Главная ->  Логарифмическое определение устойчивости 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 [ 174 ] 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254

Подставляя это с учетом (17.85) в уравнения (17.84), находим выражения исходных неременных через канонические в виде

2j %jDCkj) i Difi) s

V iVn-i(M r.-! (0)

an-i- 2j -kjDi-kj) £ (0)

C(0)

n-1 3=1

(17.90)

Если же один из корней многочлена D (р) равен нулю, например K-i == О, то

(7 = 1, 2, ...,п~2) и = Zn-i.

В результате вместо (17.90) получаем формулы:

1=-2

3=1 п-2.

3=1 п-2

Zj - hiZn-i -

Уп-1,

Zj - hZn-i-

N2 (0)

O(0)

Уп-1,

a;n-i= -

i=i i=i

(17.91)

(17.92)

По последней из формул (17.91) определяется y i и подставляется во все предыдущие.

Рассмотрим случай, когда релейная характеристика F (а) имеет гисте-резисную петлю без зоны нечувствительности (рис. 17.15). В частном случае 4> = О это будет идеальная релейная характеристика. Искомые автоколебания предполагаются симметричньши, т. е. вторая половина периода колебаний повторяет первую с обратным знаком (несимметричные автоколебания могут встретиться только в редких случаях). Обозначим половину периода автоколебаний через Т. В течение одной половины периода, когда



а > о и согласно рис. 17.15 F (а) = с, уравнения (17.89) имеют вид

pZjXjZjc (7 = 1, 2, ..., п -1), pG= S pj-zj-гс.

Если корни не равны нулю, то общее решение этих уравнений будет

z,= - + C,cV

(7 = 1,2, ...,п-1).

где Ci, Cj, . . ., Сп - произвольные постоянные ивтегрирования. Они определяются из условий периодичности, выражающих собой тот факт, что в Рис. 17.15. конце полупериода колебаний каждая переменная

должна быть равна ее значению в начале периода с обратным знаком, а именно:

Zi (Т) = -zj (0), (7 = 1, 2, ; . ., тг - 1), и (Г) = -о (0),

если время t отсчитывать от начала рассматриваемого полупериода колебаний. В результате получаем:

-i;, (/=1.2,.. -!).

3=1 3=1

Следовательно, написанное выше решение имеет вид

а= -с

3=1 3=1 l + e >

(17.93)

в интервале времени О <i t <1 Т.

В начале полупериода (в момент переключения реле) согласно рис. 17.15 имеем о = fc. Подставив это в (17.93), получаем уравнение для определения полупериода автоколебаний Т:

(17.94)

3=1 3=1

Период автоколебаний будет 2Т. Следовательно, частота автоколебаний

2я я

Необходимо заметить, что для того, чтобы действительно произошло переключение реле, нужно согласно рис. 17.15 иметь возрастание величхшы а при а = fc, т. е. в этот момент должно быть ро > 0. Отсюда получается, что



ДОЛЖНО выполняться следующее условие переключения:

(17.95)

Кроме того, не должно быть обратного переключения реле внутри полупериода, т. е. требуется о > -b при О <С t <С Т. Это можно проверить, построив кривую а (t) по второй из формул (17.93).

Амплитуда автоколебаний для любой переменной определяется как максимальное ее значение внутри полупериода (О < <С У) на основании формул (17.93). Последние дают также и всю кривую автоколебательного процесса на участке О < < У (на втором полупериоде она повторяется с обратным знаком, затем с прежним знаком и т. д.).

В случае, если один из корней %j- равен нулю, например Xn-i = О? то формулы (17.93), (17.94) и (17.95) заменяются соответственно следующими:

т также

= -[(Sf+){4)

j=l 3=1

(17.96)

(17.97)

(17.98)

Устойчхшость автоколебаний определяется на основании уравнений данной системы в малых отклонениях от исследуемого автоколебательного процесса. Эти уравнения являются линейными уравнениями с периодическими переменными коэффициентами. Согласно теории Ляпунова (приводится без вывода), необходимым и достаточньш условием устойчивости автоколебаний является отрицательность вещественных частей всех корней следующего характеристического уравнения:

2j 17 --=г,

2 kjT

(17.99)

а еспиЯ 1 = 0, то

2 Я,-Г

(17.100)

где через р, как и везде ранее, обозначена переменная характеристического уравнения.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 [ 174 ] 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254