Главная ->  Электроакустические и звукотехнологические устройства 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74


ческой точки зрения голова уменьшается до размеров теннисного мяча (Бауэр н Торик. 1966). При одинаковых в сравнении с воздчшнсй средой иаправ.чениях прнхода звуков слуховые объекты нод водой располагаются ближе к медианной плоскости и часто - непосредственно у головы клн в самой голове

Зрительные теории пространственного ciyxa основаны иа том, что ощуще-ияе места слухового объекта зависит от того, что видит эксперт во время прослушивания н где находится видимый объект. Повседневная жезнь подтверждает это предположение Так, например, известно, что телезритель, как правило, слышнт наблюдаемого диктора именно в том месте, где его изображение находится на экране. И только стоит закрыть глаза, как он обнаруживает, что слуховой объект находится ис на экране, а рядом с нпм, т. е- в месте.

где находится громкоговоритель.

Стреттоя (1887) проводил слуховые эксперимеиты, используя специальные очкн, ко-горые давали опрокинутое изображение ( вверх-вниз ). Ои установил, что еслп слуховой объект находятся в поле зрения, то и оп слышится опрокинутым К.лснм (1918) описывает эксперимент с яс-пользопавием двух микрофонов, расставленных слева и справа от эксперта. Напряжение микрофонов подавалось на головные телефоны перекрестно с левого микрофона на правыП течсфон н с правого микрофона на левый телефон. Перед каждым микрофоном был усановлси малоточск. н оба они поочередно издавали удары. Когда эксперт закрывал глаза, удары молоточка слышались вз оСргткых по срввясиию с истиняымн иаправ.лении. Но как только эксперт открывал глаза п начниа.1 виимательпп следить за движениями молоточков, удары слышались из направлений, совпадающих с наблюдеинямп, т е. слева когда ударял .левый молоточек, я справа -когда ударял правьп!. Если через несколько минут эксперт опять закрывал глаза, то это ощущение какое-то время продолжалось, затем постепенио возвращалось к исходному перекрестному восприятию направлении

Хельд (1955) проводил слуховые эксперименты, снабдив экспертов устройством, известным под названием псевдофон (рнс. 119). Эксперты надевали головные телефоны, на иотсрые поояваля сигналы от двух микрофонов, расставленных по диаметру головы с небольшим сдвигом по окружности в горизонтальной плоскосгй. Когда эксперты закрывали глаза, то. как и следовало ожидать, слухопой объект воспринимался из направлений, сдвинутых относительно истинных на угол сдвига микрофонов отиоснтельио ушной осн. С открытыми глазами эксперты не ощущали разницы в по.чоженнях нсточнняа звука и слухового объекта.

Джеффри U Тейлору (1961) в эксперименте с головными телефонами удалось вызвать ощущение перемещения слухового объекта из головы вперед благодаря тому, что перед экспертом загоралась электрическая лампа (зюпс-рнмеит проведен только на одном эксперте). Гарднер (1968) сообщает об эффекте, который он назвал cproxirtiity -Image -eltecU ( Эффект ближнего объекта ). Он состоит в том, что если перед экспертом вдоль продольной ося установлено несколько громкоговорнтелеА. то с открытыми глазами ои ощущает слуховой объект в месте нахождения ближайшего громкоговорителя.

Клемм (1909) иа основании очевидной теидеиции слияния в пространстве слуховых н зрительных объектов сформулировал так называемый закон пространственного совпадения , который гласят, что при возбуждении различных

* Первым название псевдофон применил для своего устройства Томсон в 1879 г.

Рис. 119. Установка псевдофон (положение головы экспертов ие зафиксировано).



Органов чувств создаваемые этими возбуждениями ощущения нмеют тенденцию слияния в пространстве. Дли формулирования закона он руководствовался наблюдением о том, что именно при одновременном воздействии световых н звуковых раздражений зрительной я слуховой объекты, покидая свои места, сближаются в пространстве. Однако и для этого закова имеются ис-ключеннв.

Так. например. Эверт (1930). используя в ькспсрнмеите оптическую систему, аналогичную предложенной Стретоном (отличне состояло лишь в том, что вместо призматических очков он применял систему лпнз. опрокидывающую стороны видимого пространства), обнаружил, что н в этих условиях эксперт может приучнть себя лоцнровать слуховой объект в действительном направления на нсточннк звука. Влауэрт (1970) измерил размывание локалнзацнн рсчн в продольном (вперед - назад) направ.чеинн с одновременяым показом говорящего на экране телевизора н без него. Схема этого эксперимента показана на рис 120. Громкоговорители (установленные на расстоянии 7 м перед экспертом) включались в случайной последовательности н нзлучалн слоговую группу длительностью по 6 с каждая. Эксперты должны былн сообщить, откуда исходит звук: слева нля справа, сверху или снизу относительно осн эрсняя. Пря включенных телевизорах нм. нроые того, AaBa.40Cb указание зрительно следить за нзображсинсм на экране. Было установлено, что размывание локализации направления к слуховому объекту как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях не зависит от появляющегося одиовремеиио со звуком изображения диктора иа экране (20 экспертов, громкость 35 фон).

Итак, мы установили, что в формировании у человека ощущения слухового объекта участвует н зрительное воздействие. Какое из этих воздействий окажется превалирующим прн расхождении нх по пространственному признаку, зависит от задачи, которая ставится перед экспертом. Наблюдаемые здесь явления очень напоминают оценку слухом монауральных признаков ушиых сигналов, когда эксперты сознательно подавляют информацию о месте слухового объекта с тем. чтобы сосредоточить свое внимание иа другой ниформацни.

Зрительные теории в рассмотренном яами узком смысле следует отличать от теорий регистрация движений тела, которые здесь играют такую же роль, как движения головы в моторяых теориях пространственного слуха, рассмот-

-,£-


Рис 120. Схема эксперимента по измерению порога смещения локализаннн но иаправ.ченню прн одновремеипой эрнте.1ьной стимуляции.

о-первая серия эксперимектоа (гориэоитальния плоскость): б -вторая серил экспеии-меитов (медпаинви плоскость).



репных D § 2.5.1 (Баллах, 1940). Эти движения следует также отличать от так называемого звуко-зрителыюго рефлекса, который проявляется в том, что слушатель иепронзвольио следит глазами за источником звука (Паульсен, Эвертсен, 1966). Условием этого рефлекса является предварительное (по меньшей мере приблизительное) распоэнаннс направления прнхода звука. Праада, эти движения глаз сопровождаются ощушенпем перемещения слухового объекта (Гольдштйи и Розенталь-Файт, 1926; Риян и Шер, 1941 я ранее Пирс. 1901). Весьма возможно, что в какой-то степенн справедливо и высказанное Гюттихом (1937) м Мейер-Готесбсргсром предположение о том. что движения глаз позволяют более точно совместить направления к слуховому объекту и источнику звука.

Рнс. 121. Схема внутреннего уха (слуховой я вестибулярный аппараты).


7 -ампула; 2 -стремя: 5 -опальное окно: 4 - полукружный квнвл: 5 - преддверие ушного лабиринта со статолитвмн: -мешочек со стнтолитями; 7 -улитка.

Вестибулярные теории. В основу вестибулярных теорий положена предпосылка о том, что в процессах пространственного слуха участвует и вестибулярный аппарат. Это значит, что, кроме физических факторов возбуждения слухового аппарата, нео&соднмо исследовать и такие факторы, на которые при формированин ощущения слухового объекта реагирует вестибулярный аппарат.

Понятием вес1нбулярный аппарат нлн орган равновесия объсдннены те части внутреипего уха. которые реагируют яа изменения положения головы U тела человека в пространстве, а также на направления движения тела В него входят три полукружных канала (ducli scmirirkularis), преддверия ушного лабиринта и мешочек. Ампулы преддверий ушного лабиринта я мешочков образуют чувствительные окончания, так называемые статолиты. Схематически устройство внутреннего уха (упрощенно по Де-Бурле, 1934) показано на рис. 121. Подробнее Описание внутреипего уха и библиография приведены у Бишофа (1966). Гроена (1972).

Несколько предварительных замечаний о факторах (входных величинах) воздействия иа вестибулярный аппарат. Раздражителями вестибулярного аппарата являются механические силы. Для полукружных каналов - это центростремительные силы и возникающее под их действием давление в ампулах Для статолнтов - это силы тяжести, ииерцин я центробежные силы. Кроме того, существует целый ряд факторов нефизнологнческого раздражения вестибулярного аппарата. Одни из способов раздражения, основанный иа воздействии тепла, широко используют в отоляриигологнн. Ои состоит в том. что в слуховой канал впрыскивается нагретая или охлажденная жидкость. Создаваемый под воздействием жидкости перепад температур приводит в движение эидолимфу, что служит раздражением аппарата. Часто в литературе дискуссируется вопрос, может ли звуковое колебание во внутреннем ухе вызвать раздражение вестибулярного аппарата. Учитывая механическую природу звука, а также особое место вестибулярного аппарата в анатомии организма, можио видеть, что этот вопрос не лишен глубокого смысла.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74