Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 [ 248 ] 249 250 251 252 253 254

Наиболее полно теория игр разработана для конечных игр, для которых характерно конечное число ходов и, следовательно, конечное число возможных стратегий.

В управляющих машинах в настоящее время используются игровые алгоритмы двух видов.

Игровые алгоритмы первого вида используются в системах с набором шаблонных решений. Идея здесь заключается в том, что все возможные решения заранее исследуются и нумеруются. Задачей управляющей машины является выбор такого решения, для которого в сложившейся ситуации будет получено максимальное значение функции выгоды. Недостатком такого принципа является малая гибкость и приспособляемость игровой системы в условиях широкого изменения складывающейся обстановки ведения игры.

В игровых системах второго вида используется идея динамического программирования. Для динамического программирования характерным является решение задачи оптимальности по отдельным этапам и шагам. Поиск оптимального выбора на каждом этапе осуществляется управляющей машиной. Процесс управления в игровой системе с динамическим программированием является замкнутым дискретным процессом. Результат выполнения команд управления на предыдущем этапе является исходным для формирования команд управления на следующем этапе.

Игровые системы автоматического управления являются высшими формами систем управления вообще. Следует ожидать, что в ближайшем будущем они могут найти прхшенение как в военной технике, так и в народном хозяйстве.

Наиболее разработана теория так называемых дифференциальных игр. К ним относятся: задача преследования одного управляемого объекта другим, задача приведения управляемого объекта в некоторое заданное состояние при действии заранее неизвестных возмущений, задача управления объектом при неполной текущей информации о его состоянии и другие родственные задачи. Предполагается при этом, что отыскиваются оптимальные решения всех этих задач. Наиболее полно теория дифференциальных игр разработана в монографии Н. Н. Красовского [64].

Обычно рассматривается следующая конфликтная ситуация. Два партнера (игрока) могут управлять процессами в некоторой динамической системе, которая описывается дифференциальными уравнениями, представленными в матричной форме:

ж == / (/, ж, и, V), (25.33)

где ж - совокупность фазовых координат, и ж v - управления, которыми могут распоряжаться соответственно первый и второй игроки. Так, например, если рассматривается преследование одного управляемого объекта другим, то X соответствует совокупности фазовых координат двух объектов, а и м V - управления одного и другого объектов.

Игра начинается в момент t ~ tg ж считается законченной при t = когда точка [t, ж) попадает на заданное многообразие N в рассматриваемом фазовом пространстве.

Задача первого игрока - закончитъ игру с минимальным значением показателя качества (функционала), называемого также платой за игру,

/ = f А {t, ж, и, V) dt + h \х (ti)), (25.34)

где /i и - известные функции.



Задача второго игрока - помешать приведению точки (t, х) на заданное многообразие N или, при невозможности достичь этого, по крайней мере увеличить плату за игру (25.34).

Ограничения, которые обычно имеют место, задаются в большинстве случаев в виде ограничений на возможные управления: и U л v £ V, где и VI V ~ некоторые замкнутые области в пространствах управлений и ж v. Могут существовать ограничения и для фазовых координат.

Пусть и и V ~ допустимые стратегии, которые могут выбирать игроки. Если первый игрок выбрал стратегию U = 17., то наихудший результат для него будет при выборе вторым игроком стратегии V = V*, максимизирующей плату за игру (25.34),

/(f/ F*) = щах / {U V) = 11 (U,). (25.35)

Величина ц (U) соответствует самому большому проигрышу первого игрока, если он принял U = U.. Естественно, что первый игрок будет искать такую стратегию U = С/ , для которой т) ([/ ) = min i] (С/) для всех допустимых стратегий U. Из этого следует, что первый игрок должен выбирать стратегию из условия

т) (С/О) =. min max / {U, V), (25.36)

и V

что соответствует оптимальному решению так называемой минимаксной задачи. Так как возможен случай, когда в допустимых стратегиях V нет такой стратегии F*, которая давала бы максимум выражению (25.35), то формулу (25.36) следует записать в виде

т) (f/o) = min sup / ( 7, F). (25.37)

и V

Для второго игрока аналогичным образом необходимо найти оптимальную максиминную стратегию F = F из условий

(F0) = max я]; (F), -ф (F) = inf / (U, F). (25.38)

в этом случае второй игрок обеспечит себе выигрыш не меньше значения

ф(F<) = maxinf/(С/, F). (25.39)

V и

Первый игрок не может иметь гарантии, что его проигрыш будет меньше, чем минимальный выигрыш ф (F ), который в соответствии с (25.39) гарантируется второму игроку. Поэтому 11 (С ) я]; (F ). В случае равенства 1] (С/ ) = ф (F ) возникает так называемая седлоеая точка игры, для которой

/{U\ F)</{U\ Fo)<(C7, F ), (25.40)

a также

min max / (U, V) = max min / (f7, F) = / IW, Fo). (25.41)

и V V и

Оптимальные стратегии U° и F , соответствующие седловой точке игры, определяют для каждого игрока наилучпшй способ действий. Отклонение любого из игроков от оптимальной стратегии (при условии, что второй игрок придерживается своей оптимальной стратегии) может только ухудшить его результат.

Оптимальные минимаксная и максиминная стратегии С/ и F , не соответствующие седловой точке игры, не обладают подобным свойством.

Примеры дифференциальных игр и методы решения таких задач, как конфликтная задача сближения, игровая задача наведения, информационная игровая задача, задача оптимального преследования и уклонения и др. изложены в работе [64].



ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТАБЛИЦА Л-ФУНКЦИИ

0,00

0,05

0,10

0,15

0,20

0,25

0,30

0,35

0,40

0,45

0.50

.0,55

0,60

0,65

0,70

0,75

0,80

0,85

0,90

0.95

1,00

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,138

0,165

0,176

0,184

0,192

0,199

0,207

0,215

0,223

0,231

0,240

0,248

0,255

0,259

0,267

0,275

0,282

0,290

0,297

0,304

0,314

0,310

0,326

0,340

0,356

0,371

0,386

0,401

0,417

0,432

0,447

0,461

0,476

0,490

0,505

0,519

0,534

0,547

0,562

0,575

0,593

0,603

0,449

0,469

0,494

0,516

0,538

0,560

1,594

0,603

0,617

0,646

0,665

0,685

0,706

0,722

0,740

0,758

0,776

0,794

0,813

0,832

0,844

0,572

0,597

0,628

0,655

0,683

0,709

0,681

0,761

0,786

0,810

0,833

0,856

0,878

0,899

0,919

0,938

0,956

0,974

0,986

1,003

1,020

0,674

0,707

0,739

0,771

0,802

0,833

0,862

0,891

0,917

0,943

0,967

0,985

1,010

1,030

1,050

1,067

1,084

1,090

1,105

1,120

1,133

0,755

0,790

0,828

0,863

0,896

0,928

0,958

0,987

1,013

1,038

1,061

1,082

1,100

1,117

1,130

1,142

1,154

1,164

1,172

1,176

1,178

0,783

0,853

0,892

0,928

0,963

0,994

1,024

1,050

1,074

1,095

1,115

1,132

1,145

1,158

1,161

1,166

1,171

1,174

1,175

1,175

1,175

0,857

0,896

0,938

0,974

1,008

1,039

1,060

1,090

1,107

1,124

1,142

1,152

1,158

1,159

1,160

1,161

1,156

1,149

1,141

1,131

1,118

0,883

0,923

0,960

0,997

1,029

1,057

1,080

1,100

1,115

1,129

1,134

1,138

1,138

1,134

1,132

1,127

1,111

1,099

1,085

1,071

1,053

0,896

0,936

0,978

1,012

1,042

1,067

1,087

1,103

1,112

1,117

1,118

1,115

1,107

1,098

1,084

1,069

1,053

1,037

1,019

1,001

0,986

0,900

0,940

0,986

1,019

1,046

1,067

1,083

1,093

1,095

1,097

1,092

1,083

1,070

1,050

1,032

1,016

0,994

0,979

0,962

0,951

0,932

0,904

0,942

0,982

1,013

1,037

1,054

1,065

1,070

1,068

1,062

1,051

1,037

1,021

1,003

0,984

0,956

0,949

0,934

0,922

0,920

0,906

0,904

0,943

0,980

1,009

1,030

1,043

1,050

1,049

1,043

1,033

1,018

1,001

0,982

0,946

0,948

0,936

0,920

0,910

0,903

0,903

0,905

0,904

0,944

0,979

1,006

1,024

1,035

1,037

1,033

1,023

1,009

0,993

0,975

0,957

0,941

0,927

0,917

0,911

0,908

0,909

0,915

0,925

0,907

0,945

0980 0,985

1,006

1,019

1,025

1,025

1,017

1,005

0,989

0,974

0,958

0,944

0,926

0,922

0,911

0,920

0,927

0,934

0,946

0,958

0,910

0,951

1,008

1,020

1,024

1,021

1,012

0,995

0,981

0,966

0,951

0,941

0,935

0,932

0,936

0,944

0,955

0,970

0,986

1,004

0,918

0,956

0,989

1,010

1,021

1,022

1,018

1,007

0,992

0,977

0,966

0,949

0,944

0,948

0,951

0,958

0,974

0,990

1,006

1,023

1,041

0,924

0,965

0,997

1,016

1,025

1,025

1,018

1,006

0,992

0,978

0,970

0,960

0,961

0,966

0,976

0,990

1,006

1,023

1,039

1,053

1,061

0,932

0,972

1,004

1,022

1,029

1,027

1,019

1,006

0,993

0,982

0,975

0,972

0,980

0,987

1,000

1,015

1,033

1,048

1,059

1,066

1,066

10,0

0,939

0,978

1,009

1,025

1,031

1,027

1,019

1,006

0,993

0,987

0,982

0.985

0,993

1,006

1,020

1,036

1,049

1,059

1,063

1,062

1,056

10,5

0,946

0,985

1,013

1,028

1,033

1,028

1,017

1,005

0,993

0,991

0,987

0,996

1,007

1,017

1,033

1,046

1,054

1,058

1,055

1,048

1,033

11,0

0,947

0,988

1,015

1,029

1,031

1,025

1,014

1,002

0,993

0,991

0,993

1,002

1,014

1,027

1,039

1,047

1,048

1,044

1,034

1,021

1,005

11,5

0,949

0,988

1,016

1,027

1,028

1,021

1,010

0,999

0,991

0,989

0,997

1,006

1,017

1,029

1,037

1,043

1,034

1,024

1,010

0,994

0,977

12,0

0,950

0,988

1,015

1,025

1,024

1,015

1,004

0,994

0,988

0,987

0,997

1,006

1,019

1,026

1,027

1,025

1,015

1,000

0,984

0,969

0,958

12,5

0,950

0,989

1,013

1,022

1,019

1,010

0,999

0,990

0,986

0,986

0,997

1,006

1,018

1,019

1,017

1,010

0,995

0,979

0,965

0,954

0,949



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 [ 248 ] 249 250 251 252 253 254