Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 [ 176 ] 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

Для вычисления амплитуды автоколебаний нужно сначала по формулам (17.96) записать решения для и о, а именно:

г, = с7,Л---е~М,

+к,п (1--Ч: yt (Г- .).

Затем по последней из формул (17.104) надо записать решение для угла рыскания самолета ф {t) и угла отклонения руля = г, что дает

==ckiT

{T-t) + t-

= c(t-~) (0<f<r).

(17.112)

По этим уравнениям можно построить графики автоколебаний самолета (рис. 17.16, б) и руля (рис. 17.16, е), причем

- fcp+i / 2

Амплитуда автоколебаний руля, как видно из рис. 17.16, в, будет

где с - скорость движения руля согласно характеристике рис. 17.15.

Амплитуда автоколебаний самолета (по углу рыскания) Яф найдется как максимум функции ф (f) на участке О <Z t <Z Т. Взяв от ф (17.112) производную по f и приравняв ее нулю, получаем следующее уравнение для определения времени t = t, соответствующего максимуму ф:

2{kp + Ti)

Л~-тр- = те 2-1, где т =

Это уравнение решается графически, как показано на рис. 17.16, г. Определив таким образом величину t, подставляем ее в первую из формул (17.112), что и дает искомую амплитуду автоколебаний самолета

Яф = Ф (*м)-

Частота же автоколебаний определяется через полупериод Г, найденный на основании уравнения (17.105) .графически (рис. 17.16, а).

Заметим, что задача в данном примере ради простоты решена лишь для упрощенного уравнения движения самолета по курсу (первое из уравнений (17.101)) и в предположении строгого постоянства скорости рулевой машинки.



§ 17.43 Частотный метод В. М. Попова

Решение задачи об абсолютной устойчивости системы с одной однозначной нелинейностью (т. е. устойчивости при любой форме этой нелинейности со слабым ограничением типа (17.54) или типа рис. 17.14) с помощью теорем прямого метода Ляпунова было проиллюстрировано па двух примерах в § 17.2.

Изложим теперь частотный метод, предложенный румынским ученым В. М. Поповым [97], при использовании которого та же задача решается более просто приемами, аналогичными частотным способам исследования устойчивости линейных систем.

Если в системе автоматического регулирования имеется лишь одна однозначная нелинейность

У =F (ж).

(17.113)

то, объединив вместе все остальные (линейные) уравнения системы, можно всегда получить общее уравнение линейной части системы (рис. 17.17, а) в виде

Q{p)x = -R {р) у,

(17.114)

Линейная часть

- Нелинейность -I


Q(j>) = аор + ар- 4- . . . + a -iP + Оп,

причем будем считать т <С п

Пусть нелинейность у = F (х) имеет любое очертание, не выходящее за пределы заданного угла arctg к (рис. 17.17, б), т. е. при любом X

OFixXkx. (17.115)

±1усть многочлен Q (р) или, что то же, характеристическое уравнение линейной части Q (р) = О имеет все корни с отрицательными вещественными частями или же кроме них имеется еще не более двух нулевых корней. Другими словами, допускается, чтобы an = О или а = О и = О в выражении Q {р), т. е. не более двух нулевых полюсов в передаточной функции линейной части системы

Приведем без доказательства формулировку теоремы В. М. Попова: для установления устойчивости нелинейной системы достаточно подобрать такое конечное действительное число h, при котором при всех со О

Рис. 17.17.

Re(l-b/o))PF(jo))-b>0,

(17.116)

где W (/(о) - амплитудно-фазовая частотная характеристика линейной части системы. При наличии одного нулевого полюса требуется еще, чтобы

Im W (/(0)

оо при (0-0,

а при двух нулевых полюсах Re W (/(о) -> - оо при (О

О, а Im (/(о) < О при малых со.



и* ((0) = Re (7(0) = ReW Ца>),

V* ((о) = 1ш W* (/(о) = (оГо Im W(]a),

(17.117)

где = 1 сек - нормирующий множитель.

График W* Ою) имеет вид (рис. 17.18, а), аналогичный W (jto), когда в выражениях Q {р) ж R {р) разность степеней п - те > 1. Если же разность


В) 1/*

при п-т=1

\ о

{ А

tt)=ce /

Рис. 17.18.

степеней п - т ~ \, чо конец графика будет на мнимой оси ниже

начала координат (рис. 17.18, б).

Преобразуем левую часть неравенства (17.116):

Re (1 + ]Щ W (/(О) + = Re PF (/to) -mhlmW(/со)---i. Тогда, положив

W* (/со) = и* (со) + /F* (со)

и использовав соотношения (17.117), получим вместо (17.116) для теоремы Б. М. Попова условие

и* (О)) -У ( ) + (со)-hoV* (со)-f 1 >О

при всех (О 0.

Очевидно, что равенство

г7*(со)-оУ* H+Y =

(17.118)

(17.119)

представляет уравнение прямой на плоскости W* (/со).

Отсюда вытекает следующая графическая интерпретация теоремы В. М. Попова: для установления устойчивости нелинейной системы достаточно подобрать такую прямую на плоскости TF* (/со), проходящую через точку

I - ~, /OJ , чтобы вся кривая W* (/со) лежала справа от этой прямой.

На рис. 17.19 показаны случаи выполнения теоремы. В этих случаях нелинейная система устойчива при любой форме однозначной нелинейности, ограниченной лишь условием (17.115). На рис. 17.20 показаны случаи, когда

Теорема справедлива также и при наличии в знаменателе Q (р) передаточной функции линейной части не более двух чисто мнимых корней, по при этом требуются некоторые другие простые добавочные условия [2], называемые условиями предельной устойчивости.

Другая формулировка той же теоремы, дающая удобную графическую интерпретацию, связана с введением видоизмененной частотной характеристики W* (/< ), которая определяется следующим образом:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 [ 176 ] 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254