы, а пунктирными - изменения, даваемые введениемизодромного устройства с относительно большой постоянной времени.

Следует заметить, что введение изодромного устройства с большой постоянной времени образует систему, динамические качества которой могут оказаться сравнительно низкими. Это объясняется тем, что введение такого устройства улучшает вид амплитудной характеристики только в низкочастотной области (рис. 9.6). В результате коэффициенты ошибки, следующие за тем коэффициентом, который обращается в нуль, могут не только не уменьшиться, но даже возрасти.

В рассмотренном выше примере при введении изодромного устройства обратился в нуль коэффициент Cj (9.15). Однако в следующие коэффициенты

в качестве делителя входит добротность по ускорению = -тр- При боль-

шом значении постоянной времени добротность системы по ускорению Ке получается малой и коэффициенты ошибок

2 з? СИЛЬНО возрйстают,-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 [ 81 ] 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254