Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 [ 175 ] 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

Пример. Рассмотрим систему самолета с курсовым автопилотом (в упрощенном виде), которая исследовалась в § 17.2, но только характеристику привода руля возьмем релейную в виде рис. 17.15. В § 17.2 были получены условия устойчивости системы на основании теорем Ляпунова (устойчивость системы по отношению к устаноышшемуся состоянию с постоянным значением угла курса). Теперь же будем искать автоколебания и условия, при которых они имеют место.

Уравнения самолета и автопилота согласно (17.55), (17.60) и (17.59) запишем здесь в виде

pl = F{o),

(17.101)

где ijj - отклонение самолета от заданного курса, § - отклонение руля, о - управляющее воздействие на рулевую машинку (в закон регулирования введена производная и имеется обратная связь). Пусть последнее из уравнений (17.101) изображается графиком рис. 17.15 (рулевая машинка постоянной скорости).

Положив

рф = Xi, ijj = х, (17.102)

приведем уравнения (17.101) к виду (17.81). В наших обозначениях получим:

G = kpiXi-i-k,j,X2~kocb pl = F{o).

1 Ki с.

Следовательно, в уравнениях (17.81) в данном случае имеем:

11= --у- 12-0>

й21=1,

С1 = А;рф,

22 = 0.

2 = кф,

6i= -

2 = 0, Г = кос-

Определитель (17.83) здесь будет

D{p) =

~р о

а корни его

;.1=-

;2=о.

Вычислив Nj (р) и N2 (р) согласно указанию к формуле (17.83), а также производную D {р) и коэффициенты р, Р2. h, h, по формулам (17.87) и (17.92), получим:

N,{p)==p, iv2(p)=4, D{p) = - + 2p, Pi = A;i(A:--) h=-kjci hi = ki, -kiTi.



В результате канонические уравнения (17.89) здесь будут

№ = /(а), (17.103)

po = ki /Сф--) Zi-kikz-1ocF (Р),

а выражения (17.91) для прежних переменных х, х, § через канонические % и Zg примут вид

xt = kiZi,~kiZs,

Х2 = -hTiZi + kiTiZz - kiy, ,

-kjey = kiTi(ki--) Zi + (kikpi-kiTik + кос) Zg-f ст.

Подставив Уа из последнего уравнения во второе и использовав (17.102),

получаем следуюшре выражения для исход- Еых переменных через канонические:

pikiizi - z), l = zz, Л

il==-[-pti,Zi+(A:iA:p-f A;oc)z2 + a]. j

(17.104)

Далее согласно (17.97) записываем уравнения для определения попупериода автоколебаний:


\ 1

ii ckocTi где введено обозначение

(17.105)

(17.106)

Левая часть равенства (17.105) изображается прямой АВ (рис. 17.16, а), а правая Рис. 17.16. часть - кривой 0D. Точка пересечения их

является решением, уравнения (17.105). Из графика видно, что это уравнение имеет решение только при условии

~ оо < а < 1, (17.107)

причем

О < Г < оо.

При а > 1 прямая АВ не пересекается с кривой 0D, что означает отсутствие автоколебаний при этих значениях а.

Но кроме равенства (17.105) необходимо еш;е вьшолнение условия переключения (17.98), которое в данном случае будет

fcoc + №(fc. -)th<0.



a + th--а<0. (17.108)

Следовательно, если даже значение а лежит в интервале (17.107), но не выполняется условие (17.108), то автоколебаний в системе не будет.

Для исследования устойчивости автоколебаний запишем характеристическое уравнение (17.100). Оно получает здесь вид

Случай 1 Ч- р = О, когда знаменатель обрап;ается в нуль, нереален.

Поэтому, считая 1 -- р th ф О, приведем это уравнение к общему знаменателю, использовав обозначение (17.106), что дает

21 а * 27.

= 0.

Поскольку данное характеристическое уравнение имеет вторую степень, то для устойчивости исследуемых колебаний необходима и достаточна положительность его коэффициентов. Коэффициент при р положителен. Коэффициент при р согласно (17.107) тоже положителен. Поэтому условие устойчивости автоколебаний сводится к положительности свободного члена этого уравнения, т. е.

( + .)ctbi ±.bi,>0.

Отсюда с учетом (17.107) заключаем, что имеются две области устойчивых автоколебаний:

21 /

-оо<а<0 и , <а<1. (17.109)

Между ними лежит область неустойчивого периодического решения

Т \2

2ftoc

где при начальных условиях, приводящих к отклонениям, которые больше амплитуды этого периодического решения, в системе получаются расходящиеся, колебания.

Условие а < О, где всегда имеют место устойчивые автоколебания, согласно (17.106) означает

йрф > АЛф, (17.111)

т. е. неустойчивую систему (17.110) можно сделать устойчивой автоколебательной системой путем усиления интенсивности введения производной в закон регулирования согласно (17.111). При этом необходимо параметры системы подобрать так, чтобы добиться достаточно малого значения амплитуды автоколебаний и приемлемой (по техническим условиям) частоты их.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 [ 175 ] 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254