![]() |
![]() |
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости Пример. Рассмотрим систему самолета с курсовым автопилотом (в упрощенном виде), которая исследовалась в § 17.2, но только характеристику привода руля возьмем релейную в виде рис. 17.15. В § 17.2 были получены условия устойчивости системы на основании теорем Ляпунова (устойчивость системы по отношению к устаноышшемуся состоянию с постоянным значением угла курса). Теперь же будем искать автоколебания и условия, при которых они имеют место. Уравнения самолета и автопилота согласно (17.55), (17.60) и (17.59) запишем здесь в виде pl = F{o), (17.101) где ijj - отклонение самолета от заданного курса, § - отклонение руля, о - управляющее воздействие на рулевую машинку (в закон регулирования введена производная и имеется обратная связь). Пусть последнее из уравнений (17.101) изображается графиком рис. 17.15 (рулевая машинка постоянной скорости). Положив рф = Xi, ijj = х, (17.102) приведем уравнения (17.101) к виду (17.81). В наших обозначениях получим: G = kpiXi-i-k,j,X2~kocb pl = F{o). 1 Ki с. Следовательно, в уравнениях (17.81) в данном случае имеем: 11= --у- 12-0> й21=1, С1 = А;рф, 22 = 0. 2 = кф, 6i= - 2 = 0, Г = кос- Определитель (17.83) здесь будет D{p) = ~р о а корни его ;.1=- ;2=о. Вычислив Nj (р) и N2 (р) согласно указанию к формуле (17.83), а также производную D {р) и коэффициенты р, Р2. h, h, по формулам (17.87) и (17.92), получим: N,{p)==p, iv2(p)=4, D{p) = - + 2p, Pi = A;i(A:--) h=-kjci hi = ki, -kiTi. В результате канонические уравнения (17.89) здесь будут № = /(а), (17.103) po = ki /Сф--) Zi-kikz-1ocF (Р), а выражения (17.91) для прежних переменных х, х, § через канонические % и Zg примут вид xt = kiZi,~kiZs, Х2 = -hTiZi + kiTiZz - kiy, , -kjey = kiTi(ki--) Zi + (kikpi-kiTik + кос) Zg-f ст. Подставив Уа из последнего уравнения во второе и использовав (17.102), получаем следуюшре выражения для исход- Еых переменных через канонические: pikiizi - z), l = zz, Л il==-[-pti,Zi+(A:iA:p-f A;oc)z2 + a]. j (17.104) Далее согласно (17.97) записываем уравнения для определения попупериода автоколебаний: ![]()
ii ckocTi где введено обозначение (17.105) (17.106) Левая часть равенства (17.105) изображается прямой АВ (рис. 17.16, а), а правая Рис. 17.16. часть - кривой 0D. Точка пересечения их является решением, уравнения (17.105). Из графика видно, что это уравнение имеет решение только при условии ~ оо < а < 1, (17.107) причем О < Г < оо. При а > 1 прямая АВ не пересекается с кривой 0D, что означает отсутствие автоколебаний при этих значениях а. Но кроме равенства (17.105) необходимо еш;е вьшолнение условия переключения (17.98), которое в данном случае будет fcoc + №(fc. -)th<0. a + th--а<0. (17.108) Следовательно, если даже значение а лежит в интервале (17.107), но не выполняется условие (17.108), то автоколебаний в системе не будет. Для исследования устойчивости автоколебаний запишем характеристическое уравнение (17.100). Оно получает здесь вид Случай 1 Ч- р = О, когда знаменатель обрап;ается в нуль, нереален. Поэтому, считая 1 -- р th ф О, приведем это уравнение к общему знаменателю, использовав обозначение (17.106), что дает 21 а * 27. = 0. Поскольку данное характеристическое уравнение имеет вторую степень, то для устойчивости исследуемых колебаний необходима и достаточна положительность его коэффициентов. Коэффициент при р положителен. Коэффициент при р согласно (17.107) тоже положителен. Поэтому условие устойчивости автоколебаний сводится к положительности свободного члена этого уравнения, т. е. ( + .)ctbi ±.bi,>0. Отсюда с учетом (17.107) заключаем, что имеются две области устойчивых автоколебаний: 21 / -оо<а<0 и , <а<1. (17.109) Между ними лежит область неустойчивого периодического решения Т \2 2ftoc где при начальных условиях, приводящих к отклонениям, которые больше амплитуды этого периодического решения, в системе получаются расходящиеся, колебания. Условие а < О, где всегда имеют место устойчивые автоколебания, согласно (17.106) означает йрф > АЛф, (17.111) т. е. неустойчивую систему (17.110) можно сделать устойчивой автоколебательной системой путем усиления интенсивности введения производной в закон регулирования согласно (17.111). При этом необходимо параметры системы подобрать так, чтобы добиться достаточно малого значения амплитуды автоколебаний и приемлемой (по техническим условиям) частоты их.
|
|