Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Электроакустические и звукотехнологические устройства Phc. IB. Электрическая схема корректирующего операционного усилителя МС 1439 (фирмы Моторола). (Сопротивлении резисторов указаны в омах, индуктивности катушки в генрн емкости конденсаторов в фарадах). микрофона вполне возможно), то выход трубки, размеры которой малы пэ сравнению с длиной волны, был бы сферическим излучателем нулевого порядка (см. § 1.3.2). Рис. 19. Частотные характернстикн (дсйствн-тельнаи составляющая коэффициента передачи) акустического зонда до и после иоррекцнн н эквивалентные уровни мешающего шума. I - после коррехцяк: S - до корркнцнн: 3 - уровень наоряжевив шзгнв широ-коА полосе; * - уоовиеграы-ыа гоуыв в третьоятавных полосах. 0,063 0,1250,25 0,5 Дли измерений в слуховом канале применяют акустические зонды с диаметром трубки от I до 2 мм. Дли того чтобы можно было проводить нзне-реиин непосредственно у барабанной перепонки, иа трубку одевают насадку н мягкого пластика. Звуковое поле при этом искажается неэначптельво, в чей можно убедиться, введи в слуховой канал вторую эоеднрующую трубку и наблюдай, как изнеияетси иапряжеиие на выходе первого зонда. Резонансы трубки зонда могут быть либо задемпфированы минеральной или металлической ватой, либо скорректированы электрически. Литературный обзор по вопросам измерений с использованием акустических зондов приведен в гл. 2.2. Здесь рассмотрим только один специальный микрофон, разработанный Лоусом в 1972 г. и применяемый автором киигн во многих измеренинх. Размеры этого микрофона приведены па рис. 16. В основу конструкции положены элементы набора зондов фирмы Брюэль и Кьер> (Копенгаген). Трубка зонда изогнута так, что позволяет измерять звуковое да-влеине на расстоянии 0,5 см от входа слухового канала н прн надетых головных телефонах (вненпшй днанетр трубки зонда - 1 ми, внутренний - 0,6 мм). Иа рнс. 17 показано крепление микрофона, видно также устройство для фиксации положешш головы эксперта. Особенность этого микрофона состоит в том, что с помощью специального коррентирующего усилители (рнс. 18) неравномерность частотной характеристики в слышимом диапазоне частот можно уменьшить до ±1 дБ. На рнс. 19 приведены частотные характеристики микрофона-зоида до и после коррекции. Кроне того, здесь же приведен измеренный с помощью треть-октавных фильтров уровень электрических шумов на выходе цепи, в которую включен микрофон, катодный повторитель, прсчварительный усилитель и корректнру ющий каскад. Электрические шумы эквива.лентны широкополосному акусти ческону шуму на входе микрофона с уровнен громкости от 50 до 55 фон. Полученный относительный уровень помех совершенно недостаточен для высо кокачественной передачи нузыки, по вполне удовлетворителен для большнист ва изнерений. 2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ СЛУХ В СЛУЧАЕ ОДНОГО ИСТОЧНИКА Анализ физических и психофизических свойств пространственного слуха целесообразно качать с простейшего с физической точки зрения случая -иа-личнс одного источника звука. Зная физику форнированни звуковых сигналов у барабанной перепонки при одном источнике, произвольно расположенном относительно эксперта, ножно иа осиованнн пршщнпа суперпозицнн распространить полученные выводы на .1юбые конбинацин источников, поскольку уравнения звукового поля существенно линейны. С точки зреннн пснхофнзической дело обстоит гораздо сложнее, поскольку органы нервной снстены, участвующие в оценке ушных сигналов н выработке ощущения положения слухового объекта в пространстве, не ногут рассматриваться как линейные системы. Хотя в принципе психофизические паранетры пространственного ciyxa при одном источнике справедливы н для нескольких источиннов, но специфика явлений в последней случае требует некоторых Существенных дополнений. Говоря о ссдинственном нсточнике звука, будет понимать источник звука в свободном звуковой по.че, где нет отражений. Отраженный звук ножет * Впредь буден оперировать трсня понятиями уровня. 1. Уровень звукового давления L, дБ: L=20 log-, где ро=20 нкНм- . Ро 2. Относительный уровень звукового давления L, в дБ: /.=20log-, где рш - порог слышнности исследуеного звукового объекта. 3. Уровень гронкости Л в фонах: Pi, кГц Л=20 log -. где ро=20 нкНн- ; ри кГц -уровень звукового давлении тона с частотой 1 кГц в месте расположения эксперта, в случае когда субъективные rpOHKociii этого тона и исследуеного звукового объекта одинаковы (сн. стандарт ДИН-131В. 1969 г.). рассматриваться как зв>к мнимого зеркальио-расположешюго источника. Этот случай описан в разд. 3. Свободные звуковые поля существуют в природе, это, к примеру, поле источника звука, устаиовлениого иа вершине холма. Hi заснеженном или заросшем высокой травой поле. В лабораторных условиях свободное звуковое поле достаточно точно можно создать в заглушённой камере. Много исследований пространственных свойств слуха проведено с использованием головных телефогюв. Их результаты рассмотрены в настоящей главе (§ 2.3.2, 2.4.3) в той степени, в какой они касаются пространственных свойств ciyxa прн наличии одного источника. 2.1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ РАЗМЫВАНИЕ В последующих главах подробно рассмотрены пространственные свойства слуха, сделана попытка раздельно проанализировать свойства и функции физических и психофизических элементов и выяснить их значение для системы в целом. Однако перед тем, как приступить к рассмотрению деталей, целесообразно обсудить общие возможности н свойства системы. Другими словами, перед тем, как рассматривать роль, которую в формировании слуховых ощущений играют, например, ушиые раковины, целесообразно поставить более общий вопрос: насколько хорошо человек вообще ощущает лространствениость звуков? Для этого сначала определим два понятия: локализацию и размывание локализации. Локалыэачил -правила н законы соотнесения ощущаемого положения слухового объекта в пространстве с определенным признаком или признаками звукового или другого возбуждении, коррелируемого со слуховым ощущением. Примеры: взаимосвязь между воспринимаемым положением слухового объекта и местом расположения источника, между опущением направлении на объект (ориентацией) н бинауральнымп различиями уровня звукового давления, между ощущением направления иа слуховой объект и поворотом головы и т. д. Размывание ло/галиэочии -нниина.1ьное изменение данного признака или признаков звукового возбуждения, которое вызывает ощ>щснне смещении слухового объекта в пространстве (по направлению или удаленпостн). Размывание локализации - свойство локализации. Примеры: размывание четкого ощущения направлении на слуховой объект при боковых смещениях источника звука; размывание ощущения расстояния между слушателем и слуховым объектом прн нзнененнях спектрального состава сигналов. И для случая одного источника звука, н для более общего случая нескольких источников с этими понятиями связаны два частных вопроса: где располагается слуховой объект при данном П0.10ЖСИИИ реального источника (вопрос локализации); каким должно быть минимальное нзненеинс положении источника звука для того, чтобы вызвать минннально заметное оищение смещении слухового объекта (вопрос размывания локализации). Б употреблиенон ианн смысле слова локализация - это показатель (оператор) отображения точек пространства источников звука в точки пространства слуховых объектов. Оба пространства не идентичны, и положения источников звука н слуховых объектов не всегда совпадают. Локализация ножет зависеть не только от положения источника звука, но нот характера излучае-ного сигнала, а также от предыстории звукового события. В некоторых условиях эта зависимость может быть многозначной, т. е. один источник звука ножет вызвать ощущение нескольких слуховых объектов. Кроне того, в определенных пределах локализация ненястся н от экспертв к эксперту. Она подвержена также вреиеннын колебаниям, которые практически не поддаются учету. Явление размывания локализации свидетельствует о тон, что слуховое пространство в меиьп1ей степени дифференцируемо, чем пространство источников звука. Объемная разрешающая способность слуха оказывается нень-
|