Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости В принципе решение не меняется. Изложенный метод решения задачи отличается тем, что он одинаково пригоден к различхшм системам, описываемым уравнениями любого порядка, и не связан с построением годографов на комплексной плоскости. § 20.3. Система с нелинейным корректирующим устройством На примере конкретной следящей системы (рис. 20.17) рассмотрим некоторые особенности введения специальных нелинейных корректирующих устройств, использование которых приводит к тому, что переходный процесс Рис. 20.17. в системе имеет такой вид, как будто инерционность двигателя во время переходного процесса существенно уменьшается [134]. На рис. 20.18 тонкой линией показано, что при синусоидальных колебаниях вследствие инерционности двигателя ошибка реальной схтетемы бр отстает от ошибки при идеальном двигателе бц на угол ф = arctg ©Г, где со - частота колебаний, Т - постоянная времени двигателя. Введение нелинейных динамических корректирующих сигналов в данном случае производится таким образом, чтобы деформировать вид кривой ошибки бр, как показано штриховкой на рис. 20.18. Для отыскания численных соотношений, определяющих зависимость между интервалом введения динамического корректирующего сигнала и эквивалентными параметрами двигателя, разложим заштрихованную кривую (рис. 20,18) в ряд Фурье и сравним с кривой ошибки б при безынерционном двигателе. Ограничиваясь основной гармоникой колебаний, получим (20.52) Рис. 20.18. б = б sin coi -\- 62 cos (iit. бо I sin (©i-я))) sin чЛ d(ot, 11 62 = бо j sin {at ~ я))) cos at dat Ф Заметим, что амплитуда ошибки бц связана с амплитудой управляющего напряжения а соотношением бц == cos ф. При этом выражения для коэффициентов гармонической линеаризации примут вид g = [cos ф (я - ф) + sin ф], =-( -ф). (20.54) Поэтому гармонически линеаризованное уравнение двигателя с указанной нелинейной коррекцией будет / \ I ? (.0-1 w) (20.55) где О.-щ.и обозначенЪх на рис. 20.17. Оно позволяет совместно с уравнениями остальных звеньев системы проводить анализ системы. Однако использование уравнения (20.55) технически не всегда бывает удобно. Недостатком формы записи его является то, что двигатель, по существу, является инерционньш звеном, в то время как уравнение его получилось в форме уравнения звена с введением производной, причем д < 0. Для получения передаточной функции двигателя обычного вида необходимо сделать некоторые специальные преобразования. Будем искать ее в виде с неизвестными пока к* и Г*. Потребуем, чтобы (20.56) и (20.55) были эквивалентны друг другу. Уравнение (20.56) запишем в виде (20.57) и подставим в него значения -т- и Ql из (20.55): q{a, со) dV . д (а, (О) dU + q{a,a)U+-k*U. (20.58) Для случая исследования автоколебаний и устойчивости системы выражение для напряжения U принимается в виде и - а sin &t. Подставив это в уравнение (20.58) и выделив члены с синусами и косинусами, получим систему уравнений T*q {а, (д) (д + q {а, со) = О, - T*q (а, а) & + q {а, ©) - /с* = О, откуда находим -д>.со) J,*qa)+ ti * . (20.59) cog (а, со) ч \ / t g со) Таким образом, передаточная функция двигателя с нелинейной коррекцией имеет вид т (а, (О) qa,a)~q{a,a) + -Mp]U. (20.61) Передаточную функцию двигателя с нелинейной коррекцией, как и прежде, ищем в виде (20.56) или T*~ + Q = k*U. Подставим сюда значения и Й из (20.61). Получим q (а. О)) -I q {а, со)] рС7+ + q{a, со)---g(a, со)] U+-pU=k*U. (20.62) Затем, учитывая форму решения (20.7), (20.8), запишем выражения pU = а ( sin ф -Ь со cos я))), pU = а ( - со) sin \р + 2асо cos ф и подставим их в (20.62). Разделяя там члены с синусами и косинусами, получим систему уравнений Г* [tog (а, со) -f tq (а, со)] + q (а, со) = О, Т* Щ {а, со) - tog (а, со)] -Ь g {а, &) - к* = 0. Отсюда находим выражения для эквивалентного коэффициента усиления и постоянной времени: [д (а, (й)]2-- g (а, со) д {а, со) к* = q (а, СО) -f-<-, (20.63) д(а, т)+-д(а, со) п* - gK to) д{а, (u)4.-i-g(o, со) (20.64) Они отличаются от выражений (20.59), выведенных для случая исследования автоколебаний и устойчивости, наличием членов с tja, характеризующих переходный процесс. Поскольку в полученные формулы величина показателя затухания входит только в составе дроби g/co, причем практически при исследовании колебательных переходных процессов часто со ] , то во многих случаях и для переходных процессов можно использовать более простые формулы (20.59). Используя выражения, полученные для коэффициентов гармонической линеаризации (20.54), и выражения для эквивалентных параметров двигателя (20.63) и (20.64), MOHfflo найти общее выражение для эквивалентной постоянной времени двигателя при использовании данного вида нелинейных корректирующих сигналов: Заметим, что в данном случае д (а) < О и эквивалентная постоянная времени звена Г*, как это и должно быть, положительна. Из выражения (20.59) видно, что для уменьшения постоянной времени двигателя нужно уменьшить величину \ q (. Найдем передаточную функцию двигателя с указанной нелинейной коррекцией для исследования переходного процесса. Вместо (20.55) получим
|