![]() |
![]() |
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости мы. Существуют, конечно, и такие функции V (ж, х, . . ., которые соответствуют всей области устойчивости. 2. К сформулированной выше теореме Ляпунова необходимо добавить, что понятие устойчивости по Ляпунову допускает, чтобы при знакоопределенной функции V производная от нее W была не обязательно знакоопределенной или знакопостоянной, а могла быть и тождественно равна нулю во всем рассматриваемом фазовом пространстве. В этом случае, проводя аналогичные, прежним рассуждения, легко убедиться, что изображающая точка М (рис. 17.10) будет оставаться все время на какой-нибудь одной из поверхностей V = const, куда ее забросили начальные условия. В результате система хотя и не будет асимптотически приближаться к установившемуся состоянию, но все же будет все время в достаточной близости от него. Теорема Ляпунова о неустойчивости нелинейных систем. Поскольку предыдущая теорема Ляпунова дает, вообще говоря, только достаточные условия устойчивости и поскольку кроме области устойчивости нелинейная система может иметь целый ряд особых областей (см. § 16.1), то может возникнуть потребность в отдельном определении области неустойчивости путем использования нижеследующей теоремы Ляпунова, которая дает достаточные условия неустойчивости системы. Теорема формулируется так: если при заданных в форме (17.46) уравнениях системы п-го порядка производная W (xi, х, . . ., Хп) от какой-нибудь функции Ляпунова V {х, х, . . ., ж ) окажется знакоопределенной, причем сама функция V в какой-нибудь области, примыкающей к началу координат, будет иметь знак, одинаковый со знаком производной W, то данная система неустойчива. Справедливость этой теоремы иллюстрируется геометрически следующим образом. Пусть для какой-нибудь заданной системы второго порядка (п = 2) найдена такая знакопеременная функция V (х, х), для которой производная ![]() Рис, 17.11. - Х,{х х,)- Xs (a;i, жа) = W.{xi, x) оказалась знакоопределенной положительной. Пусть при этом линии V {х, х на фазовой плоскости располагаются, как указано на рис. 17.11, где линии АВ и CD соответствуют значениям У = О и разделяют те области, внутри которых F > О и F < 0. Возьмем изображающую точку М, как показано на рис. 17.11. Поскольку там F -< О и везде =4>о. то изображающая точка М с течением времени будет двигаться и пересекать линии F = С, переходя от меньших значений С к большим. Она может при этом лишь временно приблизиться к началу координат, но в конце концов будет неограниченно удаляться от начала координат. Это соответствует расходящемуся процессу, т. е. неустойчивости системы. Аналогично можно показать справедливость теоремы и для системы любого порядка п, проводя те же рассуждения для п-мерного фазового пространства. Наиболее полно решение нелинейных задач теории регулирования с применением указанных теорем дано в известной книге А. И. Лурье [81], Где предложено брать функцию Ляпунова в виде квадратичная форма плюс интеграл (см. также [98]). Приведем два примера применения изложенных теорем Ляпунова к исследованию нелинейных систем автоматического регулирования. Пример учета нелинейности привода регулирующего органа. Такой пример применительно к системе самолета с курсовым автопилотом (в упрощенном виде) был рассмотрен в работе А. И. Лурье и В. Н. Постникова. Схема данной системы автоматического регулирования представлена на рис. 17.12, а. ![]() Регулируемый объект (самолет) Свободный гироскоп ЧЭ.П \у I Скоростной И я гироскоп Регулирующий орган (руль) глектро-деивашель Жесткая ![]() Рис. 17.12. Пусть все звенья системы являются линейными, за исключением электродвигателя (с редуктором), для которого будем рассматривать его реальную характеристику (рис. 17.12, 6). Она может иметь произвольное криволинейное очертание с зоной застоя (при \ V \ <Ъ- и с зоной насыщения (при \и \ > Ь). Наклон характеристики и ее криволинейность могут быть любыми, лишь бы только соблюдались условия dF dU >0, F>0 при Z7>bi и F<0 при &i. (17.54) Требуется найти условия устойчивости данной системы автоматического регулирования. Уравнение самолета как регулируемого объекта в грубо упрощенном виде будет {Тгр -М) РФ = -fci6, (17.55) Где ф - отклонение курсового угла самолета, б - отклонение руля. Уравнения чувствительных элементов (гироскопов с потенциометрами): Уравнение обратной связи Us = кЬ. Уравнение усилителя и = + keU - k-jUg. Уравнение электродвигателя с редуктром и рулем pb = F{V), где F {U) задается графиком рис. 17.12, б. Уравнения (17.56), (17.57), и (17.58) можно свести к одному: (17.56) (17.57) (17.58) (17.59) (17.60) кф - kjc, кр, - kgkg, кос - kjc-j. Для перехода к уравнениям вида (17.46) введем новые переменные: 3 Tifeifep т. безразмерное время Tikikp (47.61) (17.62) С введением этих переменных дифференциальные уравнения всей систет мы (17.55), (17.59), (17.60) преобразуются к виду (17.46), а именно: -37-= -x + f{xs), dx dxo (17.63) .з?де fejfe (17.64) f{xs)=F{TihkpXs), т. е. функция / (xg) имеет все те же свойства, что и заданная функция F {U) (рис. 17.12, б), и отличается лишь масштабом чертежа по оси абсцисс в связи с заменой переменной U на Xg согласно третьему из равенств (17.61). Установившийся процесс полета при данной системе согласно (17.55), ;(17.59), (17.60) и графику рис. 17.12, б будет иметь место при 6=0, р=о, iK-, (17.65) т. е. наличие зоны застоя двигателя приводит к тому, что в установившемся процессе курсовой угол может принять любое постоянное значение в пределах (17.65). В новых переменных (17.61) установившийся процесс полета определяется значениями: xi = 0, Ж2 = О, Tihkp (17.66) чему соответствует любая точка отрезка АВ в фазовом пространстве <рис. 17.13, а). При отыскании условий устойчивости рассмотрим два случая: у > 1 и О < Y < 1. . Случай у > i. Возьмем функцию Ляпунова в виде
|