Главная ->  Электроакустические и звукотехнологические устройства 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74

электроакустические-звукотехнологические устройства

Основная цель любых электроакустических н звукотехннческпх устройств, каково бы нн было нх назначснне, сложность н стоимость, - псредвча звуковой ннформацнн человеку. Естественно, что характернстикн н свойства электроакустических приборов должны быть рассчитаны с учетом свойств слухового аппарата человека. Поэтому изучение этих свойств приобретает для конструктора первостепенное значение.

Свойствам уха как приеыииха звуковой ннформацнн посвящена кинта Э. Цвиккерв и Р. Фельдкеллера Ухо как приемник информации , вышедшая в 1971 г. на русском языке вторым изданием. Однако в ней совершенно не затрагиваются проблемы каправленнык свойств слуха Между тем сегодня умение правильно оценивать свойства слухово о аппарата человека разделять и различать звуки, приходящие по разным нанравленням. и находить решения, обеспечивающие оптимальное качество звучания, приобретает особое значение. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что широкий круг специалистов н ра-диолюй1телей все чаще стремится к созданию стереофонических н квадрафонических систем, воспроизводящих не только основные, простейшие отли<шя первичных сигналов, но и тонкие нюансы пространственных звуковых картин, а с другой - все чаще применякяся толовные телефоны для прослушнвакня художественно-музыкальных программ, содержащих не только смысловую, ко и эстетическую информацию.

I-lucHHO этим проблемам посвящена книга известного исследователя нэ ФРГ Пенса Блауэрта, в которой последовательно описываются методиха и результаты экспериментов по изучению направленных свойств слуха в открытом пространстве и в закрытых помещениях.

В данной кнкге рассматриваются вопросы пространствекного слуха. Однако отсутствие сколько-нибудь сложных мате атических вык адок подробность описания, разъяснение используемых базисных понятий делают книгу доступной н интересной для широкого круга читателей, в который, как нам кажется, войдут не только радноспециалнсты и квалифицированные радиолюбители, но и специалисты-акустики, профессиональные музыканты, любители музыки, врачн-отологн. архитекторы и многие другие.

Одна из характерных особенностей книги -ее обширная библиография. К сожалению, в ней почти полностью отсутствуют работы наших соотечественников. Чтобы как-то восполнить этот пробел, в конце кпнги приведен небольшой, отнюдь не претендующий на полноту, перечень основных отечественных работ, затрагивающих те же вопросы.

Много хлопот причинила переводчику и редакторам принятая автором тер-инология. Необходимость точного перевода понятий, отсутствие в ряде случаев адекватных русских терминов нередко заставляли отыскивать компроыис-ные варианты. В частиости, это относится к таким нашим терминаы, как ушные сигналы , медианная плоскость , локализация внутри головы я т. п. Насколько удачными они окажутся, судить читателю.

Нам же остается выразить надежду, что книга И. Блауэрта заинтересует читателя, окажется ему полезной.

Ваши отзывы и пожелания о книге следует направлять по адресу: 113114. Москва, М-114, Шлюзовая наб., Ю, нзд-во сЭиергня , редакция Массовой радиобибляотекн.

Редакцм



ПРЕДИСЛОВИЕ

Предварительной подготопкя ииюрмацнн, ее обработка ii передача в пространстве ii времени - гллппос предназначение техники свяли. Она включает в себя н yacTjro, но пгритггнгниую задачу -дать человеку средство для восприятия событий, пронсх1>л111111111х п другое время, в другом месте. С этой целью в конце цешг передачи шиЛходнмо юрмнровать снгиалы, которые доносили бы до адресата звуковую ннфирмлцию.

Чтобы создать у человека нллютн) нрисутствня при событии и участия в нем, необходимо также возможно более точно воспроизвести направление на источник сигнала н нлчюзию удаления от него слушателя. Это означает, что инженеры-связисты должны итубоко впнкпть п проблемы субъективного вос-нриятня человеком акустических снгналои, п чистности восприятия нх пространственных признаков, или, короче гоиори, - иристранственного слуха.

Проблемами пространстпепного ciyxa злинмаетги ряд таких разных днсцнп-1ПИ, как психология, психофизика, меднцпна. с одноп стороны, и физика н теория музыки -с другой. В первую из уоыянутих групп входят естественные науки, объектом исследования иоторых изначально служит человек как сушество, сознательно воспринимающее окружаюшнП мир. Различия между пснлологней, психофизикой и фнэнологней с этой точки зрения носят только методический характ ;р. Если психология и психофизика изучают процессы. п нслодящи е ор.аннзмс чсюнска до начала акустического воспрннтня, во вреыя и ПОС1С него, то физиология исследует сами эти процессы. Медицина ясна ьзует оба метода, но интересуется прежде всего аномалиями явленнГ н пределами отклонений о1ИО(тел1.нп принятых норм. Интерес медицины к пространствсниому слуху определяется главным образом поиском методов лечения.

[[аукн. составляющие друЕую ipymiy, рассмлтрпнают чслопска как конечное приемное звено цени связи. В инженерных науках явление простраист-венного слуха изучается и используется прежде всего в технике связи, но находит прнмене1П1е также в измерительной технике и при поиске решений проблем борьбы с шумами. Физика как основа архитектурной акустики свя> заиа с пространственным слухом постольку, поскольку только человек -конечная инстанция оценки акустики помещения. Наконец, музыкальную пауку интересует взаимосвязь между архитектурнойростраиствениыми ус-ловилыи при исполнении произведения и его музыкальный воздействием на слушателя. Здесь стсдует скшать, что все жанры современной музыки широко используют эффекты пространственного слуха для усиления художественного воздействия.

Из сказанного ясно, что круг вопросов, связанных с пространственным слухом, весьма широк и s полном объеме едва ли доступен спсщ1ЛЛ1кту в области одной наукн. Весьма немногочисленные обзоры и работы по узкий специальным вопросам (в приведенном списке литературы ои обол1а<1сиы звездочкой) со ержат ана 13 отде ьных проблем, рассмотремних с позиции лишь той иаук11. к которой данная проблема относится.

Настоящая работа является попыткой систематизировать гппргыенные знания в области пространственного слуха и дать читателю огиптмл * ирсд-ставления о проблеме во всей ее широте. Многочисленные н и 1ки пп ли-



к ратурнис нсточкикн н коыыентарин по пны в тексте книги позволяют быстро иайти нужные работы по отдельным проблемам.

Изложение основано главным образом на работах по психологии, пснхофнэнке, отолярннгологин. технике связи и физике. Физиологические вопросы детально не рассматриваются. Кроме того, в книге опущены подробности, касающиеся электроакустических систем передачи, поскольку литература по нкм весьма обширна. В тексте приведены соответствующие ссылки.

Исследования пространствевного слуха основаны на субъективных экспериментах с участием людей н качестве экспертов. При этом складывается неправильная, по крайней мере для инженеров и физиков, ситуация: то, что слышат эксперты, становится достоянием экспериментатора не непосредственно, а по словесным описаниям. К тому же очень часто описания группы экспертов от.чнчаются одно от другого, даже при абсолютно одинаковых условиях эксперимента. Для того, чтобы все-таки получить количественные реэу.чьтаты. психологи и психофизики разработали специальные, так называемые спсихометрическне методы изыертий. Эти методы и лежащие в их основе модельные представления кратко оппсаны в вводной части. Кроме того, там же приведены некоторые замечания по теория испытательных сигналов и звуковых полей Инженерам связи и физикам они знакомы, читателям же других профессий они помогут разобраться в физико-акустических аспектах пространственного слуха.

Звуковые сигналы у каждого уха -основные физические факторы пространственного слуха. Можно было бы, очевидно, рассматривать пространственный слух исходя только нэ этих сигналов и делить материал книги на главы с П031ЩИЙ теории сигналов. Однако результаты соответствующих экспериментов получены только для некоторых специальных классов сигналов и в первую очередь таких, которые при пространственном восприятии звуков существуют в свободном звуковом поле и в закрытых помещениях. По этой причине в книге сохранено традиционное деление материала по числу источников сигнала. Благодаря близости к реальным условиям такой подход имеет свои преимущества.

В течение многих лет автор проводил теоретические и экспериментальные исследования пространственного слуха в Институте электросвязи Технического университета в Аахеве. Он выражает сердечную благодарность своему глубокоуважаемому учителю профессору доктору В. Ашофу, много лет бывшему дн-рсктороы института и активно способствовавшему проведению работ и написанию книги.

Автор благодарит также профессоров Бер1инского технического университета Л. Кремера и Е. Р. Вергера, которые прочитали рукопись и помогли внести в нее много существенных поправок. Автор бла-одарнт и свонх сотрудников доктора П. Лапса и инженера Р. Хартмана которые оказывали помощь в работе и высказывали свои критические замечания, инженера X. [f. Платтке, обработавшего массу экспериментальных данных. Л. Биллера. подготовившего графический материал, и мадам Р. Паврат. которая перепечатала рукопись.

Я. Блауэрт

Аахен, август 1972 г.



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74