Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости
где ж** определяется формулой (19.51) через внешние воздействия. Наконец, из уравнения (19.58) получаем амплитуду автоколебаний переменной ж: где йц определяется формулой (19.49) через внешнее воздействие, а Шп - формулой (19.48). Итак, в данной системе имеются все три составляющие ошибки (19.55), зависящие от величины внешних воздействий и от параметров системы. Наиболее нежелательной из них является составляющая ct, возрастающая пропорционально времени. Поэтому систему необходимо видоизменить в первую очередь так, чтобы уничтожить эту составляющую ошибки, т. е. сделать = 0. Для этого можно было бы вовсе изъять дополнительную обратную связь (рис. 19.5), так как при кос = О согласно (19.59) будет = 0. Однако при этом существенно возрастает амплитуда автоколебаний (19.61), т. е. периодическая составляющая ошибки. Поэтому более целесообразной мерой будет замена жесткой обратной связи Жос - 00X4 на гибкую Жос = = косРх. Тогда в уравнении (19.54) величина кос заменится на косР- {kocTiP + КсР + ki) Ж1 = ж -Ь {Tip + 1) ж* -Ь WS- (19.62) Как видим, составляющая, пропорциональная времени, в правой части уравнения исчезла, вследствие чего установившееся решение для ошибки ж, в отличие от (19.55), будет Ж1 = ж -Ь ж*. (19.63) При этом из (19.62) находим: ? = (а + *о=/Э. (19.64) причем изменяются, конечно, и формулы для аР, аж (их можно получить таким же способом). Подбором параметров системы амплитуду автоколебаний ошибки можно сделеть весьма малой. Учитывая (19.25) и (19.27), перепишем данное уравнение в виде (йоеГр + ki+ fcoe) = ж + (Tip + 1) Ж* + кооТП +[koJlt. (19.54) в соответствии с видом правой части установившееся решение этого линейного уравнения следует искать в виде xi = 4 + cit + X*, (19.55) где ж и Ci - постоянные, а ж* - периодическая составляющая. Подставив это в (19.54), получим три уравнения для отыскания указанных величин: где 7=, а Юц - частота автоколебаний. Соответственно для астатических систем медленно меняющейся скоростью /(t) будет такая, для которой выполняется условие \f{t + T)-f{t)\\f{t)\ или </(f). Указанными свойствами почти всегда обладают полезные сигналы управления, проходящие через автоматическую автоколебательную систему (в том числе в переходных процессах). Условие медленного изменения любой функции времени монно выразить также и в частотной форме, а именно: медленно меняющейся считается такая функция, возможные частоты изменения которой во времени значительно нине возможной частоты возникающего в системе периодического решения (автоколебаний). Сделанные предположения позволят величину / (t) или, соответственно, pf (t) считать постоянной за время канедого периода исследуемых автоколебаний и искать решение в той же форме (19.4): X = аР -\- X*, X* = а sin coi, где t отсчитывается отдельно внутри каждого периода, ибо теперь ж , а и со будут не постоянными, а переменными во времени t (от периода к периоду) вместе с изменением внешнего воздействия / (i). При этом х (t) будет медленно меняющимся сигналом на входе нелинейности. В связи со сказанным здесь остается в силе разложение (19.5) - (19.7). Но подстановка его в заданное уравнение нелинейной автоматической системы (19.1) дает Q (р) (ж + x*) + R (р) (ро + дж* + px-)=S{p)fit). При достаточно медлешюм изменении функции / (t) (а в астатических системах pf) и величин ж , а, со, входящих в коэффициенты g, g, данное уравнение мояет быть разделено на два отделышх уравнения: Q (р) х> +Rip)! = S{p)f (t), (19.66) Q{p)x* + Rip)(q + pjx* = 0, (19.67) соответственно для медленно меняющейся составляющей и для колебательной составляющей. При этом разделении уравнений, как и прежде, сохраняются существенно нелинейгше свойства системы. Следовательно, здесь сохраняется целиком прежний (§ 19.1) первый метод решения задачи (второй здесь неприемлем), выраженный формулами (19.10) - (19.13), где в данном случае ж является величиной не постоян- § 19.2. Прохождение медленно меняющихся сигналов в автоколебательных системах Рассмотрим очень важный для практики случай, когда внешнее воздействие / (t), которое может быть либо возмущающим, либо управляющим (задающим), в автоколебательной системе является не постоянным, а медленно меняющимся. Медленно меняющейся будем называть такую функцию времени, которая сравнительно мало изменяется за период автоколебаний, т. е. соблюдается условие в виде одного из неравенств lf(t + T)~f{t)\<t\f{t)\ или T<t\f{t)\, НОЙ, а медленно меняющейся. Поэтому прежний процесс решения заканчивается определением функции смещения (19.13). Подставив (19.13) в (19.66), получим дифференциальное уравнение для определения медленно меняющегося сигнала управления ж {() (на фоне автоколебаний системы) в виде Q{p)x + R{p)Ф (жО) = S{p)f [t). (19.68) Таким образом, получается, что для определения медленно меняющихся процессов функцию смещения = Ф (жО) (19.69) следует подставить в уравнение автоматической системы (19.1) вместо заданной нелинейности F (ж, рх). Следовательно, функция смещения Ф (ж ) представляет собой как бы статическую характеристику (обычно криволинейн5то), которая определяет зависимость между выходной и входной величинами заданной нелинейности для постоянных или медленно меняющихся сетналов в автоколебательной системе. При любых нелинейностях, в том числе и скачкообразных, функция смещения Ф (ж ) может получать при определенных условиях вид весьма плавной кривой. Этот эффект называется вибрационным сглаживанием нелинейностей при помощи автоколебаний, а функцию смещения Ф (ж ) можно называть сглаженной нелинейной характеристикой. Так, в примере § 19.1 согласно (19.40) функция смещения будет иметь вид рис. 19.6,(2, т. е. для медленно меняющегося сигнала в данной релейной системе нелинейная характеристика будет в определенных пределах иметь плавный вид (рис. 19.6, а) вместо скачкообразного (рис. 19.6, б) - за счет сглаживающего влияния автоколебательных вибраций. Далее, например, для нелинейностей, обусловленных зоной нечувствительности (рис. 19.7, а), а такне зазором (рис. 19.7, в) и петлей, сигналы X <Ъ при отсутствии автоколебаний не передаются (F = 0). При наличии же автоколебаний сигнал ж -< Ь передается в виде составляющей Р°. Поэтому для медленно меняющегося сигнала получается плавная характеристика (функция смещения) Ф (ж ) без зоны нечувствительности (рис. 19.7, б). Эффект вибрационного сглаживания нелинейностей в этих примерах является положительным (ликвидация зон нечувствительности и петель). Однако в других случаях эффект вибрационного сглаживания нелинейности может оказаться и отрщательным. Возьмем, например, нелинейную характеристику с зоной насыщения (ограниченно-линейную), показанную на рис. 19.8. В этом случае эа счет того, что верхушки синусоиды с одной стороны срезаются, постоянная составляющая будет меньше, чем само значение F, соответствующее линейному начальному участку. Поэтому постоянный или медленно меняющийся сигнал будет при наличии автоколебаний проходить через данную нелинейность с меньшим коэффициентом усиления, чем без автоколебаний, что может в известных случаях отрицательно сказаться на качестве автоматической системы в целом. Во многих случаях вычисление а ш & будет необходимо только с точки зрения проверки вьшолнения условий вибрационного сглаживания нелиней-
Рис. 19.6.
|