Главная -> Законодательство (Не встанет без мира храм)

* * *.

О Том, что в яренске вот-вот начнется строительство часовни узнал я в августе прошлого года: прихожан в церкви призывали жертвовать - кто сколько может - на возведение нового храма в селе. Сообщалось, что будет стоять он над местом погребения старца феогноста, глубоко почитаемого в республике коми. Жил он долгое время в яренске, люди возрастом постарше, помнят, что работал он сапожником в местном кбо. Стал монахом (до сих пор стоит в домике сторожа на кладбище его келья), с большой седою бородой и строгим, казалось бы, осуждающим взглядом, ходил по яренским улицам. Скончался он в яренске в конце марта нынешнего года и по завещанию его на яренском кладбище был и похоронен.

Строительство, несмотря на то, что многие яренчане слышали о нем впервые, должно было вот-вот начаться: неподалеку от церкви был выгружен щебень, другие строительные материалы.

Мне повезло: из инициативной группы по сохранению духовного наследия старца республики коми иеросхимонаха феогноста (так она официально именуется) удалось застать инокиню маргариту. Она называет себя духовным чадом умершего, приехала из москвы. С готовностью откликнулась на то, чтобы встретиться, сказала, что ждет меня в домике сторожа на кладбище.

Кладбище в селе старое, можно здесь увидеть сохранившиеся каменные надгробия еще вековой давности. Со всех сторон дорогами зажатое, уже в ближайшие годы оно заполнится настолько, что клочка земли свободной не сыскать. Оттого-то и огораживают с запасом могилы усопших живущие родственники, стараясь тем самым местечко и для себя сохранить. Новое-то кладбище еще неизвестно где будет. А ведь каждому, небось, хочется думать, что после кончины ему с предками своими лежать уготовано, а не на новом месте в одиночестве.

Пока еще места на кладбище хватает, но уже сейчас на застолбленные эти участки земли многие поглядывают неодобрительно. Что же будет, когда целый объект на земле кладбищенской начнут возводить, пусть даже для благой цели?

опыт печальный, когда мнением людским для дела благого пренебрегли, еще у яренчан из памяти не стерся. Вознамерились однажды служители церкви в парке, на месте, где некогда стоял большой храм, поставить огромный памятный крест. Надо площадку от деревьев очистить. Уж каким там миром чистили - под покровом темноты, дабы внимания лишнего не привлекать, валили нанятые мужики на землю березы в парке. Было от кого скрываться, в яренске погубленные те березы возмущение вызвали немалое. В результате и креста не поставили, и оставили посредине парка пустырь, травой да кустарниками зарастает он сейчас.

* * *.

- НЕмножко подождите, мы сейчас закончим писать письмо, - матушка маргарита встретила меня благодушно, - и с вами поговорим. А пока я вам дам наши бумаги, поместите в вашей газете то, что в них написано - этого будет вполне достаточно. От себя лучше ничего не писать, если какие-то вопросы есть, сомнения, тут поговорим.

В бумагах шло перечисление чудотворений, которыми сопровождалась кончина старца: мироточили и преобразились иконы, оказалась не промерзшей земля на месте погребения.

Перечень чудес был велик, но невольно я прислушался к тому, что диктовала матушка. Это письмо к женщине, чьи родители похоронены много лет назад и теперь их могилы оказались по соседству с могилой старца, то есть явно служили помехой строительству. В учтивом тоне предлагалось либо перезахоронить останки родителей в другое место, либо на них будет возвышаться часовня памяти усопшего иеросхимонаха.

Фамилия родителей женщины, в чей адрес должно было отправиться письмо - тяпугины, москвичке, возможно, ничего не говорила. А вот если взять в руки книгу о яренске, то там сообщается, что был николай тяпугин одним из замечательных педагогов, работавших здесь в начале века. Известен он и как руководитель хора, которым славился яренск, и как организатор литературно-музыкальных вечеров, они и назывались тогда так - тяпугинские.

Бумаги я в сторонку отодвинул - подождут, и решил по поводу диктуемого письма матушку маргариту порасспросить.

- Дело в том, - стала она объяснять, - что первоначально планировалось поставить часовню одних размеров, а потом место еще раз посмотрели: можно оказывается ее размеры увеличить. За счет этих старых могил.

- А ну как жители села возмутятся: тяпугин - все же лицо для яренска историческое.

- Ну, знаете, - пришлось выслушать суровую отповедь на глупый вопрос, - если какая-то кучка сатанистов и будет выступать против, то на нее и внимания обращать не стоит. Нам благословение на строительство часовни дал сам епископ сыктывкарский и воркутинский питирим. Он присутствовал на отпевании старца, и когда узрел, какие чудеса храме яренском происходят, как дитя радовался. А потом сказал нам: благословляю вас на строительство часовни над местом погребения отца феогноста. Есть и благословение епископа архангельского и холмогорского тихона. И с местными властями все вопросы строительства мы согласовали, кто ж теперь посмеет голос против поднять?

только сатанисты!

моя собеседница предъявляла мне все новые доказательства необходимости возведения над могилой старца часовни. На стол был выложен снимок с изображением усопшего старца в гробу, на фото белело пятно в виде овала. Я бы счел пятно браком при печатании фотоснимка, однако и это был божественный знак свыше, явно указывающий на святость старца.

* * *.

Я Прошел на место могилы отца феогноста. Судя по вбитым колышкам, будущее строение закрывало могилы супругов тяпугиных. И не только их. Рядом виднелось старое каменное надгробие, поставленное без малого сто лет назад, хоть и с трудом, но прочитывалось на нем имя константина попова. Лицо тоже для села историческое: инспектор народных училищ был человеком, много сделавшим для просвещения всего яренского уезда. Это благодаря его настойчивости было построено в 1905 году двухэтажное здание училища. В нем еще до недавнего времени располагалась и школа, пол-яренска в стенах этих отучилось, не меньше.

Еще несколько старых захоронений виднелись рядом. С другого боку были видны детские могилки, ни крестов и не имен не сохранило время, остались лишь небольшие бугорки. Они тоже попадали под тень будущей часовни, становились площадкой для ее фундамента.

- Как же так, - спросил я у одного из сторонников строительства часовни, который вызвался проводить меня, - ведь вы же местный человек, понимаете, что на руси никогда и ничего не строили на чужих могилах?

- да я понимаю, - вроде бы и соглашался он, - так ведь благословение есть. Надо строить.

* * *.

К Сентябрю первые слухи о строительных работах на кладбище уже прошли по селу, рождая недоуменные вопросы. Кто такой отец феогност, что такого он сделал для яренска, раз ему воздаются такие почести? но главное: для чего нужно строить часовню на могилах, разве не найти для этого другого места?

можно ссылаться на чудеса, происходящие столь обильно в церкви, да все ли так сильно верят в них? инициаторы постройки вскоре поняли, что отвечать на эти вопросы придется не маленькой кучке сатанистов, но всему селу. Вспомнили о том, что был феогност участником войны, имел награды, тогда пошли навстречу сельчанам, объявили: часовня будет поставлена и в память всех яренчан, кто погиб в годы великой отечественной. А заодно и в память всех жертв политических репрессии, сгинувших в этих местах. Да-да, это будет целый мемориальный комплекс, которым еще станет гордится село, с поминальным крестом и цветами...

И все бы ладно, но вот собрался в яренске районный совет ветеранов войны, практически это был совет старейших жителей села. На встрече этой инициаторы строительства поделились своими планами о часовне. А вместо слов благодарности услышали совсем обратное.

- Мы не против самой часовни, - ветераны выступали горячо, кто-то уже и в карман за таблетками сердечными полез, - но мы не позволим нарушать могилы наших земляков. Не позволим ради памяти одного человека топтать могилы, а значит и память других! подберите для часовни другое место, его в яренске хватает.

- Ваше решение для нас никакой силы не имеет, - матушка маргарита не скрывала своего неудовольствия от такой встречи, - все документы на строительство у нас уже подписаны.

Документы, и правда, подписаны. Многих из тех, кто ставил под ними подписи, видно, уж больно соблазнила возможность получить не часовню - мемориал, ничего не вкладывая в строительство его: мир соберет. То, что будут порушены могилы, в счет не бралось.

А между тем, собирались в селе и другие подписи. Против того, чтобы на могилах яренчан, чьи имена остались в истории района, велось какое-то строительство, выступили с открытым письмом на страницах районной газеты работники краеведческого музея. Свои подписи под ним поставили и ветераны войны, требуя прекратить надругательство над могилами.

- Если бы кто-то могилу перерыл, покойника в гробу перевернул - вот это надругательство, - говорил на встрече с учителями яренской средней школы отец вадим, настоятель храма всех святых в яренске, - мы же, если на месте строительства попадутся какие- то кости, перезахороним их. Мы действуем по закону.

Однако у коллектива педагогов на сей счет была своя точка зрения. То, что на останках их коллег, работников просвещения начала века, ведется стройка, они назвали варварством. Многие яренчане поддержали их: под требованием остановить строительство на могилах земляков поставили свои подписи около четырехсот жителей яренска.

* * *.

ОТношения церкви с одной стороны, власти и населения с другой, сейчас только утанавливаются. Понятно, что они не всегда простые. Иногда кажутся слишком благостными, что и тень-то бросить нельзя. Но недорозуменя и разногласия случаются везде. В этом нет ничего страшного, если стороны находят взаимопонимание, готовы всылушать друг друга и пойти, если необходимо, на компромисс.

К примеру, уж как долго велся спор в яренске по поводу спасо-преображенского собора, где размещается краеведческий музей. Служители церкви требовали вернуть его верующим, и незамедлительно. Районные власти отказывали им в этом: нет в селе подходящего помещения для музея. Вопрос разрешился компромиссом: раз в году совершается в яренске крестный ход от действующей церкви к собору и там проводится служба.

В лоне церкви порой поминают недобрым словом времена воинствующего атеизма. К сожалению, иногда и здесь не прочь воинственные те методы возродить, беря их уже на свое вооружение. Тогда и навешиваются с легкостью ярлыки сатанистов на всех тех, кто позволил высказать свои сомнения в правильности рожденных в стенах церкви планов.

К мнению педагогов, работников музея, ветеранов войны не прислушались. Осенью был установлен фундамент, он прошел как раз через могилу николая тяпугина. Как относятся к этому в селе? кто присутствовал при освящения закладного камня церкви в урдоме, те помнят, в каким праздником вылилось оно, какое количество народу собрало. Закладной камень будущей часовни в яренске освящался, казалось бы, в глубоком секрете, без объявлений, и наблюдало за сим таинством лишь несколько человек.

Но к зиме эмоции поулеглись, что сейчас разводить руками противникам строительства: бетонный фундамент встал над могилами, не ломать же его сейчас. Однако и другая сторона начинает понимать: не с кучкой сатанистов - с общественным мнением села приходится вести спор. Сегодня это сказывается пока только на сборе средств: в журнале жертвователями записаны почти сплошь производственные предприятия республики коми, жители городов ухты, сыктывкара. Из коми, приезжают люди побывать на могиле старца, уже почитаемого, как святой. Кого-то, возможно, привлекает мысль, что будет у земли коми такой святой. Как вот женщина из ухты - ее сыну отец феогност помог излечиться от наркотиков.

И при этом - почти полное равнодушие яренчан. Это сейчас, а что потом, когда часовню достроят? будет стоять пустой?

- мы понимаем, что совершили тогда ошибку, - говорит матушка маргарита, мы снова встретились с ней в конце декабря, совсем другой разговор идет между нами, - мы считали: раз есть благословение, раз документы оформлены, то можно строить больше никого не спрашивая. Давайте подумаем, как от этого негативного отношения к часовне избавиться. Ведь не все понимают, что сейчас сюда поедут паломники со всей страны, уже несколько человек из коми собираются купить здесь дома.

Я верю в искреннюю озабоченность моей собеседницы таким отношением сельчан к часовне. Хотя и понимаю, что озабоченность эта имеет, что и понятно, также материальную сторону: сейчас инициативная группа ищет инвесторов в москве, а неприятие храма в самом селе могут их отпугнуть.

- Надо переходить к миру, - продолжает она, - противостояние не нужно ни вам, ни нам.

На очередном заседании инициативной группы тоже говорили об отношении жителей яренска к строительству часовни. Было решено с помощью местной печати рассказать о благостных делах отца феогноста, о том, что даст возведение часовни всему яренску.

Если бы это случилось раньше, ведь все могла быть по-другому...

Угрюмов.

Главная -> Законодательство

Азбука бухучета У меня зазвонит телефон? татьяна владимирова Вники - 50 лет на ниве внешнеторговой теории и практики Война бутербродов Вопрос-ответ Вторая великая революция В 10 отраслях из 13 объем производства продукции превысил уровень прошлого- строительные материалы Хроника стихии: день за днем 22 июня в результате проливных дождей- строительные материалы Зеленыи светофор реформы Знак качества ставить некуда элитарное жилье в регионах: дома особняком Бутурлинский район