Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

ных процессов в цепи якоря динамика двигателя описывается двумя уравнениями, определяющими равновесие э. д. с. в цепи якоря:

и равновесие моментов на валу двигателя:

где и - напряжение, прикладываемое к якорю, и - коэффщиенты пропорциональности между обратной э. д. с. и скоростью вращения Q и между вращающим моментом и током якоря i, J - приведенный момент инерции, L ж R - индуктивность и сопротивление цепи якоря.

Переходя в обоих уравнениях к операторной форме записи и решая их совместно, получим передаточную функцию двигателя постоянного тока


Рис. 4.16.

при управлении напряжением якоря как отношение изображений скорости двигателя и напряжения якоря:

(4.31)

где 7,

= J - электромеханическая постоянная времени двига-

теля, = J - электромагнитная постоянная времени якорной цепи,

Qq и Мо - скорость холостого хода и пусковой момент двигателя.

Для того чтобы корни знаменателя выражения (4.31) были вещественными и передаточную функцию можно было бы представить в форме (4.30), необходимо выполнение условия 42 м-

Переходная функция и функция веса звена приведены в табл. 4.2.

Частотные характеристики приведены в табл. 4.3. Построение асимптотической л. а. X. производится аналогично тому, как это было сделано для апериодического звена первого порядка. Вначале проводятся вспомогатель-

1 г 1

ные вертикальные линии через сопрягающие частоты со = и со

Для определенности построения принято, что Гд > Т. Л. а. X. строится по выражению

L (со) = 20 Ig I (/со) I = 20 Ig-, .

(4.32)



женньш

которому соответствует прямая с отрицательным наклоном 20 дб/дек (вторая асимптота). Для частот со > =- выражение (4.32) заменяется приближенным

L(c.) 201g-

которому соответствует прямая с отрицательным наклоном 40 дб/дек (третья асимптота). Действительная л. а. х. показана в табл. 4.3 пунктиром.. Она отличается от асимптотической в точках излома на 3 дб.

4. Колебательное звено. Звено описывается тем же дифференциальным уравнением (4.27), что и апериодическое звено второго порядка. Однако корни характеристического уравнения Тр + ГР + 1=0 должны быть комплексными, что будет выполняться при < 21.

Левая часть дифференциального уравнения обычно представляется в виде

(Г2р2 + 2L,Tp 1) = fci, (4.33)

где q = -f- - угловая частота свободных колебаний (при отсутстввш затухания), а - параметр затухания, лежащий в пределах О <; < 1. Передаточная функция колебательного звена

Примеры колебательных звеньев приведены на рис. 4.17. К ним относятся колебательные ЛЬС-цепи (рис. 4.17, а), управляемые двигатели постоянного тока при выполнении условия 47 > (рис. 4.17, б), упругие механические передачи, например для передачи вращательного движения (рис. 4.17, е), с упругостью С, моментом инерции / и коэффициентом скоростного трения S, гироскопические элементы (рис. 4.17, г) и др.

Рассмотрим для иллюстрации гироскопический элемент (рис. 4.17, г). В качестве входной величины примем момент М, прикладываемый к оси а, а в качестве выходной - угол поворота этой же оси а.

Уравнение равновесия моментов на оси

dt dt dt

Будем считать, что на оси 3 (оси прецессии) не действуют нвскакие внещние моменты. Тогда для этой оси уравнение равновесия моментов запшпется так:

Левее первой сопрягающей частоты со < j это выражение заменяется приближенным

L (ю) л; 20 Ig fc,

которому соответствует прямая с нулевым наклоном (первая асимптота

л. а. X.). Для частот у-<< <; выражение (4.32) заменяется прибли-



в этих формулах А и В - моменты вшерции по осям а и р, Я - кинетический момент гироскопа, равный его полярному моменту вшерции /, умноженному на угловую скорость вращения Q, ж F - коэффициент скоростного сопротивления на оси а.

Переходя к операторным выражениям и рещая оба уравнения совместно, получаем:

Я2 Р I Я2

Это уравнение можно переписать следующим образом:

где f - - квадрат угловой частоты нутационных колебаний, а =

= А - параметр затухания, определяемый действием сил скоростно-

го трения на оси а. Это уравнение совпадает с выражением (4.34). Для


Х,=и

а;,=ос,

Моховик

Двмпсрер Рис. 4.17.


рещения дифференциального уравнения (4.33) или (4.34) необходимо найти корни характеристического уравнения

Г V-f 2?Гр-Ы =-Ь -Ь1 - 0.

Решение дает

Pi, 2 = - 7 + А = - 4- ± Т- У - = - ± ш УТ\ (4.36)

Вещественная часть корня -у представляет собой коэффициент затухания переходного процесса, а Я - частоту затухающих колебаний.

Временные характеристики звена приведены в табл. 4.2, а частотные характеристики - в табл. 4.3.

Амплитудная частотная характеристика может иметь резонансный пик. Исследование модуля частотной передаточной функции на максимум показывает, что пик будет существовать при t, < 0,707. Высота пика будет тем больше,- чем меньше параметр затухания:

Максимуму а., ч. х. соответствует частота

(4.37) (4.38)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254