Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Электроакустические и звукотехнологические устройства 1. ВВЕДЕНИЕ В предлагаемой книге излагаются результаты слуховых экспериментов, т. с. экспериментов, в ходе которых исследуются слуховые ощущения, возникающие в определенных условиях. Под ощущением, или восприятием, здесь и далее понимаются только осознанные ощущения. Исследования ощущений проводятся рваными науками и под различными углами зрения. В принципе различают две постановки вопроса: философскую (что такое оценне вообще?) и научно-техническую (как возникают ощущения?). Первый вопрос касается сущности восприятий, и ответ на него дает представление о взаимоотношенияк воздействия и вызываемого им ощущения. Ответ гласит - воздействию противостоит ощущение ocosnairaoro его восприятия. Если воспринимающего назвать обычным понятием субъект , а предмет восприятия объект , то KqjOTKO ответ на первый вопрос можно сформулировать так: восприятие есть взаимосвязь субъекта с обьектом (Лунг-витц, 1923, 1933; Бензе, 1961). Не существует ощущения без субъекта, как нет его и без объекта Второй вопрос связан с условиями возникновения ощущений. Поскольку оиения обусюалеиы физиологическими процессами в организме субъекта, то более широко этот вопрос можно сформулировать так: какие процессы должны происходить в организме и какими должны быть внешние условия для того, чтобы у субъекта появилось ощущение объекта. Именно дайной проблеме и посвящена книга. Исследуемый организм -это человек, участвующий в слуховых экспериментах. Для краткости будем называть его экспертом. Внешние условия - воздействик (раздражения, преимущественно - звуковыми сигналами), которым подвергались эксперты. То. что слышнт человек, и есть интересующее нас восприятие. 1.1. СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ И АКУСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО Человек-существо видящее. По сравнению со зрением другие его органы чувств (слух, осязание и т. д.) развиты значительно слабее. Именно поэтому многие чисто акустические понятия в основе своей содержат определения из мира зрительных ощущений. Мы говорим, звук окрашен , но никак не наоборот - краска звучит н т. д. Такие заимствованные определения широко используются в научно-технических работах. Стандарт ФРГ ДИН-1320 (1959 г.) определяет понятие звук как механические колебании и волны в упругой среде, преимущсствеиио в слышимом человеком диапазоне частот (16-20000 Гц) и описывает тем самый физически измеряемые смещения зрительно воспринимаемых объектов. То, что человек слышит, т. е. его акустическое восприятие, в данном определении участвует лишь косвенно в виде дополнительного указания в слышимом человеком диапаэше частот . Для строго научного описания слуховых экспериментов необходимо подробнее проанализировать основные положения приведенного определения. Исходвым в нем является то наблюдение, что человек со здоровым слухом, находясь в среде, в которой происходят колебательные, или волновые, процессы с частотой в диапазсяе 16-20 000 Гц, как правило, что-то слышит ()днако это отнюдь не означает, что слышимое идентично колебаниям и волнам. Ьсли человек в такой среде на время закроет ушные раковины, то, хотя он и перестает слышать, колебания среды продолжатси и могут быть восприняты им (например, косвенно с помощью физических измерительных приборов). Для терминологической четкости мы, как по было прсАложено ранее, будем обозначать дополнительным словом сэвуковоВ от стацдартизовавио-го звук только то, что относится к физической стороне слухового процесса, в первую очередь - звуковой объект . Сюда же относятся и такие понятия, как; источник звука , звуковой сигнал , звухован волна н т. д., характс-ризуюише физическую сущность признаков звукового объекта. Акустически воспринимаемое, или слышимое, будем характеризовать дополнительным словом слуховой , имея в виду в основном с:луховой объект. Распространена точка зрения, будто слуховой объект вызывается только звуковым воэбуждеикем. Известно, однако, что слуховые объекты (ощущения) могут возникнуть н при отсутствии явных механических колебаний, или волн. Например, слуховые галлюцинации (музыка, шумы) у людей с нарушеннимн слуха, или слуховые объекты, вызываемые искусственным раздражением слухового нерва. Тот факт, что не при каждом звуковом возбуждении воэннкаег слуховое ощущение и не каждому слуховому оиекню предшествует обязательно звуковое возбуждение, опровергает мнение, что одно вызывается только другим. То обстоятельство, что зрение человека - более дифференцированное, чем слух, - делает видимый мир богаче мира звуков, только иллюстрирует упомянутую точку зрения, но не подтверждает се. Более строго следовало бы говорить, что определенные точно оговоренные звуковые воабуждення и слуховые объекты при определенных точно оговоренных условиях существуют одновременно, или происходят одно за другим (Блауэрт, 1969). Утверждают также, что звуковые возбуждения и слуховые ощущения связаны между собой, ассоциируются между собой или соподчинены друг другу. Звуковые и слуховые объекты наряду со специфическими параметрами характеризуются временными и пространственными признаками (Лунгвнтц. 1933). Они возникают в определенном месте, в определенное время и имеют определенные свойства. В этой связи становится ясным понятие пространст-пенный слух . Его смысл именно в том и состоит, что слуховые объекты определяются в пространстве. В этом понятии можно усмотреть и определенную тавтологию, поскольку непосредствеяиого слуха не существует. В узком смысле понятие пространственный слух объедкниет взаимосвязи между пространственным распределением слуховых объектов и другими параметрами. Прежде всего речь здесь идет об особенностях звуковых объектов, но учитываются и прочие факторы (например, психофизиологические). Локализуемость * слуховых оСлктов более или менее точна. Так, например, задать точно протяженность и положение звукового объекта непрерывный тон в гулком помещении невозможно. Звук воспринимается диффузным, т. е. приходящим со всех сторон. И наоборот, источники импульсных звуков (щелчков) в заглушснной камере воспринимаются точно локализованными н имеющими четкие пространственные гра1гацы. Локалнэуемость слуховых объектов характеризуют их коордкнатамн и размерами относительно других объектов, воспринимаемых как органами слуха, так и другими органами чувств и в первую очередь органами зревия. Слуховые объекты могут вызываться звуковыми событиями в местах, которые зрению недоступны, например, внутри собствнгаого организма, в прозрачных телах, за непрозрачными экранами, стенами, строениями, громкими звуками за горизонтом, в темноте и т. д. В отлвчне от видимых объектов они воспринимаются не только в поле зрении, но во всем пространстве вокруг эксперта. Этим же слуховые ощущекня отличаются от осязания, обоняния и * Чтобы исключить возможные термнпологнческие недоразумения, про-странствсниость восприятий мы называем локалнзуемостью , а не локализацией (Блауэрт. 1966). Высвободившееся при этом слово локализация будем использовать в другом смысле (см. гл. 2.1). других ощущеинй. Множество точек, где могут располагаться слуховые объекты, образует акустическое пространство. Слово пространство понимается здесь в математическом смысле -как множество точек, разделенных конечными интервалами. В литературных источниках можно встретить утверждение о том, что локализуемость не может быть изначальным признаком слуховых объектов, что этот признак возник в ходе исторического развития человека, который, накапливая опыт, научился приписывать слышимым звукам правильные места , т. е. места расположения источника звуке. Эта точка эреинн построена на предпосылке будто в нигде могут сушествовать слуховые объекты, дожидающиеся своего адреса, который к тому же может быть определен только обладающими определенным опытом. На ошнбочность такой точки зрения указывал еще Хорнбостель в 1926 г. В действительности дело заключается в том, что по мере индивидуального развития человека дифференцируется и мир его слуховых ощущений Диффузные поначалу слуковые объекты с течением времени приобретают более четкке пространственные границы, уточняются н их связи со зрительными объектами и ощущеннямп других органов чувств. Далее. Справедливо, очевидно, правило, что положение слухового объекта в пространстве часто совпадает с местом нахождения колеблющегося тела (источника звука). Однако утверждать и связи с эти , что положен! е источника звука н есть правильное место слухового объекта п еньшей мере сомнительно. И нсточнхк звука, и слуховой объект относятся к категорин воспринимаемого. Если их места различны, то вопрос о том, какое из них неправильно, теряет всякий смысл. Для специалиста связи наибольший интерес представляют как раз те случаи, когда положении слухового объекта и источника звука не совпадают. Его задача состоит в том, чтобы, используя как можно меньше источников звука (например, громкоговорителей), искусственно рассредоточить слуховые объекты вокруг эксперта в помещении на приемной стороне так, как они рассредоточены в помещении иа передающем конце электроакустического тракта. Другими словами, при воспронзведенни должна быть предусмотрена возможность обеспечения слуховых объектов в тех местах, где нет громкоговорителей. 1.2. ИССЛЕДОВАННАЯ СИСТЕМА Слуховой эксперимент, как правило, состоит в том, что эксперт, помещенный в определенные условия, подвергается звуковому воздействию известной пространственной и временной структуры н. находясь непосредственно в этих условиях, описывает по интересуем м признака св и слухов е ощущения. Такими признаками в нашем случае служат место и пр ,тяженпость одного НЛП нескольких слуховых объектов. Показать свои ощущения эксперт может НС только словами, но и жестами, нажатием сигнальных кнопок и т. д. Важно лишь, чтобы это описание позволяло делать количественную оценку признаков слухового объекта нлн объектов. Существуют два основных способа слуховых экспериментов ~ самонссле-дование и нсследованне, проводимое наблюдателем (посторопнкм лицом). В первом случае сам эксперт является и наблюдателем. Этот способ исполь-уют павным образо при проведении предварительных, оценочных исследований. Во втором случае эксперт и наблюда эксп римеятвтор не являются одним и те- же лицо В т кой ситуации звуковой )бъект эксперта существует для экспериментатора лишь в вкде описанн Э спернмснтатор получает от эксперта описание, которое с опредсте юй сте енью вероятности позволяет суд<ть о том, что перед экспертом находится нлн паходился слуховой объект Непосредственный доступ экспериментатора к слуховому объекту эк-ерта ис ючен Если исходить из того, что для экспериментаторов, не нв-ляющихся психологами или медиками, процессы, происходящие в живом организме, как правило, не поддаются наблюдению, то объект исследовання (как это делают в теории цепей) условно можно представить в виде черного ящика , который в простейшем впде имеет два выхода и один вход (ркс. 1).
|