![]() |
![]() |
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости Подставляя это с учетом (17.85) в уравнения (17.84), находим выражения исходных неременных через канонические в виде 2j %jDCkj) i Difi) s V iVn-i(M r.-! (0) an-i- 2j -kjDi-kj) £ (0) C(0) n-1 3=1 (17.90) Если же один из корней многочлена D (р) равен нулю, например K-i == О, то (7 = 1, 2, ...,п~2) и = Zn-i. В результате вместо (17.90) получаем формулы: 1=-2 3=1 п-2. 3=1 п-2 Zj - hiZn-i - Уп-1, Zj - hZn-i- N2 (0) O(0) Уп-1, a;n-i= - i=i i=i (17.91) (17.92) По последней из формул (17.91) определяется y i и подставляется во все предыдущие. Рассмотрим случай, когда релейная характеристика F (а) имеет гисте-резисную петлю без зоны нечувствительности (рис. 17.15). В частном случае 4> = О это будет идеальная релейная характеристика. Искомые автоколебания предполагаются симметричньши, т. е. вторая половина периода колебаний повторяет первую с обратным знаком (несимметричные автоколебания могут встретиться только в редких случаях). Обозначим половину периода автоколебаний через Т. В течение одной половины периода, когда а > о и согласно рис. 17.15 F (а) = с, уравнения (17.89) имеют вид pZjXjZjc (7 = 1, 2, ..., п -1), pG= S pj-zj-гс. Если корни не равны нулю, то общее решение этих уравнений будет z,= - + C,cV (7 = 1,2, ...,п-1). где Ci, Cj, . . ., Сп - произвольные постоянные ивтегрирования. Они определяются из условий периодичности, выражающих собой тот факт, что в Рис. 17.15. конце полупериода колебаний каждая переменная должна быть равна ее значению в начале периода с обратным знаком, а именно: Zi (Т) = -zj (0), (7 = 1, 2, ; . ., тг - 1), и (Г) = -о (0), если время t отсчитывать от начала рассматриваемого полупериода колебаний. В результате получаем: -i;, (/=1.2,.. -!). 3=1 3=1 Следовательно, написанное выше решение имеет вид а= -с 3=1 3=1 l + e > (17.93) в интервале времени О <i t <1 Т. В начале полупериода (в момент переключения реле) согласно рис. 17.15 имеем о = fc. Подставив это в (17.93), получаем уравнение для определения полупериода автоколебаний Т: (17.94) 3=1 3=1 Период автоколебаний будет 2Т. Следовательно, частота автоколебаний 2я я Необходимо заметить, что для того, чтобы действительно произошло переключение реле, нужно согласно рис. 17.15 иметь возрастание величхшы а при а = fc, т. е. в этот момент должно быть ро > 0. Отсюда получается, что ДОЛЖНО выполняться следующее условие переключения: (17.95) Кроме того, не должно быть обратного переключения реле внутри полупериода, т. е. требуется о > -b при О <С t <С Т. Это можно проверить, построив кривую а (t) по второй из формул (17.93). Амплитуда автоколебаний для любой переменной определяется как максимальное ее значение внутри полупериода (О < <С У) на основании формул (17.93). Последние дают также и всю кривую автоколебательного процесса на участке О < < У (на втором полупериоде она повторяется с обратным знаком, затем с прежним знаком и т. д.). В случае, если один из корней %j- равен нулю, например Xn-i = О? то формулы (17.93), (17.94) и (17.95) заменяются соответственно следующими: т также = -[(Sf+){4) j=l 3=1 (17.96) (17.97) (17.98) Устойчхшость автоколебаний определяется на основании уравнений данной системы в малых отклонениях от исследуемого автоколебательного процесса. Эти уравнения являются линейными уравнениями с периодическими переменными коэффициентами. Согласно теории Ляпунова (приводится без вывода), необходимым и достаточньш условием устойчивости автоколебаний является отрицательность вещественных частей всех корней следующего характеристического уравнения: 2j 17 --=г, 2 kjT (17.99) а еспиЯ 1 = 0, то 2 Я,-Г (17.100) где через р, как и везде ранее, обозначена переменная характеристического уравнения.
|