Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Электроакустические и звукотехнологические устройства и прн этом эхо не слышно. Кривая равногронкнх слуховых объектов прямых звуков в эха и здесь проходит выше порога, но одинакова с ним по ферме. При длительности задержки 15 не уровень отражения, равногромкого с прямым звуком, должен быть выше ив Ю дБ. Паконсц, пороги уровня отражений, при которых эхо ощущаетсп как мешающее, описываются кривой пересекающей кривую равных громкостей в точке, соответствующей 65 мс н при уменьшении задержки круто аозрастают. При задержках менее 50 мс мешающее эхо, как правило, больше не возинкдет. Верхняя кривая - это порог, выше которого прекращается восприятие прямого звука. К этому явлению мы вернемся в § 3.1.3. О 20 40 БО ВО 100т Рнс. 134 Рис. 134. Сопоставлсняе различных порогов слышимости отражений (стандартная стереофоническая расстановка громкоговорителей, базовый угол а= =80*) по данным измерений Хасса (I95I); Мейера в Шоддера (1952); Бург торфа (1961) и Серафима (1961). / - прямой звук пе слышен как самостоятельный (подавление первичного звука): 2 - перрнчныВ sayjt я sxo равногромки {Солее 6 экспегтол]-. З - по мет ет {ВО акспсртов): порог слышниостн а алее 6 акспертоо: 5-абсолютный слумаоН порог (1-? эжсперта). Рис 135. Пороги слышимости эха нрн стандартной стереофонической расстановке громкоговорителей (базовый угол а= 800: речевые сигналы среднего темпа (около 5 слогов/с)-/ -БО дБ. речь, 6 SKcncpToe: У -25 дС; Л-55 вВ. речь, \Ь мгепептов. При измерении порогов слышимости эха очень важно, чтобы критерий его определения был по возможности более точно оговорен с экспертами. На рнс 135 приведены результаты измерений псфогов слышимости эха, проведенных Мсйером и Шоддером (1952) и Лохнсром и Бургером (1958). Мейер п Шолдер в свонх экспериментах использовали критерий эхо едва слышно . Лохнер н Бургер требовали от экспертов показаний эх чет ппо стытно . По-видимому, в этом состоит одяа нз причин того, что I нв Me ера н Шоддера. снятые прн том же уровне прямого сигнала рэ по гаются ниже кривых Лохнсра н Бургера. Значительные расхождеи-я - ривых в о lacTH малых задержек также объясняются разкы н рнтерня в субъективп оценки. По Мсйеру н Шоддеру эхо считал ь сл шиы и тогда огда оно распоз-нввалось только по изыепеиню направжвия к слуховому объекту, хотя как самостоятельный объект уже не ошушалось. Это происходило прв наступлении эффекта локализации суммы. Поэтому кривые Лохнсра и Бургера в иа- ием определении приближаются к порогам. По этим кривым вВАио также, что порог эха зависит от уровня прямого звука. Дамаске (I97I) исследовал пороги слышимости эха шумовых импульсов в зависимости от их длительности (рис. 136, о), Прквда, длн своих экспери* ментов он не применил стаидартиую стереофоническую установку. Прямой звук поступал к эксперту строго спереди, в отражение - сзади, под некоторым углом в горизонтальной плоскости. Использовались критерии Мейера и Шоддера. При увеличении длительности импульсов и задержках менее 15 мс пороги слышимости эха снижались, а прн задержках больше 15 мс - повышались. Завнсимостн порогов сльшгнмостн эха прн задержках больше 15 не от
to 60 во мс 100 Рнс. 136. Пороги слышимости эха шумовых импульсов различной длительности (о), уровень звукового давлении ие приводится, падение звука спереди-So, спереди слева или спереди справа -(1 эксперт); схематические кривые громкости к гипотезе Дамаске (I97I) (б), согласно которой эхо слышно всегда в тех случаях, когда область перегиба кривой суммарной громкости превышает положительное аиачевие порога. уровня прямого сигнала (Лохнер н Бургер) я от длительности импульсов (Дамаске) имеют одинаковые вид при условии, если в обоих случаях параметром служит громкость слухового объекта. В этой связи Дамаске (I97I) считал, что по виду кривых завнснности громкости от длительности задержки можно вывести критерии длк ооеикн момента возникновения эха. На рис. 136. б приведено несколько кривых громкости, полученных расчетным путем с использованием модели Цвнкиера (1966) Сплошные кривые соответствуют случаю, когда нрясутствуют и прямые звуки, и отражения, штриховые - случаю, когда отражения для прослушивания экспертам не предлагались. Согласно гипотезе Дамаске эхо возинкает всегда в том случае, когда вершпиа кривой громкости превышает положительные значения порога. Из рнс 134 можно видеть, что кривая порога эха я кривая равных гром-костей прямого звука н эха одинаковы по форме (в том числе и для случаи больших уровней эха). На рис. 137 приведено несколько кривых равной громкости для различных типов сигнала. Можно считать, что характеризуемые ими взаимозависимости справедливы и для ворогов эха. Так, например, максимум кривой тем выше и соответствует тем меньшей задержке, чем больше сигналы имеют характ) импульса. Эта зависимость соответствует действительности н вытекает также из результатов измерений Данвске (1971). Объяс- исиие этому можно дать также иа основе аремегшых функций громкости Порог слышпмостн эка зависит пе только от вида измерительных сигналов, ио и от длительности задержки отражения и от уровня пряного снгиала, что видно из приведенных кривых. Следующий важный параметр - направление прихода звука, поскольку пряной звук и отражение иа пути к барабанным перепонкам претерпевают линейные искажения, различные для разных папрааленнй прихода звуков. Измерепия зависимостн порога слышимости эха от направлений прихода эву-коа были проведены Бергером (1965 а, б). Эксперт получал от установленного перед инм неподвижного громкоговорителя тоиалы1ые импульсы Гаусса. Ши- 20 V0 ЬО 80 MC1Q0 Рис. 137. Кривые равной громкости прямого звука и эха для различных сигналов. Кривая о -щелчки с огрониченной снизу полосоП чжстот {400 Гц, 60 дВ, несколько экспертов, по Давиду и Хансону. Ifl62): 0 -речь {ВО дБ, 5 акспертов, по Лохнеру я Бурге-ру. 1958): в -речь {ВО дБ. 15 экспертов, по Хаасу. 1951): г - речь {65 дВ. 20 экспертов, по Мейеру и шоддеру. 1952); д -тональные импульсы {ВО дБ, I кГц. 100 мс, 6 экспертов, по Лояиеру н Бургеру. 1968). рина полосы частот импульсов соответствова.ча частотным группам. Второй громкоговоритель мог плавко поворачиваться в горизонтальной плоскости и излучал отражения с фиксированными задержками 10, 25 и 50 мс. Иа рис. 138 приведены кривые зависимости минимальных углов между направлениями прихода прямого звука и отражения, при которых эхо слышно. Измерения были проведены и для случая, когда прямой звук приходил в горизонтальной плоскости под углом (р=25 (кривые получились другими). Поскольку при определенных условиях отражение ие участвует в форми-роваини слухом ощущения направления иа слуховой объект, то это наводит иа мысль о тон. что в слуховом аппарате происходят процессы торножеиии. По-видимому, оценка слухом состааляюших бниауральиых сигналов, являющихся отражениями, осуществляется с частичным или полным их подавлением. Иногда это явление называют также маскировкой . Данные о характере процесса торможения могут быть получены нз слуховых экспериментов ври двхотическом способе прослушивания сигналов через головные телефоны. Ниже кратко описаны некоторые работы в этой области. Интерес представляет случай, когда прямой звук подается на одно ухо. а отражение-на другое. Очень легко такой режим прослушивания можно обеспечить с помощью головных телефонов. Было установлено, что и в этом случае закон первой волпы сохраняет свою силу в определенных пределах. При одинаковых уровнях прямого сигнала и отражения нижняя граница спра- Маскировкой в узком смысле слова называется повышение порога слы-шиностн одного (маскируемого) звука в присутствии другого (маскирующего звука. В зависимости от очередности их во времени различают опережающую маскировку (маскирующим является звук, пришедший первым) или запаздывающую (маскирующий звук приходит после маскируемого).
|