Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Логарифмическое определение устойчивости Регулирующий орган (контакты К, скачком включающие и выключающие сопротивление 2г является нелинейным звеном релейного типа. Выходная величина его - сопротивление г цепи возбуждения - меняется скачкообразно при срабатывании Е F 6J л ! I Рис. 16.17. и отпускании реле, т. е. в зависимости от величины тока /а в цепи катушки 2 электромагнитного реле. Это изображено на рис. 16.17, а, где /ср и /отп - токи полного сра-батывания и отпускания реле. Для составления уравнения такого нелинейного звена удобно, как всегда, ввести отклонения A/g и Дг от некоторых постоянных значений 1\ и Л . Как указано на рис. 16.17, а, принимаем 1 + -Ср (16.35) Тогда характеристика данного нелинейного звена в отклонениях примет вид рис. 16.17, б, симметричный относительно начала координат (релейная характеристика с гистерезисной петлей). В связи с этим уравнение нелинейного звена (рис. 16.17, б) будет Дг = Ti sign (Д/а - ti) при Дг = Г1 sign (Д/з + ii) при dh dt >0, <0, (16.36) (16.37) где выражение sign (AI - н) обозначает знак величины (АТ - ц). Формулы (16.36) и (16.37) отвечают соответственно движению вправо по линии ABCEF (рис. 16.17) и влево по линии FEDBA, причем в точках С mD происходит переключение реле (перескоки в точки Е ш В соответственно). Уравнения линейной части системы (16.33) и (16.34), имея в виду исследовать переходный процесс при / (f) - О, объединим в одно: {Тр + 1) {Тр + 1) Ah = ~1фАг. (16.38) Постоянные значения, от которых производится здесь отсчет отклонений переменных, определяются из алгебраических уравнений условного номинального установившегося режима f/ = (i?i + ri)i, (i?2+i? )/ = C/ , 11 = + /ср с использованием реальных характеристик генератора. Система автоматического регулирования курса водяной торпеды. Возьмем описанную в § 1.3 простейшую схему (рис. 1.20). Уравнение вращения торпеды вокруг вертикальной оси (рыскание по курсу) как регулируемого объекта запишем приближенно в виде 4- = -сф, (16.39) где ij; - угол отклонения торпеды от заданного направления, / - ее момент инерции относительно вертика.пьной оси, сф - момент сопротивления среды (воды), - момент руля, б - угол поворота руля. Разделив (16.39) на Cj, получим уравнение регулируемого объекта в виде (16.40) Чувствительным элементом является трехстепенный гироскоп, поворачивающий рычаг заслонки в системе питания пневматической рулевой
Рис. 16.18. машинки на угол, пропорциональный углу отклонения торпеды. Следовательно, уравнение чувствительного элемента будет S = к., (16.41) где S - величина перемещения заслонки из нейтрального положения. Будем считать, что поршень рулевой машинки 3 (рис. 1.20) при открытии заслонки, быстро получая полную скорость, мгновенно ) перебрасывает руль из одного крайнего положения в другое. Б таком приближенном представлении лпнейная часть системы ограничивается уравнениями (16.40) и (16.41). Единое уравнение линейной части системы поэтому будет {Т + 1) ps = -кфф. (16.42) Рулевая машинка вместе с рулем (привод и регулирующий орган) представляет собой нелинейное звено, уравнение которого согласно вышесказанному моншо представить либо в простейшем виде (рис. 16.18, я) б = с sing S, (16.43) либо, если имеется заметная зона нечувствительности (рис. 16.18, б), в виде 6 = 0 при -b<;s<;-rb, < . . [ (16.44) 6 = csigns при s>o, J либо, если существенное значение имеет гистерезисная петля (рис. 16.18, б), (16.45) .иибо, наконец, в простейшем случае, но с запаздыванием (рис. 16.18, г) } (16.46) 6 = csign(s-Ъ) при ps>-0, б = с sign (s-Ь Ь) при ps<:0, 6 = .csign(s-st;) при ps>0, б = с sign (s-1-I St; I) при ps<:0. 1) Точнее, за такое малое время, в течение которого торпеда не успевает заметно повернуться, т. е. много меньшее возможного периода колебаний торпеды. S, S (т), (16.47) причем т - время запаздывания срабатывания реле. При исследовании системы в целом можно принять один из этих четырех вариантов в зависимости от того, какой из них лучше будет соответствовать свойствам данной релейной системы. § 16.3. Уравнения систем с нелинейностью в виде сухого трения и зазора Приведем примеры составления уравнений для нелинейных систем с сухим трением или зазором в механической передаче. Следящая система с линейным и сухим трением. В § 5.7 составлены уравнения следящей системы в линейном виде. Рассмотрим теперь такой случай, когда к линейному моменту трения Мт добавляется еще момент сухого трения Меч, имеющий постоянную величину, равную некоторому значению с, и меняющий свое направление (знак) с изменением знака скорости вращения объекта (рис. 16.19). Следовательно, теперь уравнение управляемого объекта примет вид = Мвр - - Мч, ЛГвр = cii , = срр, (16.48) где р - зтол поворота вала управляемого объекта, причем McT = csignpP при рфО,\ -сМеч< + с при рр = 0. j (1- Важная особенность сухого трения состоит в том, что это (в отличие от релейных характеристик) далеко не всегда означает мгновенное переключение величины Мс1 при рр = 0. N/fcr - Здесь возможны два варианта: 1) рр = О и I Мвр I > с, -Pfi-brPfi 2) рр = О и I Мвр К с. (16.50) В первом случае скорость объекта рр пройдет через нулевое значение и его движение будет продолжаться, без остановки дальше по закону (16.48). Во втором же случае произойдет остановка управляемого объекта, в течение которой будет иметь место не переключение, а медленное изменение величины AfcT в интервале -с Мст + с (или обратно), причем Мст будет принимать все время определенные значения
Мс, = Мвр (рр = о, I Мвр I < с). (16.51) В этом случае движение возобновится снова только тогда, когда вращающий момент достигнет значения Мвр = с и превысит его. Если же остается Мвр < с, то система будет неподвижна. Поэтому положение равновесия управляемого объекта оказывается неопределенным внутри некоторого отрезка, а именно при любом значении Мвр < с. Этим определяется зона застоя системы. Застой проявляется в том, что, с одной стороны, система не будет двигаться при изменении угла задатчика в определенном интервале и, с другой стороны, что система будет обладать ошибкой из-за сухого трения в положении равновесия. В процессе же движения системы в одну сторону с любой скоростью сухое трение внесет постоян-
|