Обновления
Хрущовки
Архитектура Румынии
Венецианское Биеннале
Столица Грац
Дом над водопадом
Защита зданий от атмосферных осадков
Краковские тенденции
Легендарный город Севастополь
Новый Париж Миттерана
Парадоксы Советской архитектуры
Реконструкция города Фрунзе
Реконструкция столицы Узбекистана
Софиевка - природа и искусство
Строительство по американски
Строительтво в Чикаго
Тектоника здания
Австрийская архитектура
Постмодернизм в Польше
Промышленное строительство
Строительство в Японии
Далее
|
Главная -> Электроакустические и звукотехнологические устройства электроакустические-звукотехнологические устройства Основная цель любых электроакустических н звукотехннческпх устройств, каково бы нн было нх назначснне, сложность н стоимость, - псредвча звуковой ннформацнн человеку. Естественно, что характернстикн н свойства электроакустических приборов должны быть рассчитаны с учетом свойств слухового аппарата человека. Поэтому изучение этих свойств приобретает для конструктора первостепенное значение. Свойствам уха как приеыииха звуковой ннформацнн посвящена кинта Э. Цвиккерв и Р. Фельдкеллера Ухо как приемник информации , вышедшая в 1971 г. на русском языке вторым изданием. Однако в ней совершенно не затрагиваются проблемы каправленнык свойств слуха Между тем сегодня умение правильно оценивать свойства слухово о аппарата человека разделять и различать звуки, приходящие по разным нанравленням. и находить решения, обеспечивающие оптимальное качество звучания, приобретает особое значение. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что широкий круг специалистов н ра-диолюй1телей все чаще стремится к созданию стереофонических н квадрафонических систем, воспроизводящих не только основные, простейшие отли<шя первичных сигналов, но и тонкие нюансы пространственных звуковых картин, а с другой - все чаще применякяся толовные телефоны для прослушнвакня художественно-музыкальных программ, содержащих не только смысловую, ко и эстетическую информацию. I-lucHHO этим проблемам посвящена книга известного исследователя нэ ФРГ Пенса Блауэрта, в которой последовательно описываются методиха и результаты экспериментов по изучению направленных свойств слуха в открытом пространстве и в закрытых помещениях. В данной кнкге рассматриваются вопросы пространствекного слуха. Однако отсутствие сколько-нибудь сложных мате атических вык адок подробность описания, разъяснение используемых базисных понятий делают книгу доступной н интересной для широкого круга читателей, в который, как нам кажется, войдут не только радноспециалнсты и квалифицированные радиолюбители, но и специалисты-акустики, профессиональные музыканты, любители музыки, врачн-отологн. архитекторы и многие другие. Одна из характерных особенностей книги -ее обширная библиография. К сожалению, в ней почти полностью отсутствуют работы наших соотечественников. Чтобы как-то восполнить этот пробел, в конце кпнги приведен небольшой, отнюдь не претендующий на полноту, перечень основных отечественных работ, затрагивающих те же вопросы. Много хлопот причинила переводчику и редакторам принятая автором тер-инология. Необходимость точного перевода понятий, отсутствие в ряде случаев адекватных русских терминов нередко заставляли отыскивать компроыис-ные варианты. В частиости, это относится к таким нашим терминаы, как ушные сигналы , медианная плоскость , локализация внутри головы я т. п. Насколько удачными они окажутся, судить читателю. Нам же остается выразить надежду, что книга И. Блауэрта заинтересует читателя, окажется ему полезной. Ваши отзывы и пожелания о книге следует направлять по адресу: 113114. Москва, М-114, Шлюзовая наб., Ю, нзд-во сЭиергня , редакция Массовой радиобибляотекн. Редакцм ПРЕДИСЛОВИЕ Предварительной подготопкя ииюрмацнн, ее обработка ii передача в пространстве ii времени - гллппос предназначение техники свяли. Она включает в себя н yacTjro, но пгритггнгниую задачу -дать человеку средство для восприятия событий, пронсх1>л111111111х п другое время, в другом месте. С этой целью в конце цешг передачи шиЛходнмо юрмнровать снгиалы, которые доносили бы до адресата звуковую ннфирмлцию. Чтобы создать у человека нллютн) нрисутствня при событии и участия в нем, необходимо также возможно более точно воспроизвести направление на источник сигнала н нлчюзию удаления от него слушателя. Это означает, что инженеры-связисты должны итубоко впнкпть п проблемы субъективного вос-нриятня человеком акустических снгналои, п чистности восприятия нх пространственных признаков, или, короче гоиори, - иристранственного слуха. Проблемами пространстпепного ciyxa злинмаетги ряд таких разных днсцнп-1ПИ, как психология, психофизика, меднцпна. с одноп стороны, и физика н теория музыки -с другой. В первую из уоыянутих групп входят естественные науки, объектом исследования иоторых изначально служит человек как сушество, сознательно воспринимающее окружаюшнП мир. Различия между пснлологней, психофизикой и фнэнологней с этой точки зрения носят только методический характ ;р. Если психология и психофизика изучают процессы. п нслодящи е ор.аннзмс чсюнска до начала акустического воспрннтня, во вреыя и ПОС1С него, то физиология исследует сами эти процессы. Медицина ясна ьзует оба метода, но интересуется прежде всего аномалиями явленнГ н пределами отклонений о1ИО(тел1.нп принятых норм. Интерес медицины к пространствсниому слуху определяется главным образом поиском методов лечения. [[аукн. составляющие друЕую ipymiy, рассмлтрпнают чслопска как конечное приемное звено цени связи. В инженерных науках явление простраист-венного слуха изучается и используется прежде всего в технике связи, но находит прнмене1П1е также в измерительной технике и при поиске решений проблем борьбы с шумами. Физика как основа архитектурной акустики свя> заиа с пространственным слухом постольку, поскольку только человек -конечная инстанция оценки акустики помещения. Наконец, музыкальную пауку интересует взаимосвязь между архитектурнойростраиствениыми ус-ловилыи при исполнении произведения и его музыкальный воздействием на слушателя. Здесь стсдует скшать, что все жанры современной музыки широко используют эффекты пространственного слуха для усиления художественного воздействия. Из сказанного ясно, что круг вопросов, связанных с пространственным слухом, весьма широк и s полном объеме едва ли доступен спсщ1ЛЛ1кту в области одной наукн. Весьма немногочисленные обзоры и работы по узкий специальным вопросам (в приведенном списке литературы ои обол1а<1сиы звездочкой) со ержат ана 13 отде ьных проблем, рассмотремних с позиции лишь той иаук11. к которой данная проблема относится. Настоящая работа является попыткой систематизировать гппргыенные знания в области пространственного слуха и дать читателю огиптмл * ирсд-ставления о проблеме во всей ее широте. Многочисленные н и 1ки пп ли- к ратурнис нсточкикн н коыыентарин по пны в тексте книги позволяют быстро иайти нужные работы по отдельным проблемам. Изложение основано главным образом на работах по психологии, пснхофнэнке, отолярннгологин. технике связи и физике. Физиологические вопросы детально не рассматриваются. Кроме того, в книге опущены подробности, касающиеся электроакустических систем передачи, поскольку литература по нкм весьма обширна. В тексте приведены соответствующие ссылки. Исследования пространствевного слуха основаны на субъективных экспериментах с участием людей н качестве экспертов. При этом складывается неправильная, по крайней мере для инженеров и физиков, ситуация: то, что слышат эксперты, становится достоянием экспериментатора не непосредственно, а по словесным описаниям. К тому же очень часто описания группы экспертов от.чнчаются одно от другого, даже при абсолютно одинаковых условиях эксперимента. Для того, чтобы все-таки получить количественные реэу.чьтаты. психологи и психофизики разработали специальные, так называемые спсихометрическне методы изыертий. Эти методы и лежащие в их основе модельные представления кратко оппсаны в вводной части. Кроме того, там же приведены некоторые замечания по теория испытательных сигналов и звуковых полей Инженерам связи и физикам они знакомы, читателям же других профессий они помогут разобраться в физико-акустических аспектах пространственного слуха. Звуковые сигналы у каждого уха -основные физические факторы пространственного слуха. Можно было бы, очевидно, рассматривать пространственный слух исходя только нэ этих сигналов и делить материал книги на главы с П031ЩИЙ теории сигналов. Однако результаты соответствующих экспериментов получены только для некоторых специальных классов сигналов и в первую очередь таких, которые при пространственном восприятии звуков существуют в свободном звуковом поле и в закрытых помещениях. По этой причине в книге сохранено традиционное деление материала по числу источников сигнала. Благодаря близости к реальным условиям такой подход имеет свои преимущества. В течение многих лет автор проводил теоретические и экспериментальные исследования пространственного слуха в Институте электросвязи Технического университета в Аахеве. Он выражает сердечную благодарность своему глубокоуважаемому учителю профессору доктору В. Ашофу, много лет бывшему дн-рсктороы института и активно способствовавшему проведению работ и написанию книги. Автор благодарит также профессоров Бер1инского технического университета Л. Кремера и Е. Р. Вергера, которые прочитали рукопись и помогли внести в нее много существенных поправок. Автор бла-одарнт и свонх сотрудников доктора П. Лапса и инженера Р. Хартмана которые оказывали помощь в работе и высказывали свои критические замечания, инженера X. [f. Платтке, обработавшего массу экспериментальных данных. Л. Биллера. подготовившего графический материал, и мадам Р. Паврат. которая перепечатала рукопись. Я. Блауэрт Аахен, август 1972 г.
|