Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости Пример. Рассмотрим систему самолета с курсовым автопилотом (в упрощенном виде), которая исследовалась в § 17.2, но только характеристику привода руля возьмем релейную в виде рис. 17.15. В § 17.2 были получены условия устойчивости системы на основании теорем Ляпунова (устойчивость системы по отношению к устаноышшемуся состоянию с постоянным значением угла курса). Теперь же будем искать автоколебания и условия, при которых они имеют место. Уравнения самолета и автопилота согласно (17.55), (17.60) и (17.59) запишем здесь в виде pl = F{o), (17.101) где ijj - отклонение самолета от заданного курса, § - отклонение руля, о - управляющее воздействие на рулевую машинку (в закон регулирования введена производная и имеется обратная связь). Пусть последнее из уравнений (17.101) изображается графиком рис. 17.15 (рулевая машинка постоянной скорости). Положив рф = Xi, ijj = х, (17.102) приведем уравнения (17.101) к виду (17.81). В наших обозначениях получим: G = kpiXi-i-k,j,X2~kocb pl = F{o). 1 Ki с. Следовательно, в уравнениях (17.81) в данном случае имеем: 11= --у- 12-0> й21=1, С1 = А;рф, 22 = 0. 2 = кф, 6i= - 2 = 0, Г = кос- Определитель (17.83) здесь будет D{p) = ~р о а корни его ;.1=- ;2=о. Вычислив Nj (р) и N2 (р) согласно указанию к формуле (17.83), а также производную D {р) и коэффициенты р, Р2. h, h, по формулам (17.87) и (17.92), получим: N,{p)==p, iv2(p)=4, D{p) = - + 2p, Pi = A;i(A:--) h=-kjci hi = ki, -kiTi. В результате канонические уравнения (17.89) здесь будут № = /(а), (17.103) po = ki /Сф--) Zi-kikz-1ocF (Р), а выражения (17.91) для прежних переменных х, х, § через канонические % и Zg примут вид xt = kiZi,~kiZs, Х2 = -hTiZi + kiTiZz - kiy, , -kjey = kiTi(ki--) Zi + (kikpi-kiTik + кос) Zg-f ст. Подставив Уа из последнего уравнения во второе и использовав (17.102), получаем следуюшре выражения для исход- Еых переменных через канонические: pikiizi - z), l = zz, Л il==-[-pti,Zi+(A:iA:p-f A;oc)z2 + a]. j (17.104) Далее согласно (17.97) записываем уравнения для определения попупериода автоколебаний:
ii ckocTi где введено обозначение (17.105) (17.106) Левая часть равенства (17.105) изображается прямой АВ (рис. 17.16, а), а правая Рис. 17.16. часть - кривой 0D. Точка пересечения их является решением, уравнения (17.105). Из графика видно, что это уравнение имеет решение только при условии ~ оо < а < 1, (17.107) причем О < Г < оо. При а > 1 прямая АВ не пересекается с кривой 0D, что означает отсутствие автоколебаний при этих значениях а. Но кроме равенства (17.105) необходимо еш;е вьшолнение условия переключения (17.98), которое в данном случае будет fcoc + №(fc. -)th<0. a + th--а<0. (17.108) Следовательно, если даже значение а лежит в интервале (17.107), но не выполняется условие (17.108), то автоколебаний в системе не будет. Для исследования устойчивости автоколебаний запишем характеристическое уравнение (17.100). Оно получает здесь вид Случай 1 Ч- р = О, когда знаменатель обрап;ается в нуль, нереален. Поэтому, считая 1 -- р th ф О, приведем это уравнение к общему знаменателю, использовав обозначение (17.106), что дает 21 а * 27. = 0. Поскольку данное характеристическое уравнение имеет вторую степень, то для устойчивости исследуемых колебаний необходима и достаточна положительность его коэффициентов. Коэффициент при р положителен. Коэффициент при р согласно (17.107) тоже положителен. Поэтому условие устойчивости автоколебаний сводится к положительности свободного члена этого уравнения, т. е. ( + .)ctbi ±.bi,>0. Отсюда с учетом (17.107) заключаем, что имеются две области устойчивых автоколебаний: 21 / -оо<а<0 и , <а<1. (17.109) Между ними лежит область неустойчивого периодического решения Т \2 2ftoc где при начальных условиях, приводящих к отклонениям, которые больше амплитуды этого периодического решения, в системе получаются расходящиеся, колебания. Условие а < О, где всегда имеют место устойчивые автоколебания, согласно (17.106) означает йрф > АЛф, (17.111) т. е. неустойчивую систему (17.110) можно сделать устойчивой автоколебательной системой путем усиления интенсивности введения производной в закон регулирования согласно (17.111). При этом необходимо параметры системы подобрать так, чтобы добиться достаточно малого значения амплитуды автоколебаний и приемлемой (по техническим условиям) частоты их.
|