Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 [ 202 ] 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

kooTiCi + ih + кос) А = ж + kocTifl,

(19.56)

(ki + кос) Ci = kocfi,

. (19.57)

{kocTiP + ki + koc)xt = iTiP + l)x\

(19.58)

Второе из них дает

. oc/i ki + koc

(19.59)

Тогда из (19.56) находим

* ki + koc \ ki + koc Ч

(19.60)

где ж** определяется формулой (19.51) через внешние воздействия. Наконец, из уравнения (19.58) получаем амплитуду автоколебаний переменной ж:

где йц определяется формулой (19.49) через внешнее воздействие, а Шп - формулой (19.48).

Итак, в данной системе имеются все три составляющие ошибки (19.55), зависящие от величины внешних воздействий и от параметров системы. Наиболее нежелательной из них является составляющая ct, возрастающая пропорционально времени. Поэтому систему необходимо видоизменить в первую очередь так, чтобы уничтожить эту составляющую ошибки, т. е. сделать = 0. Для этого можно было бы вовсе изъять дополнительную обратную связь (рис. 19.5), так как при кос = О согласно (19.59) будет = 0. Однако при этом существенно возрастает амплитуда автоколебаний (19.61), т. е. периодическая составляющая ошибки. Поэтому более целесообразной мерой будет замена жесткой обратной связи Жос - 00X4 на гибкую Жос = = косРх. Тогда в уравнении (19.54) величина кос заменится на косР-

{kocTiP + КсР + ki) Ж1 = ж -Ь {Tip + 1) ж* -Ь WS- (19.62)

Как видим, составляющая, пропорциональная времени, в правой части уравнения исчезла, вследствие чего установившееся решение для ошибки ж, в отличие от (19.55), будет

Ж1 = ж -Ь ж*. (19.63)

При этом из (19.62) находим:

? = (а + *о=/Э. (19.64)

причем изменяются, конечно, и формулы для аР, аж (их можно получить таким же способом). Подбором параметров системы амплитуду автоколебаний ошибки можно сделеть весьма малой.

Учитывая (19.25) и (19.27), перепишем данное уравнение в виде (йоеГр + ki+ fcoe) = ж + (Tip + 1) Ж* + кооТП +[koJlt. (19.54)

в соответствии с видом правой части установившееся решение этого линейного уравнения следует искать в виде

xi = 4 + cit + X*, (19.55)

где ж и Ci - постоянные, а ж* - периодическая составляющая.

Подставив это в (19.54), получим три уравнения для отыскания указанных величин:



где 7=, а Юц - частота автоколебаний. Соответственно для астатических систем медленно меняющейся скоростью /(t) будет такая, для которой выполняется условие

\f{t + T)-f{t)\\f{t)\ или </(f).

Указанными свойствами почти всегда обладают полезные сигналы управления, проходящие через автоматическую автоколебательную систему (в том числе в переходных процессах).

Условие медленного изменения любой функции времени монно выразить также и в частотной форме, а именно: медленно меняющейся считается такая функция, возможные частоты изменения которой во времени значительно нине возможной частоты возникающего в системе периодического решения (автоколебаний).

Сделанные предположения позволят величину / (t) или, соответственно, pf (t) считать постоянной за время канедого периода исследуемых автоколебаний и искать решение в той же форме (19.4):

X = аР -\- X*, X* = а sin coi,

где t отсчитывается отдельно внутри каждого периода, ибо теперь ж , а и со будут не постоянными, а переменными во времени t (от периода к периоду) вместе с изменением внешнего воздействия / (i). При этом х (t) будет медленно меняющимся сигналом на входе нелинейности.

В связи со сказанным здесь остается в силе разложение (19.5) - (19.7). Но подстановка его в заданное уравнение нелинейной автоматической системы (19.1) дает

Q (р) (ж + x*) + R (р) (ро + дж* + px-)=S{p)fit).

При достаточно медлешюм изменении функции / (t) (а в астатических системах pf) и величин ж , а, со, входящих в коэффициенты g, g, данное уравнение мояет быть разделено на два отделышх уравнения:

Q (р) х> +Rip)! = S{p)f (t), (19.66)

Q{p)x* + Rip)(q + pjx* = 0, (19.67)

соответственно для медленно меняющейся составляющей и для колебательной составляющей. При этом разделении уравнений, как и прежде, сохраняются существенно нелинейгше свойства системы.

Следовательно, здесь сохраняется целиком прежний (§ 19.1) первый метод решения задачи (второй здесь неприемлем), выраженный формулами (19.10) - (19.13), где в данном случае ж является величиной не постоян-

§ 19.2. Прохождение медленно меняющихся сигналов в автоколебательных системах

Рассмотрим очень важный для практики случай, когда внешнее воздействие / (t), которое может быть либо возмущающим, либо управляющим (задающим), в автоколебательной системе является не постоянным, а медленно меняющимся. Медленно меняющейся будем называть такую функцию времени, которая сравнительно мало изменяется за период автоколебаний, т. е. соблюдается условие в виде одного из неравенств

lf(t + T)~f{t)\<t\f{t)\ или T<t\f{t)\,



НОЙ, а медленно меняющейся. Поэтому прежний процесс решения заканчивается определением функции смещения (19.13). Подставив (19.13) в (19.66), получим дифференциальное уравнение для определения медленно меняющегося сигнала управления ж {() (на фоне автоколебаний системы) в виде

Q{p)x + R{p)Ф (жО) = S{p)f [t). (19.68)

Таким образом, получается, что для определения медленно меняющихся процессов функцию смещения

= Ф (жО) (19.69)

следует подставить в уравнение автоматической системы (19.1) вместо заданной нелинейности F (ж, рх).

Следовательно, функция смещения Ф (ж ) представляет собой как бы статическую характеристику (обычно криволинейн5то), которая определяет зависимость между выходной и входной величинами заданной нелинейности для постоянных или медленно меняющихся сетналов в автоколебательной системе.

При любых нелинейностях, в том числе и скачкообразных, функция смещения Ф (ж ) может получать при определенных условиях вид весьма

плавной кривой. Этот эффект называется вибрационным сглаживанием нелинейностей при помощи автоколебаний, а функцию смещения Ф (ж ) можно называть сглаженной нелинейной характеристикой.

Так, в примере § 19.1 согласно (19.40) функция смещения будет иметь вид рис. 19.6,(2, т. е. для медленно меняющегося сигнала в данной релейной системе нелинейная характеристика будет в определенных пределах иметь плавный вид (рис. 19.6, а) вместо скачкообразного (рис. 19.6, б) - за счет сглаживающего влияния автоколебательных вибраций.

Далее, например, для нелинейностей, обусловленных зоной нечувствительности (рис. 19.7, а), а такне зазором (рис. 19.7, в) и петлей, сигналы X <Ъ при отсутствии автоколебаний не передаются (F = 0). При наличии же автоколебаний сигнал ж -< Ь передается в виде составляющей Р°. Поэтому для медленно меняющегося сигнала получается плавная характеристика (функция смещения) Ф (ж ) без зоны нечувствительности (рис. 19.7, б). Эффект вибрационного сглаживания нелинейностей в этих примерах является положительным (ликвидация зон нечувствительности и петель).

Однако в других случаях эффект вибрационного сглаживания нелинейности может оказаться и отрщательным. Возьмем, например, нелинейную характеристику с зоной насыщения (ограниченно-линейную), показанную на рис. 19.8. В этом случае эа счет того, что верхушки синусоиды с одной стороны срезаются, постоянная составляющая будет меньше, чем само значение F, соответствующее линейному начальному участку. Поэтому постоянный или медленно меняющийся сигнал будет при наличии автоколебаний проходить через данную нелинейность с меньшим коэффициентом усиления, чем без автоколебаний, что может в известных случаях отрицательно сказаться на качестве автоматической системы в целом.

Во многих случаях вычисление а ш & будет необходимо только с точки зрения проверки вьшолнения условий вибрационного сглаживания нелиней-


6J

Рис. 19.6.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 [ 202 ] 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254