Главная ->  Области применения постоянного тока 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91

Для останова дв1и агыя нажимают па кнопигу Стон Контакты кнопки Tt пет кат5 ШКН toHiaiciopa .7 рат .[каются, кок тактор срабатывает, его силовые контакты размыкаются и от-1лючают цвшател!. от сети переменного тока. Другие кон-raFiTbi кнопки Стоп laMi.iKawT пепь катушкн контактора /, кс*г:актор срабатывает и свситми салоьым! голтаъгтами подключает оомотку гтатора двигателя л сети носгояшгого тока. Своими вспомогат1ЬНЫ.\1и ко11так-тами контактор шунтирует жноику Стоп. Козникает динамическое тормо*енке+ и Д1зи1а-Тйть быстро останавливается Одноаремеичо с размыканием силовик конгакюв контактора Л paiMbaiiacrcH м cfo вспомогательный KuHiaK-r D liciTH катушкн реле врсмегн РВ. Реле накипает огслет вре.мсни. По пронгествии oiipL-jcut;iii!oro премекн, иа которое ОНО рассчитало, якорь реле отиадас! и рвтмыьнгет свои контакты в цепи кагунлги контактора Т. iCoHiaiciop Гсра-багываст - ралмыкаст свои силовые контакты и огключает двшатель от сети постоянною юка. Схема возврашаегся в исходное наложение - она сяоза i оюва к очередному пуску двигателя. Времв выдержки реле времени РВ должно быть несколько больше времени торчожения. в противном случае динамическое тормижсн]1е прекратгтся раныис. чем лпигатьть ocjaHOBHTcsr,

Замкну-гис пепомотдтеЛЬние кантак-ти контатггора Тв цепн катутоки Л и зспомоглтельные ковгакты контактора Л в цепи кдуутпкн г iipcaarnpaniaior возможность одновременного Включения контакторов Т 1л Сопротивление ограчичива?! atiaiettHc тока при динамическом горможенин.

В £ИС-Смах автоматкческои упрупления наюдят широуое применение лсктро.магнитные реле mi liroeuiioro дейС1-вия. Они нсппл1-1утотся как лромсжутолные реле п как токовые pe.ic, рс-мм напряжения cooiHeiciBcinro лля токовой и 1гулевой ащит Ре.те Имеют йллт.пгое разнообратие конструктивных форм нс-П01тнення ojiiBKo устройсТЕО н припдип лействин этих рале такие :е. как у .зск-трочагннтнй! о реле bikmphii. юлько у hhs не-]- дополинтельной короткозамкнутой обмотки, HOifio.My якорь OTHaiaer сразу же, как то-ЛЬо обмо1ка птключае1*я от Сели. Реле бынакл исремемного и ностоякпото тока, с катушками, рассчитапнымя д.:1я jjpa-T-ieTbuoro и послеловакльвого включения в цель. На. рис 1? 10,б Pocpaxeiio х7еитро.ма1 пит-лм реле переменного тока.

OuHcaiEiibTo выше а1П1араты 1тспольумзiся не то-ibKO д.1я управления пуском, торможением и регулированием частоты вращения Двшателя, но такжс атя автоматизации пронлаод-стиенных механизмов и поточных линий в соответствии с технологическими требованиями. При 1ТОМ кроме раглцчЕЪа КОн-


Рис. L2.il. Инлукцнон-ный путевой выклю-чигель

такторов R реле лрымеяиются ы другие

аппарата - ттутевые выключатели, электромагниты, комднлоаппараты, различные датчики и т л Нлнйолее часю yLpaH.icanc прон1подствепнымн меда-ниэмдмн ocymcciBJiucics н функции пути (голоження отдельных jjjiob wcsa-нтпма) нли времени деАавак учлпп В 1ТОМ случае используются nyitBhie выклточатсли, реле времепч. промежу-тояныс реле.

Существуют [леяанилсскис путевые выключатели, фотйвык-ночатсли и л>кгтонньте выключатели. Ирныцин действия мслапичсекнх путепъп: пмкл>олателей аналогичен действию KdOHoE Пуек и Стоп. На кнопку вопленствует человек, на рычаг пуleaoio выключателя - виступ, укреплепний на хтементе межанича. Принцип десгвия иицукциоиного выклю-чатсия (рнс. 12 11) плключается сле,иЮ1Цем

К-Л1у1111кл L пекидпмжнши 1.-1>деч11и*а J дхдинена плрал-jte.ibHO с к01щсясатпром с и чсрс-i катушку промежуточного реле P1I аключен в Спь переменного юка Пара ч)стри I. н С подобраны так, hid aeiu. находигсм в соскзянии резонанса токо¥, когда магнрггная цепь сердечника 1 замкнута {нкорв 2, cBHTiariiniiJi с мсхапилмом г!аг1им ет положение, указанное ва рне. 12.11); вследствие птого ток п катутнке реле относнтельво мал и якорь реле не 1Ери1яиут. Ко1да же голвнжный srKopb 2, СВйЗаыНЫЛ с jUifiMCHioM механьима, адймс! положение, укалап-ное пунктиром, м£Гнитная цень сердечника i окажется разомкнутой и инэдтггиэкость катушки L рсто умены11ш1;л. Реслаие в леттк парунгится, ток в катуппге реле РП резко возрастет, eio якорь притянется.

Таким обравон, импульс BffjEiKKaer в том случае, КОГДа один ллекгеггг механизма занимас! опрсделсгпше положеггае от-15оентсл1.но друюго. и есть управление и фуикцин пути (по-слксннс механизма). Автомагизаиня в функции нут н времени малег быЕь пиясяена иа npuNtepe простетпего меканнзма, н1-ображеиною на рис. 12 12.а, Элсмс1гт мсхагртпма ЭМ по теыю-логнчесним услодвям после нджшия на кнопку Пуск должен сонершать воэврашо-постуттатеплгое движение Hi левого в лразое полоясенне к iraocopor до iiix нор, пока пе наж\гут ыа К1£оНку Стоп. При -зтом в каждом НЗ Крайних голожеггай мек*-инэм ЗА/ должен иетаваться В состоянии покоя [есколькс1 се-куид, например и левом - 20 с, в правом - 40 С. леменг механизма через систему передач приводится в действие асиш-

13 O.iKhTipivifjii-.Ji 521



i эи i

4кв1 IT

Рис. [2Л2. ТЛалннлм (a), силАвак схема (fi) н тема управлспия U .унггти оута в времени (t)

paiiirLihr иоротномкмутым двигателем, скловая схема которого изображена на рис. [212,6 Схема управления, обссисчиваю-ШМ заданный режим работы ЭМ, иаображена на рис. 12.12й.

Допустим, что перед иуском должен налодиться

в истолном JjfiBOM положе1ттг. При нажатии Eia тнопку Пуск срабатывает рнлс РП и одним своим кимтарггом шуигирш: кнопку llyc/L. а через другой полает налряжспие ira остальную чашь схемы управлевия. В результате катушка реле времени FBi получает питание, так кик Koirraicr гтутевого выключателя КЗ ъ цепи KH-iyuiKH реле РВ замкнут вследствие того, 4ic вы-ciyii ЗМ действует ыа рычаг путетюго Bbitireiarcns К8. Реле PBi начинает отечитмватъ Ере*1я Обмотки остальные аппаратов питаггия не получают, так как хонтак:1ы соответствующил аппаратов г песыл ид катуптек раомкну1ы После отсчета аа-данного иремеки реле PBi замыкает сызй контакт в цени катушки коигактора коитаЕТОр срабатывает и своими скловы-мн коыакгами включает дbшarc:Jь а сеть; 3\f наниимт перемешаться вперед- Вспомо1ап.-льЕ1ый гонтакт контактора шунтирует контакты pcjic РВ Это сделано для тпго, чтобы не 6bLl0 нрсрдапо питание катушки котггакторя В аосяс тот о, как выступ I ЭМ сойдет с рыча/а ХБ, и его контакты в цепи катушки РВ, раломкиутся

После 101 как ЭМ, перемещаясь вперед, аймет ijaeoe положение, выступ ЭМ нажмет на рыча! иутсвото выключателя КД При этом олин т контактов КВ и цени латушки гонтак-гора 3 pafыкaelcя, контактор срабаэываст и отнлючае! двигатель. Другой контакт КВз в цепи катушки реле времени РВ

1ам11ткается и реле начинает отсчет времени. После отсчета времени, в течение которого ЭМ должстг ианолиться в иепо движном состоании, контакты реле РВ2 замыкагатсн и включают катупгку контактора Н (ко[гажт KS в ее пеня замкнут ТАК кап высгуи I ЭМ не действует на рычаг KBi). Силовые

контакты контактора Н Бключатот дгигателг и ЭМ начинает перемеиаться плево. Олновремситю блокировочный когггажт Н шунтирует контакты реле РВд л В шя tojo, ч1о6ы катушка И не лишитась питания ш-?а ра-шыкания контактов реле PBj, когда выступ 1 ЭМ сойлет с рычага КВ. При лостижепии ЭМ крайнего левого положения выступ / М нажимает на рычаг KBf, одни его контакт отключает катушку контактора И и двв-г;1тсль астанав 1 икается, а дру оа KUHiati включасг катушку РВ, П<жлс trrcHcra времени, ссогветствующето времени необ-лодимоЁ стоянки в левом крайнем потоженни, реле ГВ срабатывает и HKJiioiacT ео1ггактор В. Происходит включение двигателя, и ЗМ Е1ачи11аст перемещаться вправо Таким обра-10М, механизм будет работать до тег пор, пока пе тгажмут на кнопку Сл1!л!. После иажатня на кыоие? Сгяоп катушка реле РП лгапаетсн пита1шя п кошгакты РП отключают катушкн всс\ ап-[щрагов. В результате двигатель оаключйСгСл оГ сети и ОСтанЯ-ьяиьаегся.

БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Релейни-контвгторЕые системы управления, несмотря на нд широкое распространение, обладамт существетпнми недостатками, обусловленными Ч пернун> очередг, тем, что аппараты управления имеют движущиеся чаетн н иицшижНые амыкакь чгке к ра.мыкаюшис кон1а]£;1ы. Кон1ак:1ы и нодвшкные lacm допол1.]1о быстро ннашнйаютси, ЧТО npuEozniT Et иарупкиню средине ИНН mtnamy контактами F вы7[ол> ту строя некоторьтч

аппаратов Н всей сдемы управления Осо6с1гно сильно недостатки релеЙРО-коптакторных систем проявляются прн антона-тЕпядии СЛОЖНЫХ тсхыс1л01ычески}( пропессоин поточных ливий }[ т. п., где HCHOJib-jyMTCfl сотни, а иногда и тысячи контакторов, ptLie, пунгаык КЫК,1ЮЧатеяеи и др. Вероятность парутпепия коп-т,чт;то& етароиятс!! пеп.нд существенной и работа системы - ненадежной.

В последнее время появипнсъ н бшстро оиелряются бескои-iQiTTHU аппараты, навиваемые лшическими leMCHiaMH. Логические элементы НС ИМСЮ1 движущихся частей, подвижных коя-тлкгов н ofiiiajajot значительным сроком службы. Системы автоматического управлепня с логичсскимн элс.меы1НмИ несрав-НЁПНО тгалежпей, чем рслсйно-соитаклирные снстекш.

IS * 553




Рис. E2.13.. К OniMA;i

тлгмент (si и его релейный

рмнти й); логический

Логичсскви jJicMciiT прелстачляет co6l h >сгроЙ1;тво (рва 12,1оХ имеющее одип илн несколько яходо и один нихол- Логические вденеты дыполпяются па лолупроволнини-вых приборах,

С помощью лотическнн .Э.1емеыиа ыажао осущестллять большое Hijcjo разнообразйыл логнчесних операции. Например, у логических, алсыентоз, випол1тл1отгтн\ логическою функцию ИЛИ, при подаче лш нала isa любой ат. трсодов П0АВЛ11е1Ся Сш-па нл выходе. У лошческих алснентов, виполпкюп1их логическую функцию И, сигнал на выходе появляется лпнг , п том случае, если пг]да1ги снгидлы на все влоды. У jiotH-iccKoro лс-меыта НЕШЕТ) сигнал на вьгаоле исле-зает при ионн ichmu lhi-иала па входе. В качетпве примера использования лопгчесгия ллсмептои рассмотрим схему вышлсиия контактора К двитате-лл посредством :1псятр.:-мат НВТНЫД рсле и .joi ическогг> ]лемен-

та И. OMOjKd KOHiBKTopa К в релейном зариаше {рис. 12.13,i>) получает ДИТанне в юм случае, сели та\п:нутъ] все КОН! акты реле РГГь РПа- fi- Обыоткн пк\ реле получают гитатте. если будут лазякпуты вяолные контакты Ь, с. При испо.л1.:эованив логического лпемеита и (рис. 12.13, в) обмотка контактора К □о.11учает питание, если будут замкнуты Контакт а, Ь, с на выходе логическою 1леыс1п-а. Условное обозначение ли]ичс-скш цементов И и ИЛИ приведено в табл. 12.2.

12.7. ОЫЦИЕ ВОПРОСЫ ЭЛЕ1СТРОСНАБЖЕН ИЯ ПРОМЫШПЕННЫХ ПРВДПРИЯТИЙ

Сисде.чой A-iem роен ай жени я ндзывдется сйвокуиное гь устройств, служэтцих для цередачм, преобразования и рзспре, [е-леним хтеиггричссчой -чтергни. Система злек1роенаСжсиия про-мьпилеяною ирсдприятна пpeлнлчilчeнa для снабжения здск-трттгергией приемников, к KOJopbiM отеюснтся лектролвнгате-.]н рах-ичны>[ производственный Мехй11из.чив, ллсктрилсские

печи, устатюпкн апектричесЕой сьаркн, освстителглпле, эле1стро-лианис ycraiTOBKH И Г. Г.

Исючникши плектртпсргтпт янтиются leiuioBuc T3CJ или гтлравднческие (ГЭС) JДL:ктpичct:киc станции, электрическая > ерг11й иа когорых вырабатывается ситгкронныин leueparopa-vji третфаэного lOTta. Поопеднне приводя rt:H в ппиясение со-отж:тсгзе1П1о пароиымн И Гидравлическн.чи турбинами. На теп-онык 1ле1ггроста1Н(Няч. Происходит иреобразовалнс тепловой irtCpiHH нри сгорании угля, газа W г. д. }]а агомныл а.1сктро-СданцинА lL llЛDвaя лнергия есть iWrijJibiai расщспленн атомов урана или других ралиоактивньтх темснша в аюкПЕык реакторах. ГндрспурСнны исполвгуют 1нертию падающей

ппд1л.

Н Сопетскогчт Союзе созданы круннейхиие в мнрс тсгнювые, гнлранличсские и атомныо эдеетростаншш, Uciyiuuiu в строй КуйОьинсаскан, Волгоградская Б1>дтская> Красноярская ti рха других крупных щдростанцнй Действуют Нопо-Ворот1ежская, Ьелоярская и дру1нс ато.мныс л.-1екгростатп1:ии. Мо!Ц!тые тепловые зотектростандин расгтолагзЕотся в мисга.х Gojiluiha аапа-еов нефти, raia, угля, перевозка которых железнодорожным н BOAinjM транспортом пег кономнчна. Электрическая juepina or далсиник алеггроста!щий к промышлеит-тм районам nepft-дяе1Ся иосредС1нам нысиконнигьтных iuhhh пекгроперелачн iiepe.MCHHOiO юка ирн напряжении 110, 220, 400, 750. 450 кВ. С>тнествун т линии передачи ня постоянном шкг при напряжс-]ii ло 750 кй и строится линия на 1500 кВ. В крупных lopoiajL и промышленных pafioEax, где со tcxho.ioi нчским устоаиям требуются горячая вода и пар, сооручсаются теплоэле :1роцен-iTKLiH (ТЭЩ ТЭЦ удоплстзоряюгг технологические нужды про-мшллс1тпмк предприятии в нпре R горялей воде и одновременно выра6а1ываю1 JUiCKLpo Jtiepr uio.

Для обсспсЕсннн &cc[iepet)oh]№ro С1та6жекня П01ребИ1елсн, удобства рсмп[та и Боигсс рацио!1лл1,ттого использования :ick-

зрооБорудования, а гакже в qtuii jkohomhh топл1ша 5лектро-станшш промышленных районов соединяют мсж,1у со?>ой пы-соковолынымн линиями в общее знер1 етнчсск1>е кольттог На рнс. 12.14 HiofipaKena система :зи1сктроснаб жения кромьин-тсн-ного района.

Электростанции промышленного ралопл (ТЭС. ТЭЦ, ГЭС с помощью высиховольтньп роэд>-шныл линий ЛЭП отдатот вырабатываемую ялгектроэнсртию л нысоково.1ь:ьое кольцо, оборудиианнсс нескилькими pacnp&uejiHT[:jTT.jnjTLfH полстаицая-мн РПС. Oi нодсгаыцнй >нергря но н1.[спкпв1пле.пн,ем ио-Ли м нли ка)сльнкгг линиям подстунаст на центральные распределительные 1юдС1ан1ДШ ЦРП промыпглеиисло пред-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91