Главная ->  Электроакустические и звукотехнологические устройства 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

можно полно соответствующего полю s помсщеннн иа сторше передачи. Такое поле, создаваемое средствами электроакустики, называют синтетическим полем Вторая исходит из возможности создания оптимальной электроакустической передачи тогда, когда иа стороне приема для слушателя создаются точно такие же ушные сигналы, какими они были в помещении иа стороне передачи. При реализации этого используют ушные сигналы (принимаются микрофонами, передаются н воспроизводятся ва стороне приема). Способы передачи построенные по этому принципу, можно назвать головными , поскольку для приема >шных сигналов (сы. рис 30) используют искусственную голову.


Рнс. 171. Установка для электроакустической имитации звуковых по.1ей (вокруг эксперта расположены 65 громкоговоритечей).

Рассмотрим способ синтетического звукового поля. Для того, чтобы в помещении иа стороне приема искусственно воссоздать звуковое поле, аналогичное полю на стороне передачи, необходимо точно снмитировать примой звук, все отражения и реверберацию. Ясно, что решить эту задачу в отношении поля всего помещения иа стороне передачи практически невозможно. Однако достаточно точно можно искусственно воссоздать звуковое поле определенного места помещения иа стороне передачи, например места в концертном зале. Для этого использ>ют множество громкоговорителей, которые и помещении на стороне приема (лучше всего-в заглушённом) располагают вокруг сл>шателя так. чтобы имитировать направление прихода отражений, н множество громкоговорителей, имитирующих диффузное поле реверберации. Необходимые для отдельных громкоговорителей или групп громкоговорителей сигналы подаются и распределяняся с помощью фильтров, регуляторов, линий задержки, ревербераторов. Уииверсальнан установка для иынтация синтетических полей создана в Институте физики Геттпнгенского университета (рис. 171). Установка подробно описана в работе Мейера, Бургторфа и Дамаске (1965). На ней проведены эксперименты, результаты которых приведены на рис I4Q и 164.

Метод синтезирования Позволяет достаточно полно имитировать естественные зв>гл<пие поля и, следовательно, проводить ряд исследований, которые не



\ых ПОЛЯХ. Так. например, установка поз-

могут быть проведены в ecTi ...

воляет быстро чередовать звуиовые поля с направленно упрлвлясиымн свой-стваын. позволяя экспертам проводить непосрелственные сравнепия. Установка позволяет изменять параметры звукового поля в самом помещении иа стороне передачи, например диффузность и время реверберации (Кноулс. I964-. Клсйс. 1955; Фермейден, iSSfe. 1958; Мейер и Кутруфф. 1964).

Для большей естественности передачи звуковых полей методом акустического синтеза необходимо большое число каналов воспроизведения. Требуется также довольно сложная аппаратура в помещении передачи для обра-


V 4

Рис. 172. Простан система передачи Рис. 173. Схема четырех канальной пространственной информации . системы звукопередачн (квадрафо-

ния).

ботки прямых звуков, отражений, реверберации. Поэтому для практического использования в технике звукопередачн этот метод в чистом виде не применяется. Однано если не требовать абсолютную естественность эвукопередачи, то система ножет быть каниого упрощена.

Рис. 174. Принцип воспроизведения сигналов от искусственной головы с помощью грон-коговорителей способом Традис . Показана схена передачи только одного из двух сигналов (Pll).


Отиосительно простаи no составу аппаратуры на стороне передачи и числу каналов передачи система (рнс 172) была предложена Ашофом (1966) и Веид-тон (1950). Перед громкоговорителем устанавливают два микрофона: одни на расстоянии меньше радиуса реверберации, другой иа расстоянии значительно больше радиуса реверберации. Первый прпиннает преимущественно прямые знуки, второй - реверберацию. На стороне приема прямые звуки воспроизводятся единственным громкоговорителем, реверберация - несколькими параллельно включенными громкоговорителями, определенным образом расставленными по периметру. Установка позволяет создать для слушателей простраи-ствениое впечатление, весьма схожее с впечатлением иа стороне передачи. Информация о направлениях к источникам звука не передается. Недостаток способа состоит в том. что воспроизводимый несколькими параллельно рабо-

13-810



таюшнни гроыкоговорителянн одни сигнал реверберации ис может создать в понещ нии дост точно диффу и пол Иногда возни а д же эфф су ны когда реверберирукхцнй зву щушаетсн остро ло ли в ннын > оловы слушателя. Этот неприятк й эффект можно ослабить есл и енить на обратную полярность кекоторы громкоговорителей. Кайбс (1965) предложил систему с двумя каи ла и передачи и четырьми гром оговорителя и которая отличается от описаннип выш,. .еы, что предусматривает передачу дополнительной ш]формаш1Н о направлеииих к источникам звука.

Радиопромышленность в последвее время все более широко использует в выпускаемой акустической аппаратуре способ с четырьмя каналами передачи. Схема такой системы с устройствами звукоприема показана иа рнс. 173. Способ нвадрафонии позволяет передавать информацию как о направлениях к источникам звука, так и о ревербераинн. Более клн менее точно передаются направления прихода звука во всей горизонтальной плоскости (СфЗбО*). Одиако четырех громкоговорителей и каналов явно недостаточно для того, чтобы синтезировать исходную акустическую среду (места коипертиого зала) настолько полно, чтобы опытный слушатель ие смог заметить сушественных от.гачий от естестваиюй звуиовой картины.

Так называемые головные способы звукопередачи позволяй более простыми средствами обеспечить иа стороне приема почти такие же слуховые ощущения, как на стороне передачи. Принцип головной систем вук пере дачи показан на рнс. 30. В иоисщенин на стороне передачи устанавлив ют искусственную го.1ову>, имеющую уш - (Да аске и Вагенер, 1969; Кюрер, Пленже и Вилььчнс, 1972). Сигналы арабанн t перепонок искусственней головы подаются на головные тел и сп рта. В идеале свойства каиаюв должны обеспечивать TaH>io передачу, чтобы сигналы у барабанных перепонок эк пе т ли такиии же, как еслн бы он находился в месте распо.1ожеиия и кусст и гол )вы . Вместо головных телефонов для подачи эксперту сиги л р айн X перепоион искусственной головы можно взять также гром г в рител Это может быть достигнуто так называемым способом Т предл енным Бауэром (1961) и осуществл иным Дамаске и Мел-

лертоы (1969/1970: 1971) и Дамаске (1971). Данный способ при применении двух громкоговорителей позволяет избирательно подавать сигналы иа каждое ухо. исключая взаимные проникания сигналов одного уха в другое, имеющие место в свободном звуковом поле Принцип способа показан на рнс. 174. Пусть на левое ухо подается сигнал Pll- Одн вр енно иа правое поступает нежелательная составляющая pLU. Для ее п дав ния используют второй громкоговоритель, излучающий компенсирующий сигнал -рд (его сумма с первым дает нуль). Составляющая компенсирующего сигнала, попадающая обратно на левое ухо, уже настотько слаба, что полностью маскируется сиги м р При воспроизведении громкоговорителями сигналов искусе.венной головых способом Трапнс эксперт дочжен находиться в строго oпpLдeлeпнoм месте (Вилькенс, Пленже и Кюрер, 1971).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74