Главная ->  Электроакустические и звукотехнологические устройства 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

Таблица I

орижвкн которых т

Уч1ствукя1не органы чувств

HasBSRM теория

Делеяне чсорвЯ по категория!

Звук в воздухе у одной ила обеях барабанных перепонок

Гн слуха (одно

ухо,

Монауральные воздушные

Бнпауральные различия ушных сигналов

Орган слуха (оба уха)

Бкнауральные воэдуш* иые

Звук в воздухе у барабанных перепонок н костный звук

Орган слуха

Костные

Звук в воздухе у барабанных перепопок и свет на сетчатке глаз

Органы слуха и зрения

Зрительные

Звук в воздухе у барабанных перепонок я в вестибулярном аппарате

Орган слуха и вестибулярный аппарат

Вестибулярные

Звук а воздухе у барабанных перепонок и у осязательных рецепторов

Орган слуха н орган осязания

Осязательные

Движения головы и обусловленные ими изменения звуковых сигналов а воздухе у барабанных перепонок

Орган слуха и вестп-булярный аппарат, а также рецепторы напряжений, положения, на-правления, орган зрения

Моторные (теории поворота)



паются сл)чайнис ошибки, что всегда надо учитывать. Для систематизации результатов измерений используют обычные средства статистики, а для интерпретации-методы оценки и проверки взвешивающей статистики (см. Гилфорд, 1950; Зигель 1956; Граф-Хенпиг-Штаиге. 1966; Кройсциг. 1967 и др.).

Статистические методы обработки данных построены на предпосылке того, что получет ые рсзу ь а ы измерений представляют собой выборки из заданной совокупности о обраниыс по случайному закону и независимо один от другого. Поэтому и выбор экспертов для слуховых экспериментов должен также быть случайным Однако это требование обычно полностью не удовлет-воряется, так как руководитель эк псримеита часто прибегает к услугам экс> псртов-добровольцев н уже из их числа отбирает наиболее 17одхолпщих - об-ладающ! х нормальным слухом Необходимо иметь в виду, что нарушение указанных предпосылок ограничивает общий характер результатов измерений.

Другой принципиальный вопрос можно ли вообще обобщать ( объективизировать ) результаты измерений, полученные по высказываниям экспертов. При измерен! ях фи ическнми методами обычно предполагают, что по.чучасмыс результаты независимы от экспериментатора и, следовательно, в принципе всегда верны н объективны . Такое утверждеинс объясняется способностью большинства людей совмещать положение стрелки с меткой на шкале прибора, или считывать цифровые показания без вносимых различий. Более глубокий анализ показывает, однако, что и эти показания людей сугубо И11дивидуа.1ьны. Следовательно, физические и психофизические измерения не отличаются тем, что первые в принципе объективны, а вторые - субъективны. Различие между ними состоит лишь в степени совпадения результатов, даваемых разными лицами. Поэтому в практике психофиэпческих измерении принят специальным коэффициент, характеризующий степень этого совпадения, - коэффициент объективности (Гилфорд, 1954; Сикстл, 1967). Полная объективность соответствует совпадению результатов двух измерений, будь то результаты полученные одним экспертом в нескольких последовательно провсдсшшх экспериментах или несколькими экспертами в одном групповом эксперименте. Можно также сказать, что полная объективность достигается в случае, когда исследуемые процессы обладают статистическим свойством эргодичности. Результаты исследований пространственных свойств слуха, имеющиеся в литературе, очень редко сопровождаются расчетом объективности, поэтому построенные иа их основе теории вызывают серьезные сомнения.

При построении схемы замещения эксперта (см. рис. 1-3) было принято, что входными величинами являются признаки звуковых объектов. Будем считать чалее. что множество возможных входных величии относится ко всем признакам физических явлений и процессов и определенным образом корре-лнруется с положением слухового объекта в акустическ м пр странстве Для обиаруження таких яв.1ений и процессов цсчесообразно сходить из вопроса о том. какие органы чувств человека участвуют в создании фиэио.югического состояния мозга, вызывающего слуховое ощущение. Тогда в качестве коррелируемых можно рассматривать признаки, связанные с органами чувств, др\-1ИМИ словами, признаки, иа которые как иа сигналы реагируют органы чувств - принимают их, обрабатывают и передают дальше (так называемые адекватные раздражения).

В табл. 1 приведены психофизические теории пространственного слуха, физические явления и процессы, корреляция которых с ощущением положения слухового объек а либо уже доказана, либо предполагается. Воздушные теории названы основными (базисными), потому что любая теория пространственного слуха основана на анализе звуковых колебаний в возаухе у барабанных перепонок. Только в тех случаях, когда звуковые си иа ты у барабанных псрепс юк неоднозначно связаны с ощущением места е о происхождения, к анализу дополнительно привлекают дру не фн нческие при наки (дополнительные теории). По числу органов чувс в участвующих в слуховом процессе, теории слуха можно разделить на одиосенсорные и много сн ориые. Наконец, признаком деления теорий иа статические и моторные служит состояние головы эксперта: неподвижность или обязательные рефлекторные движения.




1.3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

В предыдущей главе были рассиотрены некоторые основные вопросы психофнэнческих измерений. Показано, что объект исследований (эксперт) в процессе слухового эксперимента выполняет две роли. Он одновременно и объект нсследовапий и измерительный прибор. Функции эксперта как измерительного прибора состоят в том, чтобы по заранее оговоренным правилам давать количестве1гаую оценку своим ощущениям слухового объекта (например, направлекне на источник звука или расстояние до него), т. е. выдавать численные данные измерений. Разработаны специальные методы, позволяющие экспертам давать свои показания с максимально возможной точностью. Неко-

Рис. 4. Система координат для слуховых экспериментов (г-радиус; tp - азимут; б - угол возвышения)

/ - фронт1льи1я плоскость; J -уеднш-няя плоскость: Э йжправление Н1зах: 4 - напрявлевпе аперед: S - горизонтальная плосжость

торые нэ них, используемые в изучении пространственных свойств слуха, кратко рассмотрены далее.

Очень кратко рассмотрены также некоторые основные свойства сигналов н акустических полей. Один из параграфов посвящен специальным измерительным приемникам звука, предназначенным для измерения звукового давления в слуховом канале и ушиых раковинах. Укажем, кстати, что при исследовании пространственных свойств слуха параметры локализации (положение слухового объекта, место расположения источника звука, точка, в которой проводятся измерения, и т. д). как правило, задаются системой сферических, отсчитываемых относительно головы эксперта координат. Это означает, что при любом смещении головы система координат смещается вместе с ней Поскольку человек не может менять положение своих ушей относительно головы, то привязка системы координат к голове одновременно является в привязкой к ушам.

Впредь (если не будет особых оговорок) будем пользоваться системой координат и направлениями отсчета углов, показанными на рис. 4. Начало ко-(фдннат помещено в середину отрезка между верхними точками входов слуховых наналов.

Верхние границы слуховых каналов и нижние границы глазниц лежат в горизовтальной плоскости (принятая в междунаро ноч масштабе черепная горизонталь ). Фронтальная плоскость проходит через -рхинеточки слуховых каналов и перпендикулярна горизонтальной плос Медианная плоскость

перпендикулярна и к фронтальной и к горизонтальной плоскостям. Все три плоскости пересекаются в начале координат. Если считать, что череп имеет симметричную форму, то медианная плоскость будет и плоскостью симметрия

1.3.1. Психометрические методы

Методы измерений психофизики и психологии (так называемые психометрические методы) можно разделить на две группы:

I. По роду оценки измеряемого параметра, требуемой от эксперта. В соответствии с четырьмя видами шкал различают методы оценки по номинальной, порядковой, интервальной и относительной шкалам.



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74