Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости Для вычисления амплитуды автоколебаний нужно сначала по формулам (17.96) записать решения для и о, а именно: г, = с7,Л---е~М, +к,п (1--Ч: yt (Г- .). Затем по последней из формул (17.104) надо записать решение для угла рыскания самолета ф {t) и угла отклонения руля = г, что дает ==ckiT {T-t) + t- = c(t-~) (0<f<r). (17.112) По этим уравнениям можно построить графики автоколебаний самолета (рис. 17.16, б) и руля (рис. 17.16, е), причем - fcp+i / 2 Амплитуда автоколебаний руля, как видно из рис. 17.16, в, будет где с - скорость движения руля согласно характеристике рис. 17.15. Амплитуда автоколебаний самолета (по углу рыскания) Яф найдется как максимум функции ф (f) на участке О <Z t <Z Т. Взяв от ф (17.112) производную по f и приравняв ее нулю, получаем следующее уравнение для определения времени t = t, соответствующего максимуму ф: 2{kp + Ti) Л~-тр- = те 2-1, где т = Это уравнение решается графически, как показано на рис. 17.16, г. Определив таким образом величину t, подставляем ее в первую из формул (17.112), что и дает искомую амплитуду автоколебаний самолета Яф = Ф (*м)- Частота же автоколебаний определяется через полупериод Г, найденный на основании уравнения (17.105) .графически (рис. 17.16, а). Заметим, что задача в данном примере ради простоты решена лишь для упрощенного уравнения движения самолета по курсу (первое из уравнений (17.101)) и в предположении строгого постоянства скорости рулевой машинки. § 17.43 Частотный метод В. М. Попова Решение задачи об абсолютной устойчивости системы с одной однозначной нелинейностью (т. е. устойчивости при любой форме этой нелинейности со слабым ограничением типа (17.54) или типа рис. 17.14) с помощью теорем прямого метода Ляпунова было проиллюстрировано па двух примерах в § 17.2. Изложим теперь частотный метод, предложенный румынским ученым В. М. Поповым [97], при использовании которого та же задача решается более просто приемами, аналогичными частотным способам исследования устойчивости линейных систем. Если в системе автоматического регулирования имеется лишь одна однозначная нелинейность У =F (ж). (17.113) то, объединив вместе все остальные (линейные) уравнения системы, можно всегда получить общее уравнение линейной части системы (рис. 17.17, а) в виде Q{p)x = -R {р) у, (17.114) Линейная часть - Нелинейность -I Q(j>) = аор + ар- 4- . . . + a -iP + Оп, причем будем считать т <С п Пусть нелинейность у = F (х) имеет любое очертание, не выходящее за пределы заданного угла arctg к (рис. 17.17, б), т. е. при любом X OFixXkx. (17.115) ±1усть многочлен Q (р) или, что то же, характеристическое уравнение линейной части Q (р) = О имеет все корни с отрицательными вещественными частями или же кроме них имеется еще не более двух нулевых корней. Другими словами, допускается, чтобы an = О или а = О и = О в выражении Q {р), т. е. не более двух нулевых полюсов в передаточной функции линейной части системы Приведем без доказательства формулировку теоремы В. М. Попова: для установления устойчивости нелинейной системы достаточно подобрать такое конечное действительное число h, при котором при всех со О Рис. 17.17. Re(l-b/o))PF(jo))-b>0, (17.116) где W (/(о) - амплитудно-фазовая частотная характеристика линейной части системы. При наличии одного нулевого полюса требуется еще, чтобы Im W (/(0) оо при (0-0, а при двух нулевых полюсах Re W (/(о) -> - оо при (О О, а Im (/(о) < О при малых со. и* ((0) = Re (7(0) = ReW Ца>), V* ((о) = 1ш W* (/(о) = (оГо Im W(]a), (17.117) где = 1 сек - нормирующий множитель. График W* Ою) имеет вид (рис. 17.18, а), аналогичный W (jto), когда в выражениях Q {р) ж R {р) разность степеней п - те > 1. Если же разность
Рис. 17.18. степеней п - т ~ \, чо конец графика будет на мнимой оси ниже начала координат (рис. 17.18, б). Преобразуем левую часть неравенства (17.116): Re (1 + ]Щ W (/(О) + = Re PF (/to) -mhlmW(/со)---i. Тогда, положив W* (/со) = и* (со) + /F* (со) и использовав соотношения (17.117), получим вместо (17.116) для теоремы Б. М. Попова условие и* (О)) -У ( ) + (со)-hoV* (со)-f 1 >О при всех (О 0. Очевидно, что равенство г7*(со)-оУ* H+Y = (17.118) (17.119) представляет уравнение прямой на плоскости W* (/со). Отсюда вытекает следующая графическая интерпретация теоремы В. М. Попова: для установления устойчивости нелинейной системы достаточно подобрать такую прямую на плоскости TF* (/со), проходящую через точку I - ~, /OJ , чтобы вся кривая W* (/со) лежала справа от этой прямой. На рис. 17.19 показаны случаи выполнения теоремы. В этих случаях нелинейная система устойчива при любой форме однозначной нелинейности, ограниченной лишь условием (17.115). На рис. 17.20 показаны случаи, когда Теорема справедлива также и при наличии в знаменателе Q (р) передаточной функции линейной части не более двух чисто мнимых корней, по при этом требуются некоторые другие простые добавочные условия [2], называемые условиями предельной устойчивости. Другая формулировка той же теоремы, дающая удобную графическую интерпретацию, связана с введением видоизмененной частотной характеристики W* (/< ), которая определяется следующим образом:
|