Главная ->  Электроакустические и звукотехнологические устройства 

1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

1. ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемой книге излагаются результаты слуховых экспериментов, т. с. экспериментов, в ходе которых исследуются слуховые ощущения, возникающие в определенных условиях. Под ощущением, или восприятием, здесь и далее понимаются только осознанные ощущения. Исследования ощущений проводятся рваными науками и под различными углами зрения. В принципе различают две постановки вопроса: философскую (что такое оценне вообще?) и научно-техническую (как возникают ощущения?).

Первый вопрос касается сущности восприятий, и ответ на него дает представление о взаимоотношенияк воздействия и вызываемого им ощущения. Ответ гласит - воздействию противостоит ощущение ocosnairaoro его восприятия. Если воспринимающего назвать обычным понятием субъект , а предмет восприятия объект , то KqjOTKO ответ на первый вопрос можно сформулировать так: восприятие есть взаимосвязь субъекта с обьектом (Лунг-витц, 1923, 1933; Бензе, 1961). Не существует ощущения без субъекта, как нет его и без объекта

Второй вопрос связан с условиями возникновения ощущений. Поскольку оиения обусюалеиы физиологическими процессами в организме субъекта, то более широко этот вопрос можно сформулировать так: какие процессы должны происходить в организме и какими должны быть внешние условия для того, чтобы у субъекта появилось ощущение объекта. Именно дайной проблеме и посвящена книга.

Исследуемый организм -это человек, участвующий в слуховых экспериментах. Для краткости будем называть его экспертом. Внешние условия - воздействик (раздражения, преимущественно - звуковыми сигналами), которым подвергались эксперты. То. что слышнт человек, и есть интересующее нас восприятие.

1.1. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И АКУСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Человек-существо видящее. По сравнению со зрением другие его органы чувств (слух, осязание и т. д.) развиты значительно слабее. Именно поэтому многие чисто акустические понятия в основе своей содержат определения из мира зрительных ощущений. Мы говорим, звук окрашен , но никак не наоборот - краска звучит н т. д. Такие заимствованные определения широко используются в научно-технических работах.

Стандарт ФРГ ДИН-1320 (1959 г.) определяет понятие звук как механические колебании и волны в упругой среде, преимущсствеиио в слышимом человеком диапазоне частот (16-20000 Гц) и описывает тем самый физически измеряемые смещения зрительно воспринимаемых объектов. То, что человек слышит, т. е. его акустическое восприятие, в данном определении участвует лишь косвенно в виде дополнительного указания в слышимом человеком диапаэше частот .

Для строго научного описания слуховых экспериментов необходимо подробнее проанализировать основные положения приведенного определения. Исходвым в нем является то наблюдение, что человек со здоровым слухом, находясь в среде, в которой происходят колебательные, или волновые, процессы с частотой в диапазсяе 16-20 000 Гц, как правило, что-то слышит



()днако это отнюдь не означает, что слышимое идентично колебаниям и волнам. Ьсли человек в такой среде на время закроет ушные раковины, то, хотя он и перестает слышать, колебания среды продолжатси и могут быть восприняты им (например, косвенно с помощью физических измерительных приборов).

Для терминологической четкости мы, как по было прсАложено ранее, будем обозначать дополнительным словом сэвуковоВ от стацдартизовавио-го звук только то, что относится к физической стороне слухового процесса, в первую очередь - звуковой объект . Сюда же относятся и такие понятия, как; источник звука , звуковой сигнал , звухован волна н т. д., характс-ризуюише физическую сущность признаков звукового объекта. Акустически воспринимаемое, или слышимое, будем характеризовать дополнительным словом слуховой , имея в виду в основном с:луховой объект.

Распространена точка зрения, будто слуховой объект вызывается только звуковым воэбуждеикем. Известно, однако, что слуховые объекты (ощущения) могут возникнуть н при отсутствии явных механических колебаний, или волн. Например, слуховые галлюцинации (музыка, шумы) у людей с нарушеннимн слуха, или слуховые объекты, вызываемые искусственным раздражением слухового нерва. Тот факт, что не при каждом звуковом возбуждении воэннкаег слуховое ощущение и не каждому слуховому оиекню предшествует обязательно звуковое возбуждение, опровергает мнение, что одно вызывается только другим. То обстоятельство, что зрение человека - более дифференцированное, чем слух, - делает видимый мир богаче мира звуков, только иллюстрирует упомянутую точку зрения, но не подтверждает се.

Более строго следовало бы говорить, что определенные точно оговоренные звуковые воабуждення и слуховые объекты при определенных точно оговоренных условиях существуют одновременно, или происходят одно за другим (Блауэрт, 1969). Утверждают также, что звуковые возбуждения и слуховые ощущения связаны между собой, ассоциируются между собой или соподчинены друг другу.

Звуковые и слуховые объекты наряду со специфическими параметрами характеризуются временными и пространственными признаками (Лунгвнтц. 1933). Они возникают в определенном месте, в определенное время и имеют определенные свойства. В этой связи становится ясным понятие пространст-пенный слух . Его смысл именно в том и состоит, что слуховые объекты определяются в пространстве. В этом понятии можно усмотреть и определенную тавтологию, поскольку непосредствеяиого слуха не существует. В узком смысле понятие пространственный слух объедкниет взаимосвязи между пространственным распределением слуховых объектов и другими параметрами. Прежде всего речь здесь идет об особенностях звуковых объектов, но учитываются и прочие факторы (например, психофизиологические).

Локализуемость * слуховых оСлктов более или менее точна. Так, например, задать точно протяженность и положение звукового объекта непрерывный тон в гулком помещении невозможно. Звук воспринимается диффузным, т. е. приходящим со всех сторон. И наоборот, источники импульсных звуков (щелчков) в заглушснной камере воспринимаются точно локализованными н имеющими четкие пространственные гра1гацы. Локалнэуемость слуховых объектов характеризуют их коордкнатамн и размерами относительно других объектов, воспринимаемых как органами слуха, так и другими органами чувств и в первую очередь органами зревия.

Слуховые объекты могут вызываться звуковыми событиями в местах, которые зрению недоступны, например, внутри собствнгаого организма, в прозрачных телах, за непрозрачными экранами, стенами, строениями, громкими звуками за горизонтом, в темноте и т. д. В отлвчне от видимых объектов они воспринимаются не только в поле зрении, но во всем пространстве вокруг эксперта. Этим же слуховые ощущекня отличаются от осязания, обоняния и

* Чтобы исключить возможные термнпологнческие недоразумения, про-странствсниость восприятий мы называем локалнзуемостью , а не локализацией (Блауэрт. 1966). Высвободившееся при этом слово локализация будем использовать в другом смысле (см. гл. 2.1).



других ощущеинй. Множество точек, где могут располагаться слуховые объекты, образует акустическое пространство. Слово пространство понимается здесь в математическом смысле -как множество точек, разделенных конечными интервалами.

В литературных источниках можно встретить утверждение о том, что локализуемость не может быть изначальным признаком слуховых объектов, что этот признак возник в ходе исторического развития человека, который, накапливая опыт, научился приписывать слышимым звукам правильные места , т. е. места расположения источника звуке. Эта точка эреинн построена на предпосылке будто в нигде могут сушествовать слуховые объекты, дожидающиеся своего адреса, который к тому же может быть определен только обладающими определенным опытом. На ошнбочность такой точки зрения указывал еще Хорнбостель в 1926 г. В действительности дело заключается в том, что по мере индивидуального развития человека дифференцируется и мир его слуховых ощущений Диффузные поначалу слуковые объекты с течением времени приобретают более четкке пространственные границы, уточняются н их связи со зрительными объектами и ощущеннямп других органов чувств.

Далее. Справедливо, очевидно, правило, что положение слухового объекта в пространстве часто совпадает с местом нахождения колеблющегося тела (источника звука). Однако утверждать и связи с эти , что положен! е источника звука н есть правильное место слухового объекта п еньшей мере

сомнительно. И нсточнхк звука, и слуховой объект относятся к категорин воспринимаемого. Если их места различны, то вопрос о том, какое из них неправильно, теряет всякий смысл.

Для специалиста связи наибольший интерес представляют как раз те случаи, когда положении слухового объекта и источника звука не совпадают. Его задача состоит в том, чтобы, используя как можно меньше источников звука (например, громкоговорителей), искусственно рассредоточить слуховые объекты вокруг эксперта в помещении на приемной стороне так, как они рассредоточены в помещении иа передающем конце электроакустического тракта. Другими словами, при воспронзведенни должна быть предусмотрена возможность обеспечения слуховых объектов в тех местах, где нет громкоговорителей.

1.2. ИССЛЕДОВАННАЯ СИСТЕМА

Слуховой эксперимент, как правило, состоит в том, что эксперт, помещенный в определенные условия, подвергается звуковому воздействию известной пространственной и временной структуры н. находясь непосредственно в этих условиях, описывает по интересуем м признака св и слухов е ощущения. Такими признаками в нашем случае служат место и пр ,тяженпость одного НЛП нескольких слуховых объектов. Показать свои ощущения эксперт может НС только словами, но и жестами, нажатием сигнальных кнопок и т. д. Важно лишь, чтобы это описание позволяло делать количественную оценку признаков слухового объекта нлн объектов.

Существуют два основных способа слуховых экспериментов ~ самонссле-дование и нсследованне, проводимое наблюдателем (посторопнкм лицом). В первом случае сам эксперт является и наблюдателем. Этот способ исполь-уют павным образо при проведении предварительных, оценочных исследований. Во втором случае эксперт и наблюда эксп римеятвтор не являются одним и те- же лицо В т кой ситуации звуковой )бъект эксперта существует для экспериментатора лишь в вкде описанн Э спернмснтатор получает от эксперта описание, которое с опредсте юй сте енью вероятности позволяет суд<ть о том, что перед экспертом находится нлн паходился слуховой объект Непосредственный доступ экспериментатора к слуховому объекту эк-ерта ис ючен Если исходить из того, что для экспериментаторов, не нв-ляющихся психологами или медиками, процессы, происходящие в живом организме, как правило, не поддаются наблюдению, то объект исследовання (как это делают в теории цепей) условно можно представить в виде черного ящика , который в простейшем впде имеет два выхода и один вход (ркс. 1).



1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74