Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости тирная кривая). В первом случае получаем точку пересечения D, определяющую периодическое решение (вд, сОп)- Оно будет устойчиво (т. е. соответствует автоколебаниям), так как кривая Ил (/ш) охватывает участок прямой -М{а) с меньшими амплитудами (линейная часть согласно (18.221) нейтральна, вследствие чего этот критерий можно применять). Во втором же случае кривая (/со) пересекается с прямой -(а) только в точке, где а = О, to = оо, т. е. автоколебания отсутствуют (конечная амплитуда получится, если учесть постоянную Га)- Амплитуда автоколебаний в первом случае определяется по расстоянию I (рис. 18.44, а) на линии -Мн (а) до точки пересечения, причем с учетом (18.222) получаем (18.223) где I берется из графика или вычисляется по формуле I = -С/л (сОп), причем величина частоты автоколебаний сОд находится из условия Гл (сОд) = О, если С/л (сОд) и Fn (сОд) обозначают вещественную и мнимую части выражения Ил (ую) при кос = О, т. е. Отсюда видно, например, что с увеличением передаточного числа регулятора kjig увеличивается амплитуда автоколебаний. Для характеристики реле в виде рис. 18.20, а поведение системы без жесткой обратной связи поясняется рис. 18.44, б. Здесь автоколебания могут отсутствовать (кривая 1 рис. 18.44, б), возможно одно периодическое решение (кривые 2 ж 3, пересекающиеся в точке В) или два периодических решения (кривые 2 ж 4, пересекающиеся в точках А ж С). При этом кривая 3 соответствует меньшим, а кривая 4 - большим значениям т в релейной характеристике (см. рис. 18.39). Точки В ж А отвечают устойчивым автоколебаниям. Точка С отвечает неустойчивому периодическому процессу, что может означать устойчивость системы в малом (при а <: ас) и стремление к автоколебательному процессу с амплитудой a = aj в большом. Величины амплитуды и частоты автоко-Рис. 18.44. лебаний определяются по : самим кривым в точках i их пересечения. В данном случае влияние величины передаточного числа кф регулятора без жесткой обратной связи заключается в том, что с увеличением кфд осуществляется переход от кривой 1 к кривой 2 (рис. 18.44, б), т. е. авто-
колебания в системе появляются только тогда, когда передаточное число кк превзойдет некоторое граничное значение, определяемое моментом касания кривой 1 с кривой S или 4. Аналогично определяются автоколебания и при наличии жесткой обратной связи, как показано на рис. 18.44, е. Наконец, при чисто гистерезисной характеристике реле получаем только автоколебательный процесс (рис. 18.44, г), амплитуда и частота которого без жесткой обратной связи определяются точкой Е, а при наличии жесткой обратной связи - точкой Н. Во всех рассмотренных случаях, как и вообще в рассматриваемом частотном методе, через ад обозначается амплитуда автоколебаний входной величины нелинейного звена, т. е. в данном случае величины х. Чтобы определить амплитуду ае автоколебаний регулируемой величины 6 (температуры), надо найти передаточную функцию, связывающую величины а; и 6: и следовательно. kiOn у (felfe2-l-ftoc)2-l-feScri4 Для системы без обратной связи [кос = 0) 6 = Аналогично можно определить амплитуду первой гармоники автоколебаний для других переменных в данной системе. Учет временного запаздывания в реле. В рассматриваемом выше примере системы автоматического регулирования температуры, считалось, что в характеристике реле рис. 18.20 величины Ъ, Ъ, Ъ заданы постоянными, т. е. считалось, что характеристики реле имеют обычный гистерезисный вид
Рис. 18.45. С заданным по входной координате отставанием в срабатывании реле. Теперь же будем считать, что имеются данные запаздывания во времени срабатывания и отпускания реле (одинаковые). Такое нелинейное звено с запаздыванием можно разбить на два элемента: 1) обычное нелинейное звено, характеризующееся графиком рис. 18.45, б или в, и 2) элемент запаздьшания (рис. 18.45, а), описываемый уравнением Х% = X€ V. 2 \ . (18.226) -п (Bл<0).J Рл (COfe) - TfeCOfe = - я (Рл < 0). Из первого условия определяется величина со, и из второго - критическое время запаздывания: Ть = -[я-1-рл(соь)] (Рл<0). (18.227) Такое решение можно найти непосредственно из графика W (/со) или же аналитически, используя выражение (18.220). Если же реле не имеет зоны нечувствительности, т. е. 6 = О, то точка В попадет в начало координат на рис. 18.45, г и автоколебания будут при любом значении времени запаздывания в срабатывании реле (ть = 0). Поэтому вьподно, чтобы временное запаздывание в реле, рассматриваемое здесь, было бы сравнительно малым, а зона нечувствительности имела бы большую величину (но не превышала допустимых значений, полученных из статического расчета точности регулирования). Амплитуда и частота автоколебаний при наличии запаздывания определяются следуюп],им образом. Точка пересечения D (рис. 18.45, г) дает два периодических решения, так как в ней на прямой -Мн (а) имеются два значения а. Это следует из графика рис. 18.40, а, причем на основании (18.16) имеем Mn{a) = -iJ = -J (18.228) ЧТО изображается графиком рис. 18.45, д. Расстоянию от начала координат I точки пересечения D на рис. 18.45, г соответствуют две точки графика Di и на рис. 18.45, д, которые дают два значепия амплитуды: и ада-Частота сОд обоих периодических решений одинакова и определяется точкой D на кривой (/со). При этом периодическое решение с меньшей амплитудой будет неустойчивым, а с большей амплитудой Ода - устойчивым, так как в первом случае точка с положительным приращением Аа на линии -Мд (а) охватывается кривой Whs (/со), а во втором случае - не охватывается. Следова- Тогда можно будет записать выражение амплитудно-фазовой характеристики линейной части системы вместе с элементом запаздывания в виде Илз (7(0) = Ил (7С0) е--- = e-i . (18.225) Правило построения такой характеристики описано в главе 14. Пусть реле (после выделения элемента запаздывания) характеризуется графиком рис. 18.45, б. В этом случае для системы с жесткой обратной связью получим соответственно кривые (/со) и Wa (/ >), изображенные на рис. 18.45, г, а также прямую -М (а) на основании формулы (18.213) и рис. 18.40, а. Если кривые Wg (/со) и -М (а) пересекаются, то будут иметь место автоколебания. Но, как видно из рис. 18.45, г, при достаточно малых запаздываниях т указанные кривые могут не пересекаться, т. е. автоколебаний не будет. Здесь, как и в линейных системах, можно определить критическое время запаздывания, до которого автоколебания отсутствуют, без построения кривой Плз (/со), а только по кривым Ил (/со) и -Мц{а). В самом деле, в критическом случае некоторая точка кривой Илз (/со) попадет в крайнюю точку В (рис. 18.45, г). Это, как видно из чертежа, соответствует такой точке К кривой (/со), в которой
|